Прогулка с Игорем Мухиным

Aug 09, 2015 00:57

После презентации трёх своих новых фотографических книг в Центре фотографии им. братьев Люмьер на Болотной набережной, Игорь Мухин предложил пройтись до Парка культуры, в котором сегодня большой молодёжный фестиваль, проводимый кроссовками «Риибок» для тех, кто не курит и не пьет, увлекается спортом, любит старые автомобили и катается на роликах, делает странные татуировки и мечтает отказаться от мяса.

Игорю, понятное дело, интересна колоритная тусовка и возможность поснимать, ну, а мы, вместе с друзьями Игоря, и, между прочим, персонажами одной из его самых последних книг («Богема») увязались следом. Я, по крайней мере, увязался, а друзья просто пошли пройтись с Игорем до Крымского моста.

Мы шли и Игорь объяснял почему так тщательно отбирает снимки в свои книги - архивы громадные, никому, даже детям, не нужные, всё обязательно распылится, распадётся, пропадёт. Сайты сгинут, инстаграм исчезнет или переплавится во что-то иное, а вот бумага может оказаться вечным носителем, она - останется.

По набережной, от Стелки и до ПКиО прогуливались толпы хипстеров, так, что с какого-то момента началось казаться, будто «либеральные ценности» не свернули, а, наоборот, многократно преумножили. Все, в этом ярком августовском солнце, были преувеличенно яркими, молодыми, модными и совсем уже какими-то позитивными. Даже я поддался этому состоянию, когда, распростившись с друзьями, мы с Игорем ввинтились в праздничную толпу, занятую многочисленными аттракционами.

Мухин нырнул в людской поток точно дельфин и я благодарен ему за то, что, несколько часов кряду, он терпел моё присутствие (надеюсь, не слишком обременительное), позволив наблюдать мастера за работой.






Так как праздник был распределен между десятками площадок и автономных аттракционов, Игорь сначала сделал круг по всему фестивальному городку, рассматривая людей и декорации, прицениваясь к фактуре. Вокруг - море разливанное разнообразных, весьма живописных людей, хипстеров и панков, ботанов и готов, просто людей, одетых по-летнему, а, значит, особенно живописно. И, если бы я не экономил время айфона, который теперь садится уже очень быстро, то сделал бы уже десятки снимков, настолько люд вокруг провоцировал не только на жанровые сценки, но и на вполне самодостаточные портреты. Парни, девушки, татуированные монстры и просто влюбленные парочки. Родители с детьми. Общительные компании.

Все они ели, гуляли, фоткались, танцевали, делали тату, катались на великах, изображали персонажей «Звездных войн», стояли в очередях к аттракционам, танцевали, общались, слушали диджеев или просто гуляли возле велодорожек, так что потенциальные сюжеты проступали гроздями. Мухин же, однако, так и не брался за камеру. «Картинки не вижу», всё время повторял он, ведь у него плёнка, поэтому каждый кадр должен быть гарантирован. Важно не только увидеть мизансцену (охранник с пластиковой бутылкой минеральной воды, охраняющий рок-сцену или киоск в котором разукрашивают кроссовки или делают временные рисунки на руках), но и понять, как правильно её снять.

Фотографировать Игорь начал только когда мы обходили импровизированный фестивальный городок на второй раз. В работе он, конечно, напоминает хищника на охоте, перелезающего, перемахивающего через лианы человеческих джунглей в поисках максимально удачного ракурса. Снимает Мухин фронтально, не «от пуза», но, ни от кого не скрываясь, прямо в лицо. С феноменальной какой-то выдержкой, делает один, два, три кадра, из-за чего модели начинают улыбаться и даже позировать. Я ещё обратил внимание, что Игорь не ожидает «решающего мгновения», в котором толпа сгущается или, напротив, распадается на законченные мизансцены, но, по крайней мере сегодня, берёт то, что статично и, хотя бы пару мгновений, совершенно неизменно.

Я говорю ему, что, будь я фотографом, нащёлкал бы пару сотен эффектных типов и отношений, а Игорь, увлечённый охотой, не отвлекаясь, говорит, что каждый кадр нужно придумать так, чтобы он остался. Попытался остаться. Что значит придумать? Ну, как снять, сделать так, чтобы получилось. Сотни кадров в Инстаграме никому не нужны. Они долго не живут. Время пожирает всё. Надежда только на бумагу, то есть, на тщательнейший отбор и выстраивание композиции уже из отдельных снимков, годами, складывающихся в серии. Сегодня в Центре Люмьеров, Игорь говорил, что каждая классическая фотографическая книга (особенно в доцифровую эпоху) - законченное высказывание, закрывающее тему; монумент, в который уже нельзя ничего добавить или что-то из него убрать. Мобилография живёт меньше, чем газета - в основном, лишь в тот самый момент, когда делается очередной кадр.

Когда мы заходим на третий круг, Игорь перестаёт обращать внимание на меня (тем более, что солнце уже ушло и начинает резко темнеть) и точно проходит по точкам, заранее намеченным в прошлые разы. Стреляет он редко, но метко - в основном, выбирает правильные диспозиции. При этом, никуда не торопится, в прогулочном ритме, получая удовольствие и от парка, и от людей вокруг. «Очень странная тусовка, - говорит он, - ничего в ней не понимаю». Может быть, для него сфотографировать и есть разобраться? Смешение стилей и эпох, хипстеров и скреп, здоровья и декаданса, кризиса и пряного летнего вечера, масса раскованной молодёжи и большое количество охранников и охраны (у каждой точки - свои рядовые) делает фестиваль явлением не столько светским, сколько советским. Но в Москве - лето, август, кто не спрятался - я не виноват.

Помимо прочего, в Центре Люмьеров Игорь сегодня презентовал и книгу, посвящённую митингам с 1995 по 2015-ый год, фиксируя сначала демократическую и анархическую вольницу, а после, согласно исторической хронологии, появление на официозных митингах хоругвей и портретов Путина. Последние митинги этого года Игорь снимал уже с экрана телевизора: делать на таких акциях нечего. Да и тема закрыта: книга готова в полусотне экземпляров, ничего добавить или убавить нельзя. То есть, можно, конечно, но Мухин работает иначе. На века.







По пути в ЦПКиО, мы зашли на пришвартованный возле ГТГ, корабль «Валерий Брюсов», где на верхней палубе с видом на церетелевского Петра, можно выпить пива. Там устроено что-то вроде импровизированного пляжа с пуфиками и громкой музыкой: хипстерские семьи возлежат практически топлесс, читая айфоны или фотографируя дивные дивы, открывающиеся по обе стороны от корабля - Золотую милю, Музеон, Крымский мост, оконные блики, перспективу Москва-реки.

Неплотной группкой мы стояли у борта, пили пиво и тихо беседовали, когда к нам подошел моднявый мужичок и попросил о помощи - он хочет сделать снимок себя и своей подруги. При том, что у него, кажется, навороченный аппарат, мы обязательно справимся, так как, сказал он, «среди вас наверняка есть фотографы». Точно рояль в кустах, в руке у мужика вдруг возникло специальное фотографическое опахало, отлавливающее и концентрирующее вечерний свет на лицах модели. Он прямо привязался к нам, умоляя Игоря, как самого высокого и видного (выделяющегося), снять их, так как, ну, понятно же, что в кадре должны быть двое. Игорь мужественно отказался, мужичку помогли друзья Мухина, тем более, что там некоторое время кипела полноценная творческая работа - тщательно выстраивалась композиция и действительно отстраивался свет.

Когда мужик сказал, что видит в нас фотографов, мы рассмеялись в первый раз. «Только один из нас, только один», сказал я себе под нос. Когда фотографируемый сказал, что он в нас верит и мы обязательно справимся, мы рассмеялись второй раз, а я вспомнил анекдот о том, как судили гинеколога, который убил цыганку, когда вечером, после тяжелого рабочего дня, выносил мусорное ведро: его жена выносить мусор во двор на улицу отправила.


Люся, фото, люди, дни

Previous post Next post
Up