С удовольствием наблюдаю, как развивается Инстаграм. Как умно борется со спамом. Как добавляет новые фильтры и функции, развивающие горизонтальные связи между пользователями. Важно, что Инстаграм развивается незаметно, как бы сам собой, исподволь: самое приятное случается незаметно, когда его совсем не ждёшь, когда на нём не фиксируешься. А люди, им занимающиеся, точно знают, что делают и что хотят сделать - точно умную книгу пишут.
Костя сегодня прислал демотиватор про то, что Инстаграм для тех, кто не умеет читать. На самом деле, Инстаграм - для тех, кто устал. Единственная социальная сеть, не приносящая негативных эмоций ещё и оттого, что не фиксируется на том, кто от тебя отписался и когда.
В Инстаграме установился свой поведенческий кодекс, который чётко никак почти не сформулирован (ну, да, никакой порнографии - это понятно, но ещё же вежливость здесь понимается как разнообразие, когда все твои близлежащие фоточки должны быть как бы из разных серий, чтобы мелькать как в калейдоскопе), но ощущается всеми почти осязаемо. Не мельчи, не мельтеши, не привередничай, сей разумное, доброе, красивое - всё то, чего хотели, но не смогли добиться в "Секрете".
Сейчас в Инстаграме появилась новая фича, предлагающая подписаться на аналогичных юзеров. То есть, заходишь к человеку на страничку и тебе, по непонятно какому алгоритму, предлагают ещё троих "похожих" пользователей. Из-за чего, подчас, попадаешь в дневники людей, которых никогда бы не заметил и не отметил (с этим, кстати, в Инстаграме большие проблемы - юзеров-то много, но совершенно непонятно кто на что горазд), составляя собственную ленту.
Вчера, кстати, совершенно случайно забрался к одному эмансипированному (европеизированному, цивилизованному) индусу, чтобы помимо прочего, поймать и окончательно зафиксировать важную для себя мысль.
Все наши мысли и образы развиваются на фоне новостей, а в Париже - миллионная манифестация, а в ФБ кто-то, чуть ли не со смехом, написал, что где-то в Африке, на какой-то там свадьбе, толпа, под сотню народа, отравилась каким-то ядом. Разбираться в каждом конкретном случае невозможно. Статистика - спасение не от лени (хотя и от неё тоже), но от вхождения в частности, которые, подобно Золушке, нужно раскладывать по разным кучам, отделяя от чечевицы. Тем более, что дети разных народов, зачастую, для нас на одно лицо. Японцы или китайцы, про которых, почему-то, всегда говорят только, что их много, поэтому им войны не страшны - любого врага способны засыпать трупами.
Вероятно, у южан и, тем более, азиатов, понижено чувство "личного начала", таким народам проще "образовать толпу", "погибнуть во имя" чего-то общего, надличностного, обобщающего, обобщённого. Роевой образ жизни или самоощущения, буддизмоконфуцианство, воды Ганга и прочая хрень. Но мы же так действительно думаем, причём сразу на всех уровнях. И когда в новостях говорят, что среди погибших не было граждан России - оно же как-то опускает где-то внутри, не правда ли? Особенно если место какое-то экзотическое, топоним пряный и ты чуть ли не радуешься, что все эти тайфуны, цунами, крокодилий яд, племена и племенные распри - это где-то совсем уже далеко (собственно, для чего на них и тратят столько эфира федеральных каналов: "Спите, жители Багдада. В Багдаде всё спокойно!").
Совсем далеко и там, где живут люди с, видимо, пониженным (потому что не европейским) ощущением "индивидуального начала". Собственно, вчера, попав на страничку индуса, фотографирующего то музеи, то своих "любимых братьев", я вдруг отчётливо почувствовал, что ничего этого (о чём врёт статистика или инстинкт самосохранения) нет, и этот индус, важный для меня как представитель совсем уже другой какой-то цивилизации, чувствует всё так же тонко и обострённо. И свою единичность, и свою особость, так чётко выражаемую в снимках предметов и людей, к которым он относится с трепетом или без трепета (цифра всё это отношение, между прочим, передаёт ещё более отчётливо, чем плёнка).
А параллельно, на мониторе, парижская манифестация "за Шарли", показываемая с высоты птичьего полёта, когда сложно зафиксировать чьи-то индивидуальные особенности, просто море голов и всё тут. И лозунг, объединяющий всех одним именем для того, чтобы "лишний раз" подчеркнуть нашу принципиальную разность; разобщённость. Я уже давно думаю о том, как мы выглядим со стороны - наше телевидение или бытовое поведение: вот если взять и включить тотальное остранение и увидеть себя, точно в первый раз. Как того самого индуса. Или, что кажется мне точнее, как какую-нибудь латиноамериканскую автократию из недр самых что ни на есть 70-х - с повышенной гордостью, до чесотки обострённой "низким уровнем жизни", "бескрайними просторами", "засильем хунты" ("хунта", по-испански, если кто не знает, это - "компания", "группа товарищей"), помноженным на отвратительный климат, требующий "дополнительных инвестиций".
Кстати, про климат. Снег из Москвы ещё не дошёл, но чистый январский воздух, похожий на феноменологическую интенцию, когда уже стемнело, потерял прежнюю ясность, подёрнулся пеленой и будто бы забурел так, как буреют овощи в подвале, до весны лежащие в полной тишине. Взвесь всё плотней и безучастней, всё больше походит на известь, на убежавшее одеяло, на улетевшую простыню, хотя сам снегоход, вероятно, заплутал по дороге (прогноз говорит о вероятности осадков ближе к рассвету).
Однако, организм заранее, уже давно чувствует снег, точно трясётся внутри этого снегохода по кочкам, по кочкам, добираясь из Керчи в Вологду Москвы в Чердачинск. Или как если организм - сам этот снегоход, похожий на неповоротливый, заросший наледью, танк, от которого никому не уютно. Снег уже идёт в его недрах, мутит пеленой, затягивает ожидание, а главное - размывает границы между тобой и всем остальным.
Как если ты становишься прозрачным и проницаемым; начиная, тем самым, своё медленное исчезновение…