По демидовским местам. Часть III. Лисья гора в Нижнем Тагиле (11.03.2018)

Dec 28, 2018 14:58

Завершалась наша экскурсионная программа короткими прогулками по некоторым местам центральной части Нижнего Тагила и восхождением на Лисью гору.

Лисья гора со сторожевой башней на вершине - главный узнаваемый символ города. Расположена на южном берегу Тагильского пруда. Точной информации, почему Лисья гора получила своё название, нет. По одной версии, ранее здесь в изобилии водились лисы, по другой - гора получила название от напоминающих лисьи хвосты дымов находящегося неподалёку демидовского металлургического завода. Другое название горы - Лысая - связано с тем, что она некогда была покрыта лесом, ныне совершенно исчезнувшим.

Вообще Нижний Тагил произвёл на меня довольно приятное впечатление, несмотря на обилие заводов и дымящих труб. Всё-таки это не только важнейший промышленный, но также и культурный центр Урала. В Нижнем Тагиле особенное отношение к промышленным комбинатам, фабрикам и заводам. Это не просто градообразующие предприятия, но и, можно сказать, культовые объекты. В городе даже имеется первый в России завод-музей - уникальный памятник горнозаводского прошлого.

Жаль, что у нас в распоряжении было совсем мало времени. С Нижнем Тагилом хотелось познакомиться получше. И чтобы не так бегло.
Предлагаю посмотреть фрагмент карты Нижнего Тагила с обозначением посещённых и сфотографированных мест города.

[Посмотреть карту]

На Лисьей горе мне понравилось. С её вершины открывались виды на центр города, Гальянку и Тагильский пруд. Кстати, "Тагил", переводится с мансийского языка как "много воды". То есть, манси оставили свой след и в этих местах. Это ещё один любопытный факт, который я узнал в поездке.
Подпортил впечатление только ужин в кафе рядом с ЗАГС. Меня добило полное раздолбайство организаторов ужина и пришибленные официанты, у которых по каким-то неведомым причинам отсутствовали кипяток и обыкновенный чёрный чай.
Но у каждой поездки есть свои издержки. И я не раз убеждался, что процесс питания надо организовывать самому, а не доверять его экскурсоводам и другим незнакомым людям.

Наш экскурсионный автобус сделал получасовую остановку на Театральной площади. Вся группа отправилась в какую-то сувенирную лавку. Но меня сувениры не интересовали, и я решил прогуляться к Театральному скверу.

1. Собственно, сам театр. Если точнее, Нижнетагильский драматический театр имени Мамина-Сибиряка.

2. Театральная площадь. Здесь в кадр попала реклама мобильного оператора "Мотив". Раньше никогда о таком не слышал.

3. Забавное сочетание советской символики и современной цифровой рекламы.

4. Подкова в театральном сквере.

5. Скульптура "Шахматист".

6. Девочка из скульптурной группы "Прятки".

7. Половинка мальчика. Это он как бы спрятался за деревом :)

Много пофотографировать в сквере не удалось, нужно было спешить к автобусу.

8. И вот мы подъезжаем к Лисьей горе.

9. Вышли. Увидели внушительный памятник-монумент в честь металлургов Нижнего Тагила.

10. А напротив Лисьей горы - тот самый музей-завод горнозаводской техники имени В. В. Куйбышева.

Завод был создан в 1725 г. династией Демидовых. Включал в себя полный технологический цикл выплавки металла - подготовку железной руды, древесного угля, выплавку чугуна, железа и меди. Здесь же работали и обслуживавшие завод хозяйственные и ремонтные службы, кирпичная и лесопильная фабрики. Завод был одним из крупнейших в Европе и проработал до октября 1987 г., когда был торжественно остановлен. Музей на основе закрытого завода был открыт в январе 1989 г.

11. Поднимаемся на гору.

12. Указатель с лисой. Чтобы ни у кого не оставалось вопросов, какая именно это достопримечательность.

15. Чем выше поднимаешься, тем лучше открывается панорамный вид Нижнего Тагила.

16. Завод-музей. Странно, что нас заодно и туда не отвели, ведь это бы соответствовало тематике экскурсии. Впрочем, времени всё равно было в обрез.

17. Идём дальше.

20. Дымит, дымит Нижний Тагил. Такая панорама вроде смотрится брутально и зловеще. Особенно, если задуматься, как здесь обстоят дела с экологией. Но эти заводы - гордость Нижнего Тагила.

21. Вот уже всё ближе сторожевая башня.

22. Наконец-то мы на вершине. Парни столпились у обрыва, и давай поочерёдно фотографироваться.

23. Вид на Гальянку - старинный район, состоящий из частного сектора. Мне, конечно, это название напомнило о родном Гольяново. Хоть и никак с ним не связано на самом деле.

24. Скальная порода.

25. Сторожевая башня. В ней, кстати, расположен музей - едва ли не самый маленький в России. Но мы тогда про него не знали. Да и наверняка он в тот момент не работал.

27. Тагильский пруд хоть и был замёрзший, но всё равно смотрелся живописно.Особенно мне нравилась береговая линия, с домиками у самой воды.

27a. В этот кадр мне так понравилось всматриваться, что захотелось его приблизить.

28. Церковь Александра Невского - главная достопримечательность Старой Гальянки.

Надо сказать, на вершине горы неслабо так продувало. Температура воздуха по-прежнему была минусовая. Хоть и потеплее, чем утром в Невьянске.

Полюбовавшись видами, вскоре поехали к другим историческим местам города.

29. Макет первого русского паровоза, построенного крепостными механиками Черепановыми в 1834 г.

В 1838 г. на нижнетагильских заводах было получено предписание подобрать для третьей промышленной выставки в Петербурге то, что может прославить заводы Демидовых. На этот раз Черепановым повезло: им поручили сделать для выставки "в небольшом виде паровоз".

30. Выставка продукции НТМК, упомянутого в предыдущей части.

31. Набережная Тагильского пруда. Вид на Лисью гору.

32. Вот этот кадр с пожилой парочкой мне показался довольно трогательным, и я не мог его не опубликовать здесь.

33. Ещё один кадр из числа моих любимых. Хотя получился он где-то с седьмой попытки - всё время мешались блики от солнца.

34. Та же набережная, но уже без парочки.

35. Церковь Александра Невского на противоположном берегу смотрится красиво и эффектно.

36. Нижний провиантский склад.

Это наиболее ранний архитектурный памятник Нижнего Тагила. Построен в 1760 - 1770-х гг. в стиле петровского барокко - вероятно, по распоряжению Никиты Акинфиевича Демидова. Автор проекта неизвестен.

37. Аттракцион «Каравелла»

38. Выставка горнозаводского оборудования.

39. Верхний провиантский склад.

А это одно из самых старых каменных зданий города, построенное между 1809 и 1824 гг., автор проекта неизвестен. Первоначально использовался для хранения продовольствия.

40. Вскоре мы поехали по улице Уральской (ха, очередное напоминание о родном московском районе) мимо вот таких трогательных избушек.

42. Высотный жилой дом на Первомайской улице (не, ну прям дежа вю сплошное с этими местными топонимами).

43. Городская больница № 2 на улице Горошникова.

44. И вскоре мы подъехали к кафе, в котором собирались поужинать.

45. Это один из моих любимых типов жилых многоквартирных высоток. Вроде бы это даже московский проект.

46. У входа в кафе была вот такая миленькая собачка изо льда. Жаль, что это сезонная достопримечательность. Но хоть у себя в журнале её увековечил.

Ну а что касается самого кафе, то оно стало большой ложкой дёгтя в бочке приятных впечатлений. Официанты тупили и терялись. На любую пустяковую просьбу растерянно мотали головой и спешно удалялись.
Представьте ситуацию: вы всё съели, сидите попиваете чаёк не спеша. Через 20 минут чай весь выпит, вы уже думаете, что пора собираться... Как вдруг официанты внезапно приносят блины со сгущёнкой! В дополнительном чае мне было отказано, потому что - внимание! - у них не было кипятка!!! Ндаааа... Такого я ещё нигде не встречал.
Кстати, чай (пакетный, конечно) был исключительно бергамотовый. Ну, то есть с искусственным ароматизатором "бергамот", от которого остаётся мерзкое послевкусие. На мою просьбу принести обычный чёрный чай без каких-либо ароматов была всё та же реакция - растерянное мотание головой, моргание глазками и стремительное исчезновение по-английски. Просто феерический тупизм!
Я уж молчу о том, что из салатов была только сельдь под шубой. А я уже рассказывал о своём отношении к селёдке.
В общем, из кафе я в итоге вышел полуголодный, и перед отъездом пофотографировал закатные виды пруда и театральный сквер. Хотелось как-то компенсировать подпорченное настроение.

47. Указатель городов-побратимов. Большинство названий были мне незнакомы.

48. Подглядываю за читающей девушкой. На заднем плане виден знакомый шахматист, которому пофигу на лежащих рядом девушек :)
UPD: Однако внимательный schelkunov подсказал мне, что это парень, а не девушка. Так что зря я подкалывал шахматиста. Тем более, когда на самом деле сам лажанулся.

49. Скульптурная группа "Свидание". Несостоявшееся, судя по всему. Или отложенное.

50. И тут же рядом скульптура "Семья".

51. Набережная Тагильского пруда.

52. Церковь Александра Невского на закатном фоне.

И вскоре мы поехали обратно в Екатеринбург. Жаль, что я затем разболелся и уже больше не путешествовал по Свердловской области. Очень хотелось съездить в Нижний Тагил самому, без всяких экскурсий. А ещё побывать в Верхней Пышме и Каменске-Уральском. Но увы! Зато летом с Алиной побывали в Серове.

Почему-то эта запись далась мне с большим трудом. При том, что на прошлой неделе я публиковал подобные репортажи почти каждый день. Но так бывает: идёшь-идёшь бодрым темпом, а потом - бац! - сбиваешься внезапно, и заново набрать ход уже чрезвычайно трудно.
В итоге на этой неделе за пять дней я смог выстрадать только один пост. Его с нетерпением ждали ira_tmn и lady_narwen (ждавшая аж с марта). И я рад, что этот долг не уйдёт со мной в следующий год :)

церкви, карательная кухня, весна, услуги, музеи, интересное, фото, поездки, Урал, горы, памятники, Нижний Тагил, архитектура, пруд, мизантропия