Гуляли вчера с Сашей по городу и заглянули в Пушкинский на выставку "От Тьеполо до Каналетто и Гварди".
Немного рассказала ей, что знала.
Про переход от барокко к роккоко, про "ведуты" - итальянские пейзажи (сама с удивлением поняла, что ведуты - не что иное, как производное от итальянского глагола vedere - видеть) и, что Тьеполо разрисовывал купол в бергамском Дуомо и капелле Коллеони, которые мы видели.
Вместе посмотрели Каналетто, поговорили про гондолы и, я отправила Сашу ходить одну: "Увидишь что-то интересное, позовешь".
Микеле Мариески. «Вид Большого канала в Венеции с Фондамента дель Вин», 1740
Пришла она довольно быстро :)
- Мама, иди посмотри как интересно!
(приводит меня к плафону Джамбаттисты Тьеполо)
- Овальная форма, все такое нежное, светлое... Но, смотри! Огромная коса!
Это же символ смерти.
Джамбаттиста Тьеполо. «Время, открывающее Истину» 1745
Как раз рядом был экскурсовод, и мы узнали, что это аллегория "Время, открывающее Истину".
Истина - с зеркалом, в которое не смотрится, Время - сморщенный старик, указывающий амуру перевернуть песочные часы, и сбоку падающая фигура Незнания.
Остановились, рассмотрели.
Это ведь венецианская трактовка фразы "Тайное всегда становится явным"! :)
Но с философским подтекстом, затрагивая нашу с Сашей любимую тему о "знании и незнании".
Воспринимали. Но не всю картину, а только три плаща.
Желтый вздымающийся у Времени, красный стекающий Истины и унылый зеленый Неведения. Этого достаточно. Важность фрагментов.
Джамбаттиста Тьеполо. «Время, открывающее Истину» 1745
Еще Саша спросила, почему земной шар изображен без белого? Ведь из космоса планета выглядит иначе.
Предложила ей представить этот же шар, но с белыми всполохами облаков. Будет ли он таким же цельным?
В музеях у нее вдруг возникает желание что-то нарисовать. Для этого в сумочке носит блокнот. В этот раз рисовала гондолы с рябью воды как на одной их картин.
Разобрались, что на выставке двое Тьеполо: отец и сын, и что живопись старшего нравится нам больше...
А на всех ведутах искали собачек и не только) Это было весело!
Пьетро Лонги "Слон", 1774
----------
Ну и расскажу то, что поразило меня больше всего.
Проходим мимо одной картины, и я бросаю комментарий, что похоже на Эль Греко (хотя вернее было бы сказать на Гойю).
Останавливаемся. Название и автора пока не видим.
Саша: Ааа, так это три спины.
Я: Что? Ты о чем?
Саша: Ну три спины - ребенка, старика и мужчины, помнишь?
Смотрю подпись: Джандоменико Тьеполо. «Эней, Анхиз и Асканий».
Не верю, что она не видела. Но это так. Показываю: О, точно, три имени!
Джандоменико Тьеполо. «Эней, Анхиз и Асканий» 1773
Три спины - аналогичная скульптура Бернини из галереи Боргезе в Риме. Гениальная.
Бернини «Эней, Анхиз и Асканий» 1618-1619
Мы воспринимали ее там год назад, сравнивали эти спины - сначала угадывая, кому какая принадлежит.
И только после этого я показала ей скульптуру спереди.
Мы вставали в позы и озвучивали чувства каждой фигуры.
Бернини «Эней, Анхиз и Асканий» 1618-1619
Конечно, Саша не запомнила их имен.
Джандоменико Тьеполо. «Эней, Анхиз и Асканий» 1773
Но увидев подобные образы вчера на картине, вероятно, ее тело вспомнило ощущения от скульптуры и в памяти вспыхнуло.
Связи?
Бернини «Эней, Анхиз и Асканий» 1618-1619
Джандоменико Тьеполо. «Эней, Анхиз и Асканий» 1773
Без Саши я бы никогда не заметила ни косы на плафоне, ни вспомнила трех спин...
Выставка в Пушкинском до середины октября.