Рассуждение о таких глобальных вопросах как смысл жизни (а «Исповедь» это и есть текст-рассуждение, что-то вроде трактата, построенного на простраивании причин и последствий) имеет важную закономерность зависимости конечного результата от объёма: чем такой текст больше тем он выглядит менее убедительным
(
Read more... )
В воображаемом моем мире было бы очень печально, если бы и Александр наш Сергеевич, придя в те же годы, превратился в столь же скучного пастыря народов, постепенно убедившего себя в достижении, наконец, многотрудной логической истины. Впрочем, не думаю: у героя Вашего повествования с юных лет развился синдром отсутствия чувства, скажем, юмора - и близких к нему мыслительных свойств, вроде самоиронии. Пушкин же этим синдромом, похоже, никак не страдал, потому я ожидал бы от него гораздо более глубоких откровений. В "Моцарте и Сальери", например, это запело.
Кажется, деградация такого вида у пораженных указанным недугом есть чуть ли не закон литературной природы - взять хоть Василия Белова навскидку, и иже с ним.
Но ход с посмертной поддержкой от собственного худла - хорош. Подсказывает нам, что антропологический подход читателя и из этого может сделать худло, пусть и не того качества. :)
Reply
Про Пушкина я думаю тоже иногда, вот чтобы было если бы дожил до сорока томов. Он и Лермонтов, например, и Мандельштам - лауреат Сталинской премии. Чувство юмора важно, конечно, но Толстому не привыкать противоречить собственным взглядам правдой своих образов.
У Эйхенбаума есть хорошая статья о Пушкине и Толстом как двух крайностях культурного метода. Толстой уже практически готовый декадент с акцентами и Пушкин как воплощенная равномерность и гармония. В том числе и технологическая - на уровне отбора деталей, частностей, отдельных слов и воплощения их общего натяжения в универсальную и гармоническую систему. Она всего пару страничек, но очень питательная, рекомендую.
Reply
Отсутствие же чувства юмора, на мой взгляд - проблема органическая, личностнообразующая. Как известно, таковое есть синоним фанатизма. Если фанатизм этот остается в рамках поджанра "худло", то и ладно, у худла нет общих правил - и быть не должно, это не гимназический предмет "словесность". Но в поджанре "публицистика", увы, "если человек задекламирует, дело его пропало" (с). То есть, когда в невероятно гениальном тексте "Война и мир" мы опознаём прямой авторский публицистический голос, вещающий азбучные (на его взгляд), а на самом деле плоские, догматические - и очевидно не истинные истины, от сказанной гениальности начинает заметно убывать. "Хребет риторике сверни."
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
А насчет р. л. - отчего ж, Набоков, Искандер вполне осуществились. Трифонов вполне мощно, хоть и рано умер.
Reply
Reply
Leave a comment