"Передвижники" в ГТГ на Кадашевской набережной. Официальное открытие нового корпуса

Nov 05, 2024 08:40



IMG_4258.JPG © paslen.iMGSRC.RU



Конечно, выставка открытия нового здания ГТГ на Кадашевской набережной обречена стать главным событием года. За неимением лучшего - мы как-то уже успели привыкнуть за тучные времена, что в Москве постоянно открывается что-нибудь частнособственническое, масштабное, затейливое, монументальное.

В годину наступления государственности по всем направлениям, ввод в строй музейного долгостроя (до начала работы городка ГМИИ еще ох как далеко), «Передвижники» в новом корпусе перекрывают все возможные грандиозности, раз уж возможностей у федеральной институции больше, чем у кого бы то ни было. Подобной премьеры долго не будет, поэтому нынешний выставочный блокбастер подается аллегорией официальной культурной политики - реалистичной, фигуративной, понятной народу.

Действительно, сборного, подробного показа работ Товарищества не случалось полвека, однако хрестоматийное искусство никуда не девалось ни из художественного канона, ни из учебников Родной речи, ни из нашего с вами сознания, на этих образах вскормленном.

Передвижники - это ведь наш вариант бидермайера (третьего, компромиссного и мещанско-капиталистического этапа романтизма), тот самый монотонный провал вкуса, свойственный XIX веку, о чем писал Ортега-и-Гассет. Почти четверть века, впрочем, главные выставочные акценты столичной арт-сцены приходились на более актуальное и продвинутое искусство. А если кому-то приедались инсталляции и многоканальные видео, всегда можно было поехать в ИРРИ ( Институт Русского Реалистического Искусства) на периферийной Дербеневской набережной.

Теперь Дербеневская набережная переместилась на Кадашевскую в огромное выставочное пространство в виде запятой (постепенно сужающиеся залы, начинающиеся большой входной территорией, но постепенно обретающие большее человеческое измерение), а частнособственническая инициатива выглядит федеральным мейнстримом.

В том числе и по экспозиционной подаче, имеющей самые разные закутки для экспонатов спорных (извлеченных из фондов или приехавших из провинциальных музеев) или даже современных артефактов. Так, за-такт, открытием проекта, недалеко от саврасовских «Грачи прилетели» (первое и самое большое выставочное пространство, самое отделанное под классический музей отдано первой выставке «Передвижников», его главным хитам + стена портретов и автопортретов живописцев, стоявших у основания товарищества) оказывается скульптурная инсталляция Николая Полисского, состоящая из пары десятков деревянных грачей.

Уже писал, что корпус на Кадашевской более всего напоминает вокзал или аэропорт, некую транзитную зону. Вопрос только куда прибываем… Но в самом помещении выставки об этой глобально необжитой (принципиально необживаемой) территории гулких фойе и проходов с эскалаторами как в торговых центрах, быстро забываешь.

Над отдать должное архитекторам и кураторам, победившим гулкий омут лабиринтом выгородок и умелых фальш-стен (в центре выставки они образуют овал для коллекции женских портретов) - вот примерно как в главных выставочных залах для временных выставок на Крымском валу.

И я не могу представить, сколько положено сил на наведение порядка и «человеческого измерения», правда, не способного перекрыть высоченные потолки, но, тем не менее, скрадывающего пространство яркой (не агрессивной) покраской стен - от темно-бордового в первом зале до темно-синего в самом хвостике запятой, который покидает территорию «Передвижников», дабы показать их наследников по кривой. В том числе, участников модернистских и декадентских союзов и сообществ (не таких прочных и долгосрочных как реалистическая артель, ставшая еще и важным, успешным коммерческим предприятием, реально кормившим своих членов), которые даны более фрагментарно и более просторно.

А еще более ярко и светло, так как начинается проект «Передвижники» холстами в темных тонах и трагических обертонах - в первом зале и Петр Первый, допрашивающий сына от Ге, и «Утро стрелецкой казни» от Сурикова, и «Крестный ход Курской (!) губернии» от Репина (а в промельках выгородок «Голгофа» от Ге и «Неутешное горе» Крамского»), тогда как чем дальше в лес - тем больше импрессионизма и сочных композиций (Коровин, Сапунов, да хотя бы и тот же поздний Серов, Рябушинский): словно бы русское искусство высвобождалось от мрака беспросветности и отлаживало свой бидермейер. Раз уж середина экспозиции («Женский вопрос», «Мир детства», «Повседневная жизнь») полна обаятельных портретов и бытовых сцен вполне человеколюбивого свойства.

Вот и выходит, что от свинцово тяжелых Ярошенко и Мясоедова - к Васнецову, Коровину и жизнелюбивому Архипову, чья ретроспектива бушует по соседству в Инженерном корпусе напополам с Малявиным; от Левитана с «Владимиркой» и «Вечным покоем» - к декору Поленовой и набору нетипичных (протоавангардных) эскизов Куинджи с закатами и рассветами, странно завершающих проект «нотой предчувствия», видимо, «нового дня». И, таким образом, глобальных перемен.

Чем они закончатся - нам хорошо известно, хотя можно принять их символическое сияние как мессидж, обращенный и в наши дни. Мне же понравилась стена Куинджи как декларация межмузейного обмена - надо обладать здоровым пофигизмом и широтой взглядов, чтобы завершить инаугурационный проект нового филиала валом залом работ, целиком привезенных из Русского музея.

В том числе и для того, чтобы безошибочные хиты (некоторые из них, вот как «Христос в пустыне» Крамского являются буквальными перспективами экспозиционных анфилад в историческом здании в Лаврушинском) чередовались с именами «второго-третьего ряда» и совершенно незасмотренными, свеженькими шедеврами.

Некоторые из них приехали из провинциальных собраний (в «Передвижниках» участвует 14 музеев и только четыре - столичные), от Астрахани до Челябинска (одна картина Елены Поленовой - из нашего Музея изобразительных искусств), поскольку весь лабиринт базовой экспозиции в Лаврушинском оголить невозможно.

Кстати, удовольствие для знатоков и особых любителей - нынешняя основная выставка в историческом здании, куда надо поспешить любоваться небывалой развеской. Из нее ведь теперь изъяты десятки привычных вещей, занимавших самые топовые места. Интересно посмотреть на замены и то, как они впишутся на территории хрестоматии.

В Васнецовский теремок тянется [под дождем] длиннющая очередь на вход, раз уж каникулы (?), а в корпус на Кадашевской я попал без какого бы то ни было промедления, в кассу не стояло ни одного человека. Или не знают еще, или же дорого (900 рублей билет), да кто нам считает, раз уж событие такого масштаба и важности.

Еще не до конца понятно, как эта новая площадка, неудобно расположенная (далеко от всех станций метро) и принципиально неотапливаемая вниманием, поменяет привычное потребительское расписание. Дальше на Кадашевском объявлены ретроспектива Виктора Попкова и проект с московскими видами, но, конечно, интереснее было бы узнать выставочные планы филиала на следующий год.

Да, важно не пропустить еще и архивно-документальный отсек «Передвижников» - еще одну пару автономных залов на том же этаже - с мультимедийной инсталляцией, документами, документальным фильмом, странными лайтбоксами, куда впаяны «основные» шедевры выставки и паровозиком, составленным из металлических реек.

Поначалу я решил, что это объект Ани Желудь, создающей контуры и очертания предметов из металлических реек, просвечиваемые насквозь, раз уж инаугурационный проект начинается актуальным артефактом Полисского, то вполне логично закруглить его тоже чем-нибудь современным.

Спросил у смотрительницы про авторство - так нет же, это не искусство, но деталь декоративного оформления. Явно ведь лишнего, избыточного. Ну, да, никто никуда уже не едет. Приехали.

Поезд дальше не идет. Земство обедает. Слушайте песню «Валенки».



IMG_3534.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3450.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3536.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_4256.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_4257.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_4254.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_4241.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_4252.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_4250.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_4251.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_4248.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_4249.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_4243.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_4247.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_4196.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_4246.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_4191.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_4244.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3997.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_4240.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3993.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_4242.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3990.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_4207.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3984.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_4206.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3983.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_4205.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3978.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_4203.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3977.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_4201.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3976.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_4199.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3975.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_4198.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3972.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_4197.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3973.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_4195.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3971.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_4194.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3968.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_4192.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3892.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_4190.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3891.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3996.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3885.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3994.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3882.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3992.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3880.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3991.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3876.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3989.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3878.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3988.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3877.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3987.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3547.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3986.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3546.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3985.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3545.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3982.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3541.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3980.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3540.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3974.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3539.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3894.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3538.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3890.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3501.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3888.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3500.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3886.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3497.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3879.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3498.JPG © paslen.iMGSRC.RU



5EB4246A-F38B-477E-84B4-8C0DCF64031A.jpg © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3490.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3441.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3489.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_4239.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3488.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3979.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3487.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3981.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3485.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3486.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3448.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3442.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3443.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3444.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3437.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3432.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3435.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3431.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3434.JPG © paslen.iMGSRC.RU






IMG_3969.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3967.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3966.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3965.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3964.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3963.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3962.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3532.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3537.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3960.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3535.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3531.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3528.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3480.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3476.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3468.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3473.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3478.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3476.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3477.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3461.JPG © paslen.iMGSRC.RU

Старая, Новая и Самая новая Третьяковки. Переизобретение образа российской вечности: https://paslen.livejournal.com/2854660.html

Новый корпус ГТГ на Кадашевской набережной. Проекты «Вселенная Третьяковской галереи» и "Это музей": https://paslen.livejournal.com/2840582.html

Большие выставки Г. Нисского в ИРРИ, В. Сальникова в ММСИ, Е. Аблина в "Московском доме художника": https://paslen.livejournal.com/2315505.html

Выставки выходного дня. "Окно в Россию" в ИРРИ и "Импрессионизм в авангарде" в МРИ: https://paslen.livejournal.com/2283015.html

ГТГ, выставки

Previous post Next post
Up