Итак, наступил третий день нашего путешествия, и его нам предстояло от начала до конца провести на теплоходе, без возможности сойти на берег. Были запланированы остановки в населённых пунктах Сосновка, Чаваньга, Тетрино и Чапома. Но судно ни к одному из них не причаливает. Всё происходит следующим образом: в 1-2 километрах от берега бросается якорь, и теплоход стоит в ожидании новых пассажиров, доставляемых на борт либо на катерах, либо на моторных лодках, либо на специальной понтонной платформе. Не всегда корабль останавливается в указанных населенных пунктах строго по порядку. Так, например, у Сосновки должны были останавливаться на обратном пути, но из-за штормового предупреждения именно Сосновка стала первой нашей остановкой на Белом море.
А Белое море в тот день было весьма неспокойным. Постоянно шёл дождь, то усиливаясь, то едва морося. Я не мог на глаз определить, был ли полноценный шторм. Однако волны были внушительны: они едва ли не переворачивали мелкие катера и лодки, а также время от времени обрушивались мелкими брызгами на открытую палубу нашего теплохода. В общем, корабль раскачивался весьма ощутимо.
Кстати, о качке. Неприятностей нам с Алиной она не доставила. И хоть наверное не было той классической качки, сшибающей с ног и швыряющей людей из стороны в сторону, тем не менее, как я уже сказал, качало нас неслабо. Но мы уже так привыкли к неустойчивому полу под ногами, что просто уже не обращали внимания на усиливающиеся время от времени колебания. И если первые два дня мы передвигались по коридорам хватаясь за поручни, то на третий день уже ходили свободно. Так, словно качка - привычное и совершенно естественное явление.
Однако была другая неприятность - повышенная солнечная активность. Ещё накануне ближе к полуночи я заметил на небе некое подобие северного сияния, а именно едва различимое зарево в просветах между тучами. Может сияние мне примерещилось, но магнитные бури в тот день действительно были, и наутро у меня раскалывалась голова. Впрочем, интересных событий в тот день было столько, что о головной боли я вспоминал редко.
Немного слов о быте на теплоходе.
С едой проблем не было. Ещё до прилёта в Мурманск я позвонил бармену теплохода Олегу и предупредил его, что мы будем кататься как круизёры и заодно попросил организовать питание. Олег пообещал всё сделать в лучшем виде, и в итоге своё обещание выполнил. Рацион наш не ограничивался бутербродами, а были также вкусная курица-гриль с пловом, овощами и зеленью, молочные каши и блинчики с творогом. А борщом и ухой нас с Алиной и вовсе бесплатно накормили. Что касается цен в баре, то они не особо кусались. В среднем, в день я тратил на еду 700-800 рублей. Пиво в баре дорогое, но у меня была возможность ходить в продуктовый магазин в Островном. Там цены хоть и были примерно как в Магадане, но всё же ниже, чем в баре.
После того, как Марина с дочкой сошли в Островном, мы с Алиной жили в каюте одни. Но так продолжалось до середины третьего дня, пока к нам не присоединилась молодая семья из Тетрино, с грудным ребёнком "без места". И хоть в каюте стало заметно теснее, новые попутчики нас совершенно не напрягали. Наоборот, мы даже замечательно сдружились, особенно с главой семьи - Андреем. Отличный парень оказался. Мы и по сей день периодически списываемся. Также он здорово выручил, дав мне свой мобильник, чтобы я мог позвонить в Москву и предупредить своих, что ещё три дня буду не абонент.
А ещё за один день мы два раза пересекли Северный полярный круг: сначала в сторону юга, а потом обратно в сторону севера. Таким образом, за весь отпуск я пересёк полярный круг с той и другой стороны по два раза - т.е. всего 4 раза.
А что касается фотографий, то на этот раз они будут больше посвящены быту на корабле. Терский берег был в нескольких километрах от нас, и объектив не мог взять такое расстояние. Но всё же на некоторых снимках заметно, что лесные пейзажи Терского берега заметно отличаются от суровых тундровых скал на берегах Баренцева моря.
Сосновка
Сосновка - село в Ловозерском районе Мурманской области. Население - 45 человек (2010 г.). Сообщение с другими населенными пунктами осуществляется воздушным транспортом. В принципе, сказать о Сосновке больше нечего. Разве только то, что там жили саамы. И наверное живут по сей день.
1. Время 4:00. Сосновка. Просыпаюсь от грохота и холода. Иллюминатор был открыт, и прямо напротив него громыхали трапом. В тот момент я не понимал, что вообще происходит. Во-первых, на это время не была запланирована остановка. Во-вторых, непонятно, почему виден какой-то берег, если наша каюта располагалась по левому борту, со стороны открытого моря.
2. Выйдя на корму, я уже разглядел, что это был небольшой остров. Позже узнал, что называется он Сосновец.
3. На теплоходе появились новые пассажиры: вот эта девушка и ещё 2-3 молодых человека. В том числе, фотограф Сергей, с которым удалось пообщаться уже в конце путешествия и узнать о некоторых интересных маршрутах.
4. Время 11:30. Завтракаем в баре. Подача и сервировка блюда были весьма достойными.
5. Жду кашу. Алина ест мало, так что большая часть тарелки в итоге досталась мне.
Чаваньга
Чаваньга - село в Терском районе Мурманской области. Входит в сельское поселение Варзуга. Население - 87 человек (2010 г.). Село известно с середины XVII века как поселение для ловли сёмги Соловецкого монастыря. В 1863 году на средства сельчан в Чаваньге была построена церковь во имя святого Архистратига Божия Михаила, заступника небесного. Сообщение с другими населенными пунктами осуществляется воздушным транспортом. Расположено на берегу реки Чаваньга, при впадении её в Белое море. Рядом с селом разрабатывались месторождения аметиста.
6. Время 12:00. Стоим у села Чаваньга. Погода дождливая, берег в тумане толком не видно...
7. Прибыли новые пассажиры. Среди них будет и девочка Соня (не та, которая из Островного), с которой подружится Алина.
8. Моторная лодка-тягач.
9. Понтонная платформа с пассажирами. Жителям Чаваньги повезло: такой способ доставки пассажиров на борт весьма удобен для местных условий. Разве что навеса от дождя не хватает.
10. Наш знакомый велосипедист. Единственный, кто сошёл в Чаваньге.
А дальше была рыбалка. С кормы мы спустились в полуоткрытую часть главной палубы (куда давеча доступа не было), и стали наблюдать как члены корабельного экипажа ловили всякую разную рыбёшку.
11. На полу уже валялась небольшая треска. Вот и уху можно варить.
12. И рядом лежал небольшой бычок.
13. Алине было очень интересно наблюдать за массовой рыбной ловлей, и вскоре она начала отчаянно просить, чтобы и ей дали удочку.
14. Бычок с разных ракурсов.
15.
16. А вот на такое жутковатое многоногое существо ловили рыбу.
17. Рыбаков было много, к борту не подступишься. Но нам всё же дали немного порыбачить. Алина была в неописуемом восторге!
18.
19. И Алина даже поймала одного бычка! Радости её не было предела.
А вот с позированием получилось не очень. Бычок кусался :)
20. Держу в руке алинину добычу.
21. А вот кто-то выловил бычка покрупнее.
22. И кто-то наловил целое ведро мелкой трески.
23. Вид на Чаваньгу. Туман рассеялся, и уже можно было разглядеть село.
24.
25. Видны ветроагрегаты. Такие были почти в каждом прибрежном селе.
26. Покидаем Чаваньгу.
27.
Тетрино
Тетрино - поморское село в Терском районе Мурманской области. Входит в сельское поселение Варзуга. Население - 18 человек (2010 г.). Сообщение с другими населенными пунктами осуществляется воздушным транспортом. О селе нашёл в интернете
интересный рассказ.
28. Вид на село Тетрино. В центре - Троицкая церковь.
29. А вот фотография села Тетрино, которой со мной поделился Андрей.
Жаль, что не было возможности сойти на берег и погулять по селу хотя бы часик.
30. Терский берег.
31.
Чапома
Чапома - село в Терском районе Мурманской области. Входит в сельское поселение Варзуга. Население - 81 человек (2010 г.). Село расположено на берегу Белого моря, в устье реки Чапома. Сообщение с другими населенными пунктами осуществляется воздушным транспортом. Труднодоступный населенный пункт.
В селе имеется рыболовецкий колхоз, развит промысел гренландского тюленя и сёмги.
В Чапоме разыгралась настоящая драма. Погода к тому моменту окончательно испортилась - дождь усилился, волны разбушевались. В отличие от жителей Чаваньги, чапомовцы своей пассажирской баржи не имеют, поэтому люди доставлялись на борт теплохода на катерах и моторных лодках.
32. Чапома.
33. Прибыл первый катер.
34. Подошёл и второй. Видно, каким способом решил согреться один из пассажиров. В дальнейшем это ему аукнулось...
35. А на этом катере очень громко ругались с персоналом теплохода по поводу мешавших рыболовных снастей. Одна из пассажирок решила зафиксировать инцидент на фотокамеру, чтобы в дальнейшем подать жалобу.
36. А затем случилась разборка локального масштаба. Первый катер совершил не очень аккуратный манёвр и окатил волной пассажиров второго катера.
37. На пострадавшем катере возникла паника, ругань, рёв. Промокшие насквозь дети были напуганы и громко плакали. Хозяин лодки истошно кричал и угрожал второму лодочнику: "Выйдем на берег - я тебе морду разобью!"
38. Катера продолжали вальсировать. Повыясняв между собой отношения, стали думать, как подходить к спущенному трапу теплохода. Из-за разгулявшихся волн сделать это было очень непросто.
Дальше зрелище было не для слабонервных. Несколько попыток перебраться с катеров на трап не увенчалось успехом. Снова послышались вопли, истерики, требования опустить трап пониже. Апогеем стало падение в воду лысоватого мужчины - того самого, который перебрал с горячительными напитками. Его, мокрого насквозь, кое-как затащили на трап, а с катеров уже и ему начали угрожать мордобоем.
39. Женщин и детей долго поднимали на борт. Замёрзших, мокрых, перепуганных насмерть, их довольно долго успокаивали. На требования предъявить паспорта та пожилая женщина, которая фотографировала, чуть ли не с кулаками набросилась на персонал корабля: "У вас что, совести совсем нет??? Не видите, в каком мы состоянии?! Да мы тут чуть не перетонули все к чертям!"
40. Вот такие смех и горе на Белом море... Когда все утихомирились, я взял обратные билеты до Мурманска. За свой заплатил 1239 рублей, за алинин - 620 рублей.
41. Где-то только к вечеру погода более-менее успокоилась. Теплоход уже следовал в сторону Баренцева моря.
Вот такой был насыщенный событиями день. Вечером с Андреем душевно посидели в баре, после чего выходили ненадолго на корму. Спать легли довольно рано.
На теплоходе предстояло провести ещё две ночи.