Памяти Аркадия Ипполитова

Nov 07, 2023 11:31



«Ипполитов в Эрмитаже» на Яндекс.Фотках



Смерть Аркадия Ипполитова - это еще один симптом "конца гуманитарки", гуманистической и гуманной эпохи всесилия культуры, взлета ее и того, что принято называть "базовыми ценностями", их цельным, единым и неделимым фундаментом. Теперь же все дробится, течет и рассыпается на глазах, ничего собрать в ощущение твердой земли под ногами уже невозможно.

Ипполитов был сложным, сложноустроенным человеком, гением многоуровневых выставок и изысканных текстов (в своей итальянской серии он успел написать и выпустить лишь три книги, хотя думал о шести и с гордостью говорил мне, что впервые ввел в отечественную литературу сразу множество небольших, но насыщенных историей и гением места городов, ранее отсутствовавших в русских описаниях), которые отныне если и нужны, то не слишком возможны. Да, и вообще всё "сложное" настолько противоречит вайпу духу текущего момента, что надломиться проще простого.

Теперь, когда мы стали постарше, а то и попросту старыми, параллели, которые казались когда-то умозрительными ("философский пароход", "низы не хотят, верхи не могут", "отсутствие воздуха") становятся или уже стали единственной, безальтернативной нашей реальностью.

"Как гордимся мы, современники, что он умер в своей постели...."

Конечно, он завораживал. Тем более, что все его появления на публике, выставочные или в газетах, всегда были четко подчеркнуты поводами, позволяющими дистанцироваться от любого люда. Из-за чего собрать образ Ипполитова в фокус теперь сложно - с одной стороны, Аркадий последовательно занимался одним и тем же, но, с другой, проявлял себя в самых разных областях, когда то, что остаётся (книги, рецензии, каталоги) уже не равно эффекту от его личности, внешности, фактуры "изысканного жирафа", бродящего по промозглому Петербургу с гордо поднятым воротником.

Я снимал его в эрмитажном кабинете весной 2012 года и все это время снимки висели в моем ЖЖ, теперь я лишь обновил дату и актуализировал старый пост, дописав пару абзацев. Он показывал мне, как устроено хранение эрмитажных гравюр, подводил к шкафам, вытаскивал папки с хрупкими листами. Священнодействовал.

Эти смерти, приходящие из соцсетей, преследуют меня, как Эринии. И жалят, и ставят мне градусники.

Мы много раз говорили с Аркадием и "по делу" тоже, но в сети обнаруживается лишь два интервью (еще несколько вышли в "ЧасКоре", то есть, канули навсегда), долго договаривались о встрече, согласовывали дату. Его почтовым ником был "Pontormo", и это заставляло настраиваться на встречу со всем мировым искусством сразу.

Остаёмся без констант, с одними необязательными переменными... Теперь вот сунулся в почту и не смог найти ни одного письма от "Pontormo", по следам которого я последовательно колесил в Тоскане.

Все куда-то постоянно исчезает, рассеивается без следа, рассыпается.

Однажды и нам всем придется исчезнуть, как бы отчаянно мы не следили при жизни.



«Ипполитов в Эрмитаже» на Яндекс.Фотках



«Ипполитов в Эрмитаже» на Яндекс.Фотках



«Ипполитов в Эрмитаже» на Яндекс.Фотках



«Ипполитов в Эрмитаже» на Яндекс.Фотках



«Ипполитов в Эрмитаже» на Яндекс.Фотках









«Ипполитов в Эрмитаже» на Яндекс.Фотках

Аркадий Ипполитов: «На все у нас было меньше года»: https://www.theartnewspaper.ru/posts/1558/

Аркадий Ипполитов: «Я не шёл по следу Муратова»: https://www.topos.ru/article/literaturnaya-kritika/arkadii-ippolitov-ya-ne-shel-po-sledu-muratova

некрологи, Питер, мобилография

Previous post Next post
Up