Путь в Новый Иерусалим. Часть II. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь (31.08.2019)

Dec 30, 2019 13:02

Итак, Новоиерусалимский монастырь. Полное название - Воскресенский Новоиерусалимский ставропигиальный мужской монастырь (сам недавно с удивлением узнал о таком сложном названии). Религия - православие. Расположен в городе Истре по адресу: улица Советская, дом 2.
Да, вот такой забавный парадокс: православный монастырь на улице Советской. Иронично.

Монастырь основан в 1656 году патриархом Никоном, по замыслу которого под Москвой должен был быть воссоздан комплекс святых мест Палестины.

Обитель эта была любимейшей из трех основанных патриархом монастырей: Иверского, Крестного и Воскресенского. Здесь он прожил более восьми лет после своего удаления из Москвы и все свои силы употребил на воплощение своего замысла - создать в Подмосковье точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня, чтобы дать возможность русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова не подвергаясь дорогостоящему и небезопасному путешествию на Ближний Восток.

В XIX и в начале ХХ века монастырь был одним из самых популярных центров паломничества. Число его посетителей особенно возросло после проведения поблизости от него Николаевской, а затем Рижской железных дорог.

В июле 1919 года по решению Звенигородского уездного съезда советов Воскресенский монастырь был закрыт а его имущество национализировано. В фондах действующего историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим» хранится музейная доска с таким текстом: "Великая русская революция передала Новоиерусалимский монастырь и собор народу. Отныне, перестав служить делам культа, он является художественно-историческим памятником старины Всероссийского значения". В 20-х годах ХХ века наиболее ценные предметы из ризницы Воскресенского собора были переданы в Оружейную палату.

В декабре 1941 года Новый Иерусалим оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, здания монастыря сильно пострадали, некоторые были полностью разрушены, сведения о разрушениях в Новом Иерусалиме фигурировали в Нюренбергском процессе. Начиная с 50-х годов в Монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин, начаты работы по реставрации внутренней отделки Воскресенского собора.

18 июля 1994 года Священный Синод Русской Православной Церкви слушал сообщение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о возобновлении деятельности Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и о назначении наместника обители.

Долгие годы шла реставрация, создавался благотворительный фонд. И уже во второе десятилетие XXI века монастырь засиял, обновился. И он реально красив! Мы в этом убедились воочию.

Предлагаю вместе со мной совершить небольшую экскурсию.

1. И вот какую картину мы наблюдали, едва пройдя через главные ворота. Весьма аутентично.

2. Дамасская башня. В прошлый раз я её показывал с внешней стороны.

4. Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим. Построена в 1694-97 годы, разрушена в 1941 году, восстановлена в 1960-70-е годы.

Мы решили подняться на монастырскую стену по лестнице рядом со Входом Господня. Захотелось красивых панорамных видов сверху.

5. Вид с монастырской стены. Собор Воскресения Христова (Воскресенский собор).

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (1656-1685) - крупнейшее строительное начинание патриарха Никона. Его идея состояла в том, чтобы воспроизвести "в меру и подобие" храм Гроба Господня в Иерусалиме. Чертёж и модель храма были даже специально привезены в Москву.

6. Идём по боевому ходу монастырской стены.

7. Нас особенно впечатлили многочисленные бойницы в стене - отверстия для ведения огня. И смотрятся красиво, и явно были эффективны и полезны при оборонительных действиях.

8. Внутри Гефсиманской башни. Боевой ход эффектно огибает конструкцию башни.

9. Алине понравилось смотреть через необычные "окошки".

10. Вид на надвратную церковь.

12. Внизу всё очень красиво, ухоженно.

14. Монастырский некрополь.

17. Вид на Воскресенский собор. До чего ж он красив!
Более чем достойная доминанта архитектурного ансамбля.

18. Стеклянный люк.

19. Боевой ход Сионской башни.

20. Идём дальше по стене.

21. Трапезные палаты.

22. Вид с балкона Надвратной Елизаветинской башни.

23. Это, кстати, виднеется Иноплеменничья башня. Вот такое любопытное название.

24. Надземный балконный переход к трапезным палатам. Дверь в палаты была закрыта.

25. Зато вид с балкона симпатичный.

26. Окно Надвратной Елизаветинской башни. Внутрь попасть нельзя.

28. Извилистый ход башни «Давидов дом».

Построена башня в 1690-94 годах. Должна была служить прообразом башни-храма над усыпальницей ветхозаветного царя Давида в Иерусалиме, на Сионском холме недалеко от Яффских ворот, ставшая впоследствии символом города. По своему внешнему виду и архитектонике башня нисколько не походит на известный иудейский прототип. Между тем существующая иерусалимская башня также далека от исторического строения, воздвигнутого еврейским царем. Оригинальная башня не уцелела после разрушения города римлянами.

29. Церковь святых равноапостольных Константина и Елены. Повторяет прообраз - подземный храм на месте обретения в IV веке Креста Господня.

По сути, это одноглавая углублённая в землю церковь, составляющая восточную часть собора.

30. Снова вид на надвратную церковь Входа Господня. Но мы решили покинуть монастырь через другие ворота - Елизаветинские.

31. Красивая изразцовая стена Воскресенского собора. Алине особенно понравились миленькие на вид херувимчики.

33. Идём вдоль Трапезных палат. Где-то здесь можно было зайти в монастырскую трапезную и отведать вкусной выпечки. Но мы в тот момент не были голодны.

34. Пройдя через ворота Елизаветинской башни, спустились по вот такой лестнице.

35. И здесь был довольно красивый парк.

36. Ну а девушки есть девушки: надо всюду заселфиться!

37. Иноплеменничья башня сквозь листву.

38. Мостик через ручей Кедронский поток. Мои девчата, понятное дело, снова фотографируются.

39. Скит Богоявления Господня.

Это, собственно, скит патриарха Никона. Смотрится очень красиво и эффектно.

41. Купальня на реке Истре. В праздник Крещения Господня устраивается иордань (прорубь для водоосвящения и окунания). Истру здесь даже называют местным Иорданом.

42. Крест возле купальни.

43. Идём по дороге к мосту через Истру. Впереди был музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим». Но нам нужен был не он, а автобусная остановка.

44. Парковка на крещение. Такая вот травяная парковка.

45. От места парковки открывался живописный вид на монастырь. Башня Варуха и Воскресенский собор.

46. Река Истра. В прошлой части я писал, что было досадным упущением не сфотографировать такую важную для города реку, однако вот она во всей красе. Всё-таки нашлось одно фото.

47. Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим». Как-нибудь и сюда сходим.

48. Почти осеннее поле. Был последний день лета.

49. Подъехал 32-й автобус.

На автобусе мы уехали в Алёхново, чтобы немного погостить на даче у мамы. Уже поздно вечером возвращались обратно через Истру.

50. Едем домой в Москву в симпатичной электричке "Стандарт Плюс" с красивыми разноцветными сидениями. Уставшие, но впечатлённые и довольные.

В общем, монастырь хорош. Что ещё добавить? Фотографии говорят сами за себя. Тем, кто ещё в Новом Иерусалиме не был, очень рекомендую его посетить!

И это мы ещё не всё увидели. Рядом с монастырём тоже интересно: мы могли прогуляться по тропе паломника и заглянуть в музей деревянного зодчества. Но это уж как-нибудь наверстаем, всё-таки в Истре нам приходится бывать довольно часто.

Использовались информационные материалы с официального сайта Новоиерусалимского монастыря http://www.n-jerusalem.ru.

церкви, лето, музеи, фото, поезд, архитектура, Алина, факты, автобусы, Подмосковье, река, лес, интересное, поездки, великие люди, красота, Истра, природа