Художественный фильм «Холоп» (Россия, 2019)

Jan 24, 2020 15:09

В промежутках между двумя больничными, когда был почти уверен в своём окончательном выздоровлении, я всё-таки выбрался в кино. Вопрос с выбором фильма даже не возникал. Все так нахваливали российскую комедию «Холоп», что сомнений не оставалось: надо идти!

И я уверенно пошёл. И посмотрел...

Вот какой сюжет у фильма. Главный герой в исполнении Милоша Биковича - аморальный и обнаглевший мажор Гриша - попадает как бы в прошлое, в XIX век. На самом деле над ним проводится изощрённый психологический эксперимент, подстроенный отчаявшимся отцом-олигархом (Александр Самойленко) и эксцентричным психологом (Иван Охлобыстин): избалованного мажора превращают в обычного холопа Гришку, живущего в хлеву на территории барской усадьбы. Его окружают актёры, чья цель - изменить его жизнь и личность. За каждым его движением пристально следит команда психолога с помощью множества камер.



Тема весьма интересная и увлекательная. У картины был замечательный потенциал. Можно было так разгуляться, что получился бы достойный ответ американскому «Шоу Трумана». Да я даже могу привести и другой весьма удачный фильм, причём российский, с темой попадания в прошлое и последующим перевоспитанием главных персонажей - «Мы из будущего» (я про первую часть, а не - боже упаси! - про вторую). Динамичный и захватывающий фильм с идеологически правильным посылом. Да, там была идиотская любовная линия и отвратительно играющая Екатерина Климова. Но всё остальное было классно. Даже Данила Козловский в то время ещё не раздражал.

А что же «Холоп»?

Как ни прискорбно, но я испытал разочарование. Боже мой! Это и есть самая успешная российская комедия, которая побила все кассовые рекорды? Вот этот проходной фильмец, почти целиком построенный на пошлом и примитивном юморе?

Слушайте, я что-то совсем ничего не понимаю в этой жизни. Все без исключения нахваливали «Холопа», причём и те люди, с мнением которых я почти всегда был солидарен. Да даже многие кинокритики, которых я считал адекватными и непредвзятыми, откровенно врали, например, что в фильме нет пошлого юмора. Что шутки исключительно добрые, и комедия подойдёт для семейного просмотра. Да уж! Открывающая сцена так и кричит: я - комедия для семейного просмотра! Такое впечатление, что многие рецензоры вообще не смотрели фильм или просто продались с потрохами.

Кстати, я ничего не имею против пошлого юмора. Например, фильм Романа Каримова «Неадекватные люди» напичкан им под завязку. Но «Неадекватные люди» мне безумно нравится. Там я вижу действительно живых людей, которые и общаются как живые люди, а не ведут себя как безэмоциональные картонки, послушно тараторящие заученный текст. Поэтому и любые шутки звучат уместно. Самое главное, они СМЕШАТ! Хотя «Неадекватные люди» даже не комедия, а скорее драма, затрагивающая весьма серьёзные темы.

Повторюсь, сама идея фильма «Холоп» классная. Сюжет увлекает и интригует. Вот только реализация подкачала.
Есть множество "но".

Во-первых, невозможно создать такую обстановку в принципе. В первый же день Гриша бы увидел или услышал пролетающий в небе самолёт, отчего вся имитация прошлого сразу бы провалилась. Самое смешное, что даже персонаж акцентирует на этом внимание. То есть фильм демонстративно тычет пальцем в собственный же ляп! Поразительно... Тут можно списать всё на кинематографическое допущение, однако это ведь не жанр фэнтези. Нельзя просто так взять и отменить летающие по небу самолёты и вертолёты.
Во-вторых, главный герой настолько мерзкий и отталкивающий, что ему совершенно не хочется сопереживать. И в конце у меня не складывается впечатления, что он перевоспитался. Скорее мажор просто прикинулся совестливым и благородным героем, чтобы покорить хорошенькую и привлекательную самку. Он на такое очень даже способен, что было показано в самом начале картины.
В-третьих, мне не понравилась второстепенная любовная линия с отцом Гриши и Анастасией (Мария Миронова). От неё отдаёт какой-то скучнейшей и пошлой ванилью.
В-четвёртых, юмор. Довольно слабый и плоский, как я уже говорил. Но, справедливости ради, местами мне всё же было смешно. Понравилось, как в бутафорском старинном мире иногда проскакивали анахронизмы и как при этом имитаторы прошлого ловко выкручивались. Во многом благодаря тому, что испытуемый слишком "тупой" (цитата) и не может отличить XIII век от XIX-го. Вообще очень выигрышная тема. Любой исторический ляп можно оправдать тем, что это просто организаторы шоу затупили.
И всё же, повторюсь, не все шутки заходили как надо. Не в последнюю очередь из-за посредственной актёрской игры.
В-пятых, музыка. Иногда звучит что-то похабное, наподобие Егора Крида и какого-то модного блеющего рэпа или как вообще этот стиль назвать. Впрочем, это своеобразная дань современной моде, тут уж ничего не поделаешь. Фильм ориентирован по большей части на молодёжь, а молодёжь нынче предпочитает какую-то термоядерную попсу, которая будет позабористее Димы Билана или Сергея Лазарева.

Ну и отдельно об актёрах.

Милош Бикович. В целом неплохо играет Гришу, если абстрагироваться от того, что мы должны такому, с позволения сказать, герою сопереживать. Достоверно сыгранный отрицательный персонаж. Временами очень сильно напоминает Данилу Козловского, и реально складывается впечатление, что он под него косит. Да ещё на протяжении всего фильма Гриша выглядит холёным и чистеньким красавчиком, несмотря на суровейшие холопские условия.

Иван Охлобыстин. К нему я отношусь предвзято. Меня в принципе раздражает этот актёр и его однообразные типажи. Вот и здесь он сыграл типичного картавого доктора Быкова из «Интернов». Слишком уже заезженный образ, хотя именно к доктору Быкову я ещё нормально относился.

Александра Бортич. Ага, две югославские фамилии в одном фильме... Но не суть. Меня Александра Бортич не впечатляет как актриса. Она и внешне меня не впечатляет, но это уже субъективное. Как кто-то про Бортич метко высказался, "миловидная актриса с эмоциями бревна". Так и есть. Кстати, я её часто путаю с Катериной Шпицей. Одинаковые девчонки-картонки.

Александр Самойленко. Ну, сыграл как сыграл. Ничего не могу сказать. Роль как роль. Не раздражал - и то хорошо.

Мария Миронова. То же самое, что и с Александром Самойленко. Проходная роль, не вызвавшая никаких эмоций.

Кирилл Нагиев и Ольга Дибцева. Нагиев, кстати, мне понравился. Достоверно сыгранный самоуверенный подонок. А вот Ольга Дибцева актёрской игрой не блеснула. Выполняла роль Анны Семенович, старательно выставляя напоказ ту самую примечательную деталь своей внешности.

Вот, пожалуй, и всё, что я могу сказать о картине «Холоп». Боюсь, большинство со мной не согласится и скажет, что я чрезмерно серьёзен и строг к фильму. Я уже слышал аргументы из серии: "Но это же лучше, чем многочисленные недокомедии от Enjoy Movies и Жоры Крыжовникова, согласись". Да, разумеется, я соглашусь. Вот только почему равняться нужно на плохое? При таком подходе любое посредственное кинцо будет казаться гениальным шедевром. Так что правильнее было бы равняться на лучшее. И в современном российском кинематографе, как ни странно, есть очень удачные комедии. «О чём говорят мужчины», например, и многое другое от Квартета И. Есть просто хорошо поставленные фильмы, такие как у Юрия Быкова и Алексея Балабанова (зашли мне не все, но большинство).
Так что создатели «Холопа» могли постараться. Очень даже могли!

Из плюсов я бы отметил операторскую работу (хотя в паре моментов камера сильно дёргалась, особенно когда показывали неудавшийся побег Гриши), качественную картинку, великолепные костюмы и декорации.
У serguntius, кстати, можно посмотреть репортаж с места съёмок фильма «Холоп». Показаны как раз те самые постройки, тот же барский дворец, та же бутафорская мельница. Очень интересно.

А «Холопу» поставлю 5 баллов из 10. По большей части именно за костюмы и декорации. И за несколько удачных шуток.

кино, баттхёрт, разрыв шаблона, мир денег, отзывы, кинорецензии

Previous post Next post
Up