9DC22086-6609-422C-A2FA-0C41BBF87350.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU Несмотря на то, что в
названии проекта Еврейского музея/Центра толерантности "Еврейский авангард. "Шагал, Альтман, Штеренберг и другие", Марк Шагал идет первым номером, на выставке представлен лишь один его небольшой, черно-белый рисунок. Ну, и еще беловой автограф письма. Они выставлены в центральном отсеке (комнате) всей экспозиции, по бокам которой созданы небольшие пространства для картин Альтмана и Штеренберга.
То есть, в трехкомнатном доме, построенном посредине экспозиционного пространства, Шагал с двумя автографами занимает центральную и самую большую комнату. Рядом с ней есть автономные комнаты-проходы для работ двух других живописцев, упомянутых в названии проекта.
Экспонатов подписанных подельниками Шагала, значительно больше - работы Альтмана в самых разных жанрах (от живописи до графики и проектов), как и картины Штеренберга (строгие натюрморты, где продукты разнесены в разные стороны и будто бы не сообщаются между собой, вот как планеты в космосе на фоне скупого фона) встречаются на всех трех автономных площадках выставки.
Первая территория, с которой выставка начинается, посвящена этнографии (быт еврейских местечек и положение российских евреев в начале ХХ века, традиции и обряды) - она плавно переходит в холсты и графику еврейских авангардистов, начинающих сочетать фольклорные мотивы с кубизмом и прочими передовыми течениями. Ну, то есть, всячески эмансипируясь, под воздействием сначала общей либерализации общественно-политических нравов, а затем, из-за революции. Тут-то, среди прочих левеющих традиционалистов, и развешиваются самые первые Альтманы (в том числе "Автопортрет") и Штеренберги.
Чуть позже возникает организация «Культур-Лига», призванная, с одной стороны, сохранять и изучать «еврейское наследство», но, с другой, продвигать его в сторону актуальных тенденций. Именно «Культур-Лига» и провела в 1922 году выставку под названием «Альтман, Шагал, Штеренберг», оммаж которой и устроили в Еврейском музее. Это ни в коем случае не реконструкция, что понятно уже по отсутствию паритетного количества работ Марка Захаровича, скорей, повод к выстраиваю нарратива о судьбах художников, прошедших сквозь опыт авангарда и революции. Ну, а после ставших нормальными советскими мастерами культуры, пытавшихся встроиться в существующий идеологический и эстетический расклад.
Этой эпохе стабилизации и закреплению сталинского режима посвящена третья и самая обширная, самая насыщенная (включающая экскурс еще и в театр) территория проекта, дополненная картинами и артефактами Лисицкого и Фалька, Чайкова и Тышлера, Никритина и менее известных мастеров. Якова Паина, Ниссона Шифрина, Иссахара Бер Рыбака, Владимира Баранова-Россине, Марка Эпштейна, Сарры Шор.
Впрочем, некоторые важные имена (Лисицкий и Фальк, например) проявляются уже в начальном, «этнографическом» разделе, жанрово достаточно однородном. Тогда как в «советском» пространстве появляются театральные макеты и театральные эскизы (практически целую фальш-стену занимают наброски Лисицкого к опере «Победа над солнцем», а из колонки слышится запись спектакля ГОСЕТа), реконструкции скульптур (кубистические композиции из дерева и гипсовые рельефы Иосифа Чайкова), ну, то есть, «симфоническое звучание» включается на всю возможную мощь жанровой палитры.
Это крайне печальная история о сильных и бескрайне талантливых художниках, сочащихся индивидуальностями и национальным своеобразием, по которым, катком, проехали «исторические обстоятельства». Кто-то уехал и сохранил дарования в неприкосновенности, развивал его, став интернациональной знаменитостью, хотя большинство представленных авангардистов вынужденно колебались вслед за изменяющейся политической конъюнктурой. Вот как Иосиф Чуйков, чья тончайшая конструктивистская графика ничуть не хуже листов Лисицкого, хотя знаем и ценим его мы за вполне соцреалистических «Футболистов»
из постоянной экспозиции Новой Третьяковки.
Не сказать, чтоб нарратив про каток истории и слом манер, был каким-то особенно свежим. Практически все выставки и ретроспективы, рассказывающие о судьбах и творчестве мастеров первой половины прошлого века, так или иначе, касаются этой темы. Особенно если работы их выставляются в хронологическом порядке и невозможно не заметить изменения (иной раз радикальные) «стилистической доминанты» и сюжетов. Это теперь нарративный канон такой и вопрос в степени его убедительности. Так как «Еврейский авангард» собирали непредсказуемо - из тех работ, что дали музеи (в том числе и провинциальные, из Екатеринбурга и Омска, например) и «тематическая палитра» понималась кураторами максимально широко, то и сюжет писали по достаточно привычной канве. Соответствовали канону, аранжированному национальным колоритом.
Это, значит, и есть бонус, а также рема проекта, за которыми мы в музей и пришли.
Кстати, обратите на внимание, что в 1922 порядок фамилий на афише был иным, алфавитным. Когда мы берем в магазине продукты, в списке ингредиентов (тоже стали заглядываться на эти мелкоскопические шрифты? Носите для них лупу в сумке?), то видим, что они выстраиваются по ранжиру количества: самые обильные стоят впереди, самые небольшие печатаются в последнюю очередь. На «Еврейском авангарде» поступили иначе. И это первый признак того, что нынешняя выставка - не реконструкция. Думаю, что воссоздать выставку 1922 года,
как это было в других проектах музея с участием Андрея Сарабьянова, попросту невозможно. Особенно в случае с Шагалом, ранние работы которого, в том числе и периода «Культур-Лиги», ценятся выше поздних и вполне логично разлетелись по миру.
Жанр проекта, таким образом, обращен не на аутентичность и даже на эстетическое любование (не многие у нас умеют наслаждаться авангардом и понимать его язык - то, что он говорит на самом деле), но на информирование через рассказ. Важно выстроить нарратив и «доказать» его театрализованным оформлением. Проиллюстрировать подлинными работами. Вот и «Еврейский авангард» выстроен иммерсивной прогулкой с домиком на три комнаты посредине. С проходами и просветами в фальшь-стенах, окнами и мостками…
Такова специализация «Еврейского музея/Центра толерантности», особенно ярко проявившаяся в одном из предыдущих проектов, посвященных Кафке и
оставившего у меня некоторое, э-э-э-э-э, недоумение. Все от того, что, видимо, не совсем того ждал. Ну, то есть, собираясь в Третьяковку или в «Еврейский Гараж» следует настраиваться на совершенно разные цели и способы восприятия. Не ждать от сливы вишенки. Эту особенность местной кураторской группы подчеркивает центральное помещение бутафорского дома, посвященного Шагалу. В центре его и самым главным экспонатом проекта назначена видеопроекция росписей Шагала для фойе ГОСЕТа.
В выставочной экспликации эти «фрески» названы не только вершинными произведениями Шагала, но и венцом «еврейской темы». Вообще-то, оригиналы их
доступны в Новой Третьяковке каждый день, кроме понедельника. Часто бываю там и долго рассматриваю эти чудесные, но крайне хрупкие вещи. Их много раз реставрировали и они практически не транспортабельны. Или же за очень большие деньги и страховки, так как путешествовало это «Введение в еврейский театр» по разным странам и континентам достаточно много. А я еще помню его первое появление на первой, постперестроечной ретроспективе Шагала в «презентационных залах» Новой Третьяковки незареставрированными.
Когда их только-только сняли с валиков и растянули перед публикой в самый первый раз.
Получается, что «Еврейский авангард» лучше бы смотрелся внутри постоянной экспозиции Новой Третьяковки, но «у судьбы свои законы», как пела Дидона у Перселла. Куда интереснее экспозиционный парадокс: с одной стороны, кураторы Кристина Краснянская, Мария Гадас и Светлана Амосова выписывают из медвежьих углов изысканные и аутентичные артефакты, но, с другой, помещают в центр будто бы историософской выставки цифровую проекцию. Да, она поддержана в оформлении проекта и другими символическими объектами - в двух залах большие территории занимают блестящие черные подиумы, изображающими микве - ритуальные бассейны, но как-то это сильно контрастирует с тем, что развешено по стенам.
Микс аутентичного авангарда с микве и видеопроекциями идет от кураторских целей, поэтому все как бы на месте, да?
Важно подкрепить базовые концепты оформлением и экспонатами, протянуть сквозь них цепочку ассоциативных лейтмотивов. Тогда и отбор картин станет очевиднее. Ласково, я называю это для себя и про себя «институциями нового поколения». Музеями детей и для детей. Им ведь тоже важно знать про всяческие там авангарды. Ну, и чтоб не скучненько. А мы свои выставки все уже видели. Когда деревья были большими.
https://www.jewish-museum.ru/exhibitions/evreyskiy-avangard-shagal-altman-shterenberg-i-drugie/
6D621124-F6A9-4EB9-A164-9734B2CA1386.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
A8896D32-0F96-42E4-BCAF-D14331D6DD88.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
82A91A56-6105-430A-A7DA-BC0182E902D0.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
765108CB-328E-4840-8637-3CE63A7FA641.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
ECDF1607-DE34-46B1-A4C0-140B5A9973FB.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
BBB07C28-070C-492F-8A70-980DCAA19C2B.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
54E23B52-C062-403A-A3C1-3110F9BE0F3E.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
45C8C770-EDA5-4F90-9E32-C7FE1E6DDC45.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
5BF65379-E181-4682-8F35-B6C0BC37BF2A.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
2CF5C598-E538-47AD-987F-EA32BB8A3345.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
A3545D67-C575-4B49-BEF8-56B6004D2DC6.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
DFA2B296-6AFB-4AC6-A0FB-CCB8C9CF165D.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
47B4D15A-FF63-49D7-8F75-2505EF33FED0.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
973DAD8C-5FD7-4031-BD7D-35A962B02386.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
ACB1D72A-AE41-44C0-A930-1C4EA79251EA.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
63C9D3F9-522D-47F2-81FF-A285D74A0857.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
56F9D707-1497-4E48-BAA6-E3638A3A65D0.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
FAD4E58B-2C77-4776-A720-0DAAC5C90759.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
D5A27237-5F0E-4164-BAE8-4E8E110BC6AA.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
A936500B-231A-481B-9DC1-EDFD73F3DC1C.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
C7FD995C-17DA-4AA1-BB02-DA0AF40ADB30.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
51C93E51-3C71-4F5E-83A1-7CF501312228.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
62582053-2D51-4CB6-A300-6C73963F7C44.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
889488B4-1E76-4815-8A28-9A4DE5952B82.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
E857C811-D025-45D6-83FB-F323B8E3F82D.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
1745E136-A6DE-4269-BA29-3448E218ED94.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
888FAE07-D8E4-4541-B7BC-2266987C8212.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
1E218737-3E62-4FAF-87C5-EC3C469F1F7E.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
14AF067D-E8AB-44E8-A2D6-56AF5663C390.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
68A4114C-49B1-427B-A755-B0EEE763EBD5.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
3FAA10BF-ED22-43D9-946A-2046E52DA17A.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
9E237F16-527B-4351-AEB6-29DE0A333696.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
82B8A6EC-2153-43BD-BB52-3E8857C8946F.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
9C93403D-D7D5-46C0-AF4C-574820F1ED92.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
72E05712-9CF1-4153-9654-5CAF23202800.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
FA012FAA-40B6-4721-A4AE-4D83939F97B5.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
B101C070-D34B-426F-AD23-2F35CEC1A286.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
1EC29CDE-DDBB-4EA1-9A50-30A8BA75738A.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
4D21C8C0-7D5B-48CC-9729-0F13FCE15CA5.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
784B9434-DFA6-4811-9D43-065A53AB7601.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
EB3A4955-5770-45DD-9745-AAF4535E1360.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
4DE33CC5-6217-443A-8315-43916CF6AF6B.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
099A8D4C-A86E-4F8A-8994-45A2FEF0A3DF.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
E3BDC55C-6CDD-4C65-AF4A-4DE488AAB5CB.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
BA261D20-40F0-445E-8D8D-8C50FAF2A9CB.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
189620A8-C0B4-46DC-B5C6-1F6FB9B4023F.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
FB6ABAD3-01DC-41BB-A501-7612A7405464.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
21E5064D-1DBE-48F8-8C38-5935D70BD95E.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
D955F394-5996-4BD6-8709-E44C4325D86E.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
1CFD57B5-865C-4CD7-9DAA-E3F5F93E5D1A.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
C29C9048-E544-4058-AE25-A6A7742EAD12.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
4207229B-ACCD-4D32-914D-E38FFEDF0700.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
991092B2-59CE-4074-80E6-64AF5A7427E9.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
493B5C75-2602-4618-9735-884E212E9A89.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
B4FDF64F-B790-4B32-B5F4-1C26E8727E6C.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
40FB723D-ED80-4156-925B-9F19BE50EEEF.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
07F34FFB-7978-40CE-B911-8DA9218D353C.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
12EDB93C-8DCA-4118-BDA4-074C85398817.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
F60B038A-D4A9-476E-B14F-FC0ACD3AB894.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
0D9A52BE-61F4-4A85-81D0-85484EFA20C2.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
79706906-CCA4-43CC-9089-B78651155D2F.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
E221F1BB-7E85-45F3-9174-FFBD5C8EC604.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
C230EDAB-0212-480B-A840-14DFD0954BFE.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
E2D4BAC3-508E-44CF-A51D-6F8905364E54.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
935C348C-C496-497D-A2E8-140D9A53DC17.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
D9BFA91A-14F8-44CD-B727-7F94440194F9.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
9DA1B9BC-08DB-47EA-A2E6-AE445723167B.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
CA6B8D02-CB12-48AC-B5F8-F254FDDB24F2.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
21280D28-459F-4A5B-938E-4BDEFF31A4DF.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
A20C494F-4089-42E5-B678-3A64424A452F.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
0A93231A-CF01-469D-A7FE-66DD49E298B8.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
D1C61C57-A0AC-4C80-9B0E-B65ACAEF6360.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
8A4F98D6-7B67-4ACD-AA3C-6A78869983C4.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
6F4056FB-364D-4605-BAC3-1919E40E3877.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
1C2CE71F-8C87-4CFA-B50E-0091C7F1B6F4.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
B792070D-DF21-4988-93E3-A62CB1E1C1D2.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
3C5A2AFC-EE74-4205-A699-022081F07D04.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
05ECB629-24AC-4A62-9270-2FD67A468E6E.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
3ABB923C-AFE7-4047-B145-FF55F1298B07.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
A59792F0-8FEB-4429-825F-A60F596D6B82.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
006A0555-B1F8-4782-BB4B-DF5F1CD25982.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
1912589F-F6D5-45CC-8847-29438E3548BB.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
D2A15F5E-6F01-48A8-A6FC-6CD3C1EBFC39.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
B151AE80-B2B9-4FED-B86A-55F956156050.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
D2A15F5E-6F01-48A8-A6FC-6CD3C1EBFC39.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
567A2519-6241-4220-9616-91F7FD1F8903.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
0FD9D827-0504-4CCE-9C86-964251FFA218.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
F896D260-0DF8-4334-93C1-AC37BAF7CA9C.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
14077CF0-8E90-4A45-B183-0103395E0C5B.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
EB444124-1298-492D-83D2-A82F13343800.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
90CB5CF1-9F3B-4498-8C9E-FCF1C4F2FB26.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
60B5BB55-9806-44E9-9FAB-37BDC8D46274.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
9FB73366-0276-4052-8EC5-914EECE52051.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
6ABE5EC6-4DAF-4E99-A990-11B86D48E8B5.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
19735BC0-9800-4EC1-AEFE-38002EAF50D0.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
5B09EBD2-3CAB-4BA9-A864-E612535A1CB6.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
3F22C622-AC47-4699-AFA9-446C3EC529DE.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
5A7BE032-28DD-4774-B431-F5E15A5F8814.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
C16DDD0C-3280-45FE-AA71-A697430DA8C5.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
8BACAFB4-8092-470F-A500-E82BA2BE224F.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
FCE777D4-FE42-4625-8FAD-A6AF5063C92C.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
A0F31840-C31B-4F3E-842F-7BF9A7673D3B.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
63E6A7BC-1F4A-44DA-8911-3D14844B753E.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
7A710D03-0D6A-4787-93E2-161371CEE9F0.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
9CCFE87F-8031-4C34-88E2-11C93AD14023.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
B4ACACE2-DE1B-4B21-B241-6809E3C52400.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU с
B170B8E7-E7FA-4FCF-B1FB-0B49E214F01B.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
AEED38BF-B41B-47FD-BB1E-8F42CC120EB8.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
8902B860-AC91-4B80-9B43-289B94DC028E.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
C78DB0F5-2048-4EBF-AFB9-C2549D1D5341.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
26A1B9F0-B95D-4487-93FD-8B2B3972C6D7.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
62A4ADA6-DADB-4BFF-B181-51E597826265.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
84487D95-0454-4265-8669-7B1FE89F43BB.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
2E6BD36C-A464-4149-A096-5FE9CCDB8D8D.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
8CC2A189-E5B9-4277-B0C1-D65C45F27F3E.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
1268E08E-6BA5-4097-AB63-3D119FBC8184.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
DD459B9D-9229-4242-A55D-D7FF85EE53C2.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
C940568F-E46A-4F07-8202-5B18051B5594.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
2866726F-14A3-4B82-BC3A-409B5DF4F030.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
A9EB7373-747F-4912-8DB6-65464298A333.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
513B9401-9F19-4F4C-A743-374E0862C4F0.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
5B09EBD2-3CAB-4BA9-A864-E612535A1CB6.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
FA73C883-8D61-4683-97B0-C6BCF730ACAF.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
082646B9-6AD3-4125-B772-8BA4F17A198A.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
73530CB5-D8E8-4192-B6DE-BEF88DE0AEAA.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
BF47CE43-CD79-4FF7-8EA4-94203D8D5266.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
9A92E137-79E4-4BA7-8902-071663E3B316.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU
37C2D26A-BACE-4B26-80B2-094ECA0F67BD.jpg ©
paslen.iMGSRC.RU