Сложившееся у нас наконец "снисходительное" отношение к М.И. Цветаевой очень напоминает мне нынешнее празднование Лермонтовского юбилея - как Цветаеву "на голову не наденешь", если её прежде не "рационализировать", не адаптировать посредством спасительной снисходительности, так и с Лермонтовым - одно лишь "снисходительное" отношение к нему спасает юбилейные торжества. Или запретить обоих нафиг, или относиться к ним "снисходительно", как к "недееспособным" (ну не считать же их на полном серьезе пророками, Кассандрами, людьми опасного ума - это уж слишком для нас - как в "Покровских воротах", где Грибоедов не пример для подражания, потому что он "плохо кончил").
Мне кажется, что то что "не знают как относиться" - это еще полбеды. Беда в том, что Цветаеву ни обойти, ни замолчать, ни приспособить - нельзя. С ней действительно неизвестно что делать. А вот Ахматова не так социально страшна, как Цветаева, не настолько сопротивляется "номинациям" - вообще социум адаптирует "солнечных" авторов, а вот "лунных" или варварски приспосабливает (если уж совсем некуда деваться), или тотально замалчивает.
Ахматова социально обычна, реализуя харизму старой мудрой вельвы, сев на нее как на два стула. Цветаева была формата дурочка с переулочка, вся в пестром и сбоку бант - ставка модерна, так и не ставшая ходовой позицией.
А я вот никак не могу ее читать. Вся она со своими побрякушками какая-то нервная, потому неглубокая, все у нее ради красного словца, эмоциональный рисунок судорожно обеднен, как у героинистов, увлекается словами как росписью горшка в Хохломе, валит яркие пустышки на гора.
Comments 13
Reply
Reply
А вот Ахматова не так социально страшна, как Цветаева, не настолько сопротивляется "номинациям" - вообще социум адаптирует "солнечных" авторов, а вот "лунных" или варварски приспосабливает (если уж совсем некуда деваться), или тотально замалчивает.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment