Равенна. Сан Витале/ San Vitale

Sep 29, 2017 11:48

В Сан Витале идут за мозаиками, но там есть ещё и фрески, они идеально соседствуют. Когда заходишь в храм, сразу же попадаешь в подкупольный зал с роскошными барочными феериями. Светло-коричные триумфы с ангелами и святыми в разноцветных небесах закипают, как вода в чайнике.

Между прочим, именно этот мощный купол изучал Брунеллески для создания первого европейского купола Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Но в Википедии про устройство Сан Витале можно прочесть по ссылке, я же сгруппируюсь на своих собственных ощущениях.

Их задаёт барочный вихрь, подтянутый вверх, так как «общее пространство» вытянуто и поставлено на большие боковые колонны. Пол украшен мозаиками, а вся красота начинается примерно на уровне третьего-четвёртого этажа - территория собора разворачивается вширь, невидимая со стороны: когда подходишь в Сан-Витале, похожем на грибной куст, кажется, что он достаточно локален и прост.

Попадая внутрь охаешь от омута, в котором есть загустевающая карамелизованная сладость пустоты, отпущенной на свободу - и портал выхода в другое измерение: мощная, углублённая в себя апсида, разукрашенная яркими, сочными, будто бы позавчера законченными, мозаиками.

В церкви, разумеется, полумрак и невозможно разглядеть, что верхние росписи обрамляют архитектурные обманки на сводах и стенах - задирая голову, кажется, что ниже купола находится сложное убранство ротонды с арками, за которыми видны проходы, поддерживаемые колоннами, за которым виднеются богато украшенные купола небольших башенок.






Как мне объяснили знающие люди (я-то этого не заметил) - большая часть этих деталей нарисована (1780) в духе театральных иллюзий болонскими художниками Бароцци и Гандольфи, а так же венецианцев Гвараной.

Но всё это предисловие и преддверье перед основной апсидой, противоходом оформленной по поручению Теодориха Великого (отдельно расскажу о прогулке в его мавзолей) совершенно в другое время (546 - 457) и в другом стиле.

В «базовом корпусе» темно и загустевает неспешная осень, под сень мозаик попадаешь, точно в заповедный сад или же на луг, цветущий полевыми цветами. Кирпично-коричневое барокко то ли отступает, то ли рассыпается, как бы подталкивая тебя внутрь волшебного воздуховода. Желтое и золотое здесь сплетается с зеленым и голубым, а в узоры и арабески, оплетающие косяки и своды (аркады и конха) вписаны святые и герои - в том числе император Юстиниан и его супруга Феодора.

Разные поверхности - стены и постенки, перекрытия, вогнутые поляны и обрамления окон наполнены, каждая, собственным ритмом и исполнительским усердием, из-за чего недвижимое воинство, оплетённое лианами декора льётся, вьётся, бежит куда-то, недвижимое и самоуглублённое, заводит медоточивые шашни с глазами и вестибулярным аппаратом.

Встреча Рима и Византии происходит в Сан Витале этим вот столкновением старого мира мозаик, заряженных закатом античности и новой угрюмости, наступающей по всем фронтам.

Можно было бы обозначить это столкновение как катастрофу, в которой «все умерли», однако гений оформителей и архитекторов, вписавших разноцветный луг в тёмную торжественность всего остального.

Это сделано столь умело и ловко, что у взгляда не остаётся альтернативной логистики - всё здесь подчинено чёткой расстановке акцентов, заставляющих двигаться точно к центру света.

Поскольку поначалу в апсиде толпились туристы, прежде чем перейти к мозаикам, я решил прогуляться под барабаном купола и обойти базилику по тёмному кругу, чтобы отметить мозаичные полы и мраморные саркофаги, запрятанные за колоннами.

Поступив против задуманного авторами порядка, я почувствовал, как церковь сопротивляется моему своеволию, словно бы цепляясь за меня и насильно разворачивая в сторону небесного сада.

Сопротивлялся я недолго, бросил бег по кругу и тоже пошёл греться туда, в самый центр рассвета.

Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сан-Витале




















В предыдущих сериях:
В самолете-1. Поломка и оттяжка: https://paslen.livejournal.com/2205596.html
В самолете-2. Ожидания: https://paslen.livejournal.com/2205853.html
Первый глоток: https://paslen.livejournal.com/2205993.html
Думы о родине. Русский язык: https://paslen.livejournal.com/2206400.html
Путешествие как текст: https://paslen.livejournal.com/2206903.html
Национальный музей Равенны: https://paslen.livejournal.com/2207144.html


Италия

Previous post Next post
Up