«Искусство Испании в собрании Государственного Эрмитажа» в музее "Эрмитаж-Урал"

Mar 19, 2023 10:16







Схожая выставка испанской классики из фондов Эрмитажа заявлена в этом году в ГМИИ, из-за чего стало интересным как выставка, которая сейчас гостит в Екатеринбурге, будет модифицирована (или не будет изменена) для столичных показов.

Вангую, что ее дополнят и расширят, так как важнейшим концептом уральской экспозиции является извлечение экспонатов для нее из фондов - де, все они взяты из запасников.

То есть, здесь в наличие все великие имена и галочки расставлены щедро (Веласкес - Мурильо - Сурбаран - Рибера - Гойя), хотя и вторичными, проходными работами (а Гойя и вовсе графикой, хотя и представленной в отдельном застенке с особенной щедростью), с двух сторон (прошлого и настоящего) то ли добавленные, то ли разбавленные более старыми и модерновыми работами.

Они-то мне и показались самыми интересными из-за своей неформатности, что ли, неконвенциональности: и барокко в Испании не такое, как мы привыкли (и сильно отличается от южного (итальянского) и северного (голландского) своей "дополнительной" загорелостью и прожаркой, доставшейся, конечно же, от арабского культурного влияния...

...причем в разных областях нынешней Испании барокко совершенно разное и те, кто бывал в барселонском Музее национального искусства (MNAK), понимает что я имею ввиду...

Зато модерн у испанцев очень последовательный и схожий, хотя и гораздо кудреватее того же французского ар-нуво.

За тем, как кажется, и важно смотреть, раз уж "Эрмитаж-Урал" - институция, подобно всем прочим филиалам центральных столичных собраний, на первое место ставящих "силу искусства", а не все остальное, что, впрочем, не менее важно, чем сами "картины".

Хотя бы потому, что главное впечатление от больших, универсальных музеев, во-первых, во-вторых и в-третьих, это сами эти музеи, работающие как громадные инвайроменты, то есть, тотальные инсталляции, создающие бесконечное (кажущееся бескрайним) пространство, насыщенное сливками мировой культуры...

...тем более, если коллекции расположены в императорских дворцах и царственных апартаментах, плавно переходящих в художественные, но, архитектурно и ментально, аутентичные придворные галереи, когда бэкграунд причастности к высшему свету и великосветскому обществу невозможно отделить от созерцания произведений искусства (да и не нужно)...

...особенно когда имперские сокровища бесцельно многочисленны (раз уж роль их - зафиксировать богатство и всемогущество не только конкретных владельцев, но и всей империи в целом) и сосредоточиться на них невозможно: все мы знаем про синдром Стендаля, однако мало кто задумывался, что он ведь и есть проявление диалектического перехода количество в качество...

Ну, то есть, чаще всего, чистая, или не чистая, но каждый раз всё равно механика.

То, что обычно обзывается простодырым словом "атмосфера", на самом-то деле, является сложносочиненным и постоянно ускользающим явлением в мир беньяминовской ауры.

Чтобы стало понятно, что я имею ввиду, я нашел несколько подборок своих давних (десятилетней давности - это когда еще Генеральный штаб музеем не работал) снимков из эрмитажного комплекса: Зимний; Зимняя: https://paslen.livejournal.com/1403900.html
Эрмитажные окна: https://paslen.livejournal.com/1400514.html
Эрмитаж, кунсткамера: https://paslen.livejournal.com/1400928.html
Эрмитаж. Зал Рембрандта: https://paslen.livejournal.com/1401803.html
Зимний. Атланты. Иорданская лестница. Покои. Лоджии Р. Висячий сад. Павильонный зал etc: https://paslen.livejournal.com/1402174.html
Музеесексуалы Эрмитажа-1. Люди нашего городка (4): https://paslen.livejournal.com/1402868.html
Музеесексуалы Эрмитажа-2. Люди нашего городка(5): https://paslen.livejournal.com/1403357.html
В филиалах же создается прямо противоположная ситуация, когда музейная территория оказывается "белым кубом", нарочно предназначенным для безоценочной демонстрации культурных объектов, выдернутых не только из фондов, но и исторического контекста.

В таких выставках контекст образуют сами эти отобранные экспонаты, синтезируя свой собственный, практически автономный контекст.

Он вдвойне важен из-за особого положения испанской классики в мировых музеях - за границами самой Испании ее всюду мало.

Однажды и не помню где (тут мне нужна помощь клуба, может кто-нибудь знает о каком именно правителе идет речь) я услышал историю о запрете на вывоз из Испании картин местных живописцев, который издал один из испанских царей-королей, де, был указ, позволивший сокровищам остаться дома.

Поэтому все приобретения работ испанского происхождения связаны либо с военными походами (масса холстов, икон и скульптур поменяли место прописки во время Наполеоновских войн), либо с прицельным, крайне целенаправленным, собирательством.

Эрмитажная коллекция как раз и синтезирует два этих начала, трофейное и собирательское, в попытку собрать отдельные экспонаты в единую и непрерывную цепочку художественного развития от готики и барокко до модерна и модернизма.

Как это выходит и у кураторов вышло я оценивать не стану, так как понятно же, что главным искусством для посетителей Эрмитажа является "красота убранства парадных залов", а так же итальянская и французская живопись в их великолепном развитии, тогда как искусство Испании - явление прикладное и вынужденно деликатесное...

Проходит оно по разряду второстепенного (что, впрочем, никак не корреспондирует с превосходным качеством живописи), вместе с немцами и голландцами, из бесконечных рядов которых культурная память выдергивает одного-двух гениев, вроде Рембрандта и, допустим, Кранаха.

Но для заснеженного Ебурга вся эта садомазохистическая позолота тел, прожаренных на Иберийском полуострове, выглядит отдельным и окончательным отрывом от актуальной повестки, из-за чего посетителю филиала следует придумать собственную повестку для посещения выставки, вокруг которой, как и вокруг любого театра, тоже ведь должен быть выстроен отдельный театр.

При том, что "Эрмитаж-Урал" относится к разряду явлений, меняющих атмосферу в любом крупном культурном, научном и промышленном центре одним только фактом своего наличия - недавно я уже писал про дыры в городе, через которые люди получают возможность напрямую пробираться к потокам мировой культуры.

Дело даже не в паре десятков счастливцев, сумевших связать себя с работой в таком месте, но и с возможностью для "простого человека" бескорыстного сравнения уровней разных явлений искусства и, следовательно возникновением умственного транзита куда-то вовне, где хорошо и всегда светит солнце разума, вечных вопросов и истинных ценностей.

В моем детстве областная картинная галерея Чердачинска была закрыта на ремонт (как и сейчас), из-за чего моё художественное образование кажется недостаточным и требует постоянного добора знаний и впечатлений, думаю, что если бы на родине все культурные институции работали так, как надо (например, филармония, регулярно привозившая из Москвы симфонические оркестры) интеллектуальная жизнь сложилась бы, я уверен, иначе.

Словно бы в подтверждение моих слов, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, на первом этаже разместивший привозную, временную выставку из Эрмитажа, второй этаж отдал под собственные коллекции западно-европейской живописи и пластики, более чем наглядно продемонстрировав уровни качества двух собраний.

При том, что отборные работы испанских художников "музейного уровня" Эрмитаж даже не трогал, оставив в постоянной экспозиции, а на Урал (после - в Москву?) отправив маслины поменьше да попроще, но даже и они намного превосходят местное собрание, понятно как и по какой разнарядке появившееся из реквизированного да награбленного, ну, или же сосланного в Тмутаракань.

Помимо коллекций, их хранения и изучения, у музея должна быть легенда происхождения - важнейшая родовая характеристика особенностей места.

Третий этаж выставочного комплекса посвящен инсталляции, рассказывающей об эвакуации эрмитажных экспонатов в советский Свердловск: когда война пришла то часть музейных фондов отправили сюда, вглубь страны - инсталляция, неполиткорректно начинающаяся с винтовой лестницы, доступной явно не всем посетителям институции (для них есть лифт), как раз и показывает шедевры Рембрандта и Эль Греко торчащими из упаковочных материалов.

Выглядит трогательно и эффектно, но военный пласт истории в роли основателя культурного учреждения - самый простой и примитивный, ибо никуда не ведет: "Блудного сына" сюда как привезли, так и увезли, если я правильно понял смысл инсталляции, его тут даже не выставляли, подобно "Сикстинской мадонне" Рафаэля, фактом местной жизни "Блудный сын" не особенно-то и стал.

Википедия, конечно, так себе источник, но даже в ней эта драматическая страница в жизни холстов Рембрандта и Эль Греко никак не отражена.

Вот и я несколько сезонов проработал в театре, гордившимся тем, что чердачинская сцена принимала в эвакуации Малый театр, но очень хорошо, что никакой преемственности с "Домом Щепкина" наша цвиллинговская драма никогда не обнаруживала, очень уж это два разных театра выросло.

Филиал Эрмитажа в Екатеринбурге появился по совершенно иным, административно-политическим причинам и все это знают, а если коллегам Пиотровского хотелось бы подчеркнуть связь ГЭ с средне-уральским регионом, нужно было "Блудного сына" присылать", ну, или же шедевральных "Апостолов Петра и Павла" Эль Греко (до недавнего времени - единственной картины Доменикоса Теотокопулоса на территории РФ, покуда в ГМИИ не всплыла очередная порция перемещенных ценностей и с Эль Греко и с двумя большими станковыми Гойями), раз уж речь об испанской школе идет.




















































































музеи, выставки, Екатеринбург

Previous post Next post
Up