Быть Жижеком. Про Мадонну

Feb 07, 2012 17:35


Мадонна бесподобна. Про её вчерашнее двенадцати минутное шоу в перерыве футбольного матча можно отдельную книгу написать, настолько то, что она показала - ёмкая и обобщающая [корневая] метафора, от которой можно вести отчёт любого повествования, хочешь беллетристического, хочешь ментально-археологического.

За двенадцать минут она рассказала мне про себя и про Америку, про нынешнее время и нынешнюю эпистолу больше, чем все Жижеки вместе взятые.

Очень похоже на то, что делал в своих романах Достоевский, умудряясь сплести из сюжетных линий и размышлизмов розу ветров такой интеллектуальной мощи, красоты и чёткости, что вообще непонятно как это сделано.
Как это создано человеком.

Тут же ещё, помимо всего прочего (список внизу) демонстрация того во что [буквально] превратилась современная "музыка", шифрующая в себе, точно перфокарта, массу раскрывающихся, при необходимости, смыслов.
Понятно, ведь, что это уже давно не "музыка" в традиционном понимании, но шифрограммы, непонятно (или, скорее, наоборот, очень даже понятно) к кому обращённые.
И если философ - это тот, кто доказывает правоту своих выкладок практикой, всей своей жизнью, то тогда Мадонна - Сократ, Гегель и Кант современности.

Шоу в перерыве самого важного футбольного матча, затмевающие сам этот матч (то есть, и про спорт тоже она высказалась), придуманное и сочинённое (ну, да, это вам не Билан с Плющенко на пятачке Евровидения), построенное и безошибочно показанное в качестве рекламы нового диска певицы.

Реклама. ТВ-трансляции. СМИ. Медиа. Толпа. Зрелище. Иконографика. Иконография. Пластика.
Какие ещё ключевые слова можно использовать?


Гендер. Эмансипация. Большой стиль. Метанарратив. Живая как жизнь. Старая как планета.

Да, это именно высказывание, которое, тем не менее, не требует расшифровки, но считывается, во всёй своей глубине и многообразии, сразу и всеми.
На всех доступных уровнях, как и положено кенозису; как и положено зрелищу, имеющему религиозную основу и осознанно на неё опирающемуся.

И это только кажется, что это легко сделать (придумать, воплотить, осуществить) - пришёл со своей суперпрофессиональной командой, сделал, показал и победил -для того, чтобы победить нужно [и это труднее всего] создать поле повышенного семиотического ожидания, на подготовку которого уходит вся предыдущая жизнь.

Тот случай, когда уже решают не деньги их количество, но что-то иное, в чём Мадонна и есть особенная мастерица.
И дело даже не в харизме, хотя и в ней тоже, и не в уровне возможностей, но в особой прозрачности понимания того, что вокруг и того, что надо сделать. Уровня такой чёткости осознания нет в России ни у кого, даже у Пелевина.
Хотя, казалось бы, причём тут Пелевин?
Ну, да, причём?!

А при том, что мiровой дух буквально, а не метафорически веет там, где захочет и дух зависит от силы, а не от жанра или формы деятельности.
Мне очень близка и понятна мысль Аркадия Ипполитова о том, что сегодня Рафаэль рисовал бы модели одежды, а Микеланджело - формы салона или автомобильного кузова; смыслы что ртуть, перетекают с одного носителя на другой, разогреваясь там, где сегодня горячее (московские митинги стали началом конца ЖЖ, откуда ушла или уходит актуальность, впервые зафиксированная 11.09.2001, превращая его во что-то вроде еженедельного журнала).
Вот отчего Мадонна - это "где я, там и солнце".

За пару сек она соединяет нынешнюю постиндустриальность с нано - даже не средневековьем, но с античностью, с с гладиаторами и религиозным экстазом.
Не только формой соединяет, но и духом.

Лёгкими, выразительными жестами, каждый из которых не потерялся и всё на виду, так как акценты расставлены верно, впрочем не только они, но и вся конструкция, без лишней суеты, рассчитанная на доли секунд.

Ну и про себя. Старушка оказалась не старушачьей, хотя, в смысле экономии сил и выразительности скупого жеста, Мадонна всё больше и больше становится похожей на позднюю же Марлен Дитрих.

В этом смысле, она - наша взросленькая уже цивилизация, которая больше всего боится расслабиться; вот и упражняется, день и ночь, накачивая умственные и физические жилы до полного невменяйства, меняющего не только привычные способы коммуникации, но и каноны красоты.




физиология музыки, СМИ

Previous post Next post
Up