Часть I. Невьянск (11.03.2018) История Нижнего Тагила тесно связана с развитием горнозаводской империи Демидовых, и сам город вырос из заводского поселка. Демидовы - основатели многих уральских городов-заводов - внесли неоценимый вклад в развитие всего уральского региона и Нижнего Тагила, в частности. Кроме строительства заводов, представители династии открывали училища, общеобразовательные школы, больницы, отправляли талантливых подданных на обучение в столичные учебные заведения и за границу.
Своеобразным наследием промышленной деятельности Демидовых является такая крупная научно-производственная корпорация как «Уралвагонзавод» - занимающаяся разработкой и производством военной техники, дорожно-строительных машин, железнодорожных и трамвайных вагонов. В корпорацию входят научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и производственные предприятия.
Вообще меня поразили масштабы территории «Уралвагонзавода». Это словно отдельный крупный район. Или даже отдельный город! А ведь это ещё не самое крупное промышленное предприятие Нижнего Тагила. В городе также располагается НТМК - «Нижнетагильский металлургический комбинат». Который раза в два крупнее «Уралвагонзавода». Но нельзя недооценивать роль последнего в истории военных побед и промышленных достижений нашей страны.
В годы Великой Отечественной войны на базе «Уралвагонзавода» был создан Уральский танковый завод № 183 имени Коминтерна. Производство было перестроено на выпуск военной продукции. Практически каждый третий танк, принявший участие в боевых действиях, сошел с конвейера Уральского танкового завода. Всего за годы войны на площадях УТЗ было собрано 25 тысяч боевых машин. С танка Т-34 фактически началась отечественная конструкторская школа танкостроения, которая развилась и окрепла в стенах «Уралвагонзавода». Огонь, броня, манёвр воплощены в самом массовом танке современности Т-72, составляющем основу сухопутных войск многих стран мира.
Нам посчастливилось в рамках экскурсионной программы побывать в Музее бронетанковой техники при «Уралвагонзаводе». Я впервые побывал внутри настоящего боевого танка. И меня поразила теснота танкового пространства. С трудом представляю, как внутри размещался экипаж, при этом выполняя активные действия во время боя. Ведь в танке, буквально, не развернуться!
1. Нижний Тагил. Едем по Восточному шоссе. Проезжаем главный административный корпус «Уралвагонзавода» .
Выйдя из автобуса, отправились всей группой в сторону музея.
2. Храм Дмитрия Донского. Построен в 2003 году.
3.
4. Выставка вагонной продукции «Уралвагонзавода».
5.
6. А вот и музей бронетанковой техники УВЗ.
7. Спешно фотографируем внешнее оформление и заходим внутрь.
8. Количество наград музея впечатляет.
9. Карта распространения по странам мира танковой продукции УВЗ.
Обход музея начался с самого интересного - посещения танкового ангара. Было там довольно холодно, но зато какие экспонаты!
10. Вот классический танк Т-34 (Т-34-85). Принят на вооружение Красной армии в 1944 году.
11.
12. А вот современная вспомогательная бронетехника - боевая ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ-1).
13. Ещё в ангаре имеется весьма любопытный экземпляр - ракетный истребитель танков (ИТ-1). Выпускался небольшой экспериментальной серией, в бою не использовался.
14. Танк Т-72 «Урал» - самый массовый танк второго поколения. Принят на вооружение в СССР с 1973 года. Разработан и производился Уралвагонзаводом.
15. Модификация Т-72Б.
16. А в этот танк можно было залезть (модификация Т-72 с укреплённой бронёй).
17. Экспозиция современных танков.
18. Огнемётный танк. Модель не помню...
19. Т-54. Выпускался после Второй мировой войны. Экспортировался в разные государства, использовался Советской армией в Афганской войне.
20. Направляющее колесо танка Т-72.
21.
22. Позирую с танковым колесом на фоне Т-55А. Вид у меня здесь какой-то зверский. Видимо, болезненное состояние сказалось.
23. Танк «Объект 167». Серийно не производился.
24. Один из танков, в который можно было залезать. Детям это было особенно в радость.
33. Что ж, пора бы и мне посмотреть, что внутри танка. Пока на старом Т-34 аншлаг, я пошёл посмотреть внутренности современного Т-72.
24. Ну вот я и внутри. Ох, как же там было тесно!
25. Вообще не развернуться.
26. А вот, по-видимому, механизм наведения и управления башней танка.
27. Я был в шоке, конечно. Представлял внутреннее пространство танка не настолько тесным. И это только один я уже испытывал трудности. А ведь в танках ездили целые экипажи из 2-3 человек!
А ещё в танк было чертовски неудобно залезать. В фильмах танкисты лихо ныряли в люк, как будто там просторное помещение. Но я, например, еле спустился через узкое отверстие люка. Если бы сиганул не глядя, то мог запросто напороться на какой-нибудь рычаг или ещё какой торчащий механизм. Да ещё и садиться в кресло было неудобно. Сложилось впечатление, будто танки создавались под низкорослых пигмеев. Или для детей.
28. И вот интерьер танка Т-34. Здесь было ещё теснее. А ведь по фильмам мне казалось, что там чуть ли не просторная комната.
29. Затем была вторая часть экскурсии. Чуть менее увлекательная, но мы слушали экскурсовода с интересом. Посмотрели картины и послушали рассказы о деятельности Уралвагонзавода во время Великой Отечественной войны.
30.
31. В числе экспонатов были узлы и детали боевых машин, приборы наблюдения, станки и инструменты, чертежи и эскизы.
32. Макет перспективного развития «Уралвагонзавода».
33. Малахитовый столик.
Экскурсия закончилась, и мы пошли обратно к автобусу.
34. Главная проходная «Уралвагонзавода».
Но это было ещё не всё. Впечатлённые боевыми машинами и масштабами «Уралвагонзавода», мы затем отправились смотреть другие достопримечательности Нижнего Тагила - Лисью гору, Театральный сквер и Парк имени Бондина.