«ВЗГЛЯДЫ": ДЕКЛАРАЦИЯ КОНФЛИКТА
Выставка «Взгляды», открывшаяся в Центре современного искусства на Контрактовой площади, является первой большой экспозицией после перехода этой галереи в подчинение Киево-Могилянской академии.
Здесь собраны работы более чем двух десятков участников преимущественно из Украины, а также из Узбекистана и России; соорганизатором является базирующаяся в Киеве группа молодых художников «Худрада». Проект включает не только выставку, но и двухнедельный ряд лекций и круглых столов, а также акцию-сателлит «Видео на заборе».
При попытке анализа экспонируемых работ наталкиваешься на давнее противоречивое между содержанием и формой.
Формально здесь ничего нового нет.
Так, Евгения Белорусец (Киев) в «Раздвоении» выставила несколько черно-белых социальных фотографий из жизни рабочих Херсонского машиностроительного завода, а также распечатанные записи впечатлений свидетелей одного из митингов на заводе.
Харьковская группа «Соска» ограничилась показом давнего, еще 2004 года, видео об акции «Побелка», когда посетителям галереи рекомендовалось собственноручно забелить стену с портретами всех 24 кандидатов на пост президента.
Никита Кадан (Киев) пристроил на стену зеркало в форме флага.
На обратной стороне той же стены - маленькие графические рисунки Николая Власова (Киев), выполненные на компьютере, тема - марксизм и капитализм.
Давид Чичкан (Киев) построил инсталляцию «Сон синдикалистки» - на стене нарисована спящая девушка, сновидение зафиксировано в нескольких картинах над ней, рисунок на стене сливается с реальной кроватью и одеялом, выполненными в цветах анархо-синдикалистского флага.
Черно-белый фильм Дмитрия Моисеева (Киев) «Пришелец» описывает несчастливое прибытие инопланетянина на Землю: очень скоро на комичное существо нападает вооруженная палками злая детвора.
Недалеко от экрана, на небольшом постаменте - черный пакет с золотой надписью: «Когда в холодную зимнюю ночь твой друг постучится к тебе - открой дверь, обними и согрей его, напои горячим чаем» (Владимир Кузнецов, Киев).
«Мобильный спиритический сеанс» Андрея Устинова (Санкт-Петербург - Кельн) - видео о приключениях «медиума» - закутанного в черное статиста, который ездит по улице на инвалидной коляске, с телевизором на коленях, и за умеренную плату (один евро) передает собственным голосом телепрограммы, которые слышит в наушниках.
Уличное видео акции Анатолия Белова (Киев) с единомышленниками «Почем(у) мораль?»: молодые художники клеят на стены черно-белые бумажные аппликации с изображением сюрреалистических персонажей, у которых вместо голов - тележки из супермаркетов, заполненные потребительским хламом.
Видео Александра Барковского (Ташкент) «ТВ «Религия» показывает шепчущие молитвы губы, считающие деньги руки и другие руки, держащие Библию.
Также религиозной темы касается общая работа Олега Перковского (Львов) и Василия Лозинского (Киев) «Декалог» - десять заповедей написаны большими золотыми буквами на одной стене, надпись «Deus Ex Machina» (Бог из машины) на второй, на третьей - видеопроекция номеров домов.
Так что остается повторить: это не ново, все приемы применялись раньше сотнями художников в Украине и за границей намного эффектнее и эффективнее. Большинство средств слишком прямолинейно. То есть если ограничиться лишь вопросом формы, то «Взгляды» не представляют собой ничего интересного.
Однако здесь как раз тот случай, когда важно также и то, что за всем этим стоит. Ведь, по сути, «Взгляды» - это едва ли не первая выставка откровенно политического искусства. Так как тот же Херсонский завод - место невиданного до сих пор столкновения рабочих с владельцами предприятия и властью - завод захвачен рабочими, которые не хотят его закрытия, и удерживается ими уже не первый месяц, и потому собранные Белорусец материалы прочитываются как острые свидетельства этого восстания. Полулюбительская история Моисеева о пришельце - это пусть наивное, однако искреннее обвинение общества в озверении, коснувшемся даже детей. Давид Чичкан - активист антифашистского движения, и его инсталляция является фиксацией тревожной яви, того возмущенного состояния, в котором пребывают многие молодые умы. Фильм Устинова, показывающий приключения «медиума» в Лионе и Москве, превращается в очень показательное сравнение демократии настоящей и «суверенной» - если на толерантном Западе мобильные «пророчества» воспринимают как игру, в которую охотно включаются даже взрослые люди, то в путинско-медведєвской России один из прохожих сразу хочет вызвать милицию, а заканчивается акция настойчивым милицейским «снимите масочку!». А «Почем(у) мораль?» очень точно выглядит рядом с предвыборными плакатами наших «кристально честных» политиков. И правду не скроешь - религия сегодня во многом превратилась в смесь прибыльного бизнеса и настойчивой, далекой от смирения идеологии. А многие видят в различных флагах лишь отражение собственного эго...
«Взгляды» не являются революционным словом в искусстве, но представляют собой довольно убедительную декларацию о намерениях - творить в действительно левом, идейно бескомпромиссном русле, дать наконец актуальной отечественной культуре то измерение, которого ей остро не хватает, или, как сказано в пресс-релизе, «вызывать в украинском художественном сообществе, прежде всего в ее молодой части, стремление к установлению связей с общественной жизнью, с ее болью и энергией. Утвердить в художественной среде приоритетность связей с образованием и критическим активизмом, а не с декором существующего положения вещей».
Станут ли намерения действиями - покажет время.
Дмитрий Десятерик