Jan 05, 2012 10:10
мирязь, семитрость [
В сборнике «Пощечина общественному вкусу» была напечатана и звуковая картина Хлебникова «Песнь Мирязя», в которой фантастические люди-«мирязи» играют на семитрости, гуслях и трубе. Как и Кандинский в «Фаготе», Хлебников не подражает звукам музыкальных инструментов, а называет их. Также в сборнике было представлено и самое известное его «заумное» стихотворение «Бобэоби пелись губы», в котором звуки передают цвет. Звук «б», согласно Хлебникову, обозначает ярко-красный цвет, в данном случае - губ, и т.д.[53] Однако это стихотворение представляет звук миметически, а не описательно, в отличие от «Песни Мирязя» и «Фагота» Кандинского. Хлебников, как и Кандинский, разработал собственную теорию цвета, но совсем не такую, как у Кандинского.
В «Песни Мирязя» тоже есть «облачные» метафоры: у него облака похожи на лебяжий пух и «вселеннеющих росинки росянки». Но самый поразительный образ облака - «белейшина - облако» - не репрезентация «похоже на», а абстракция: облако определяется как «белейшина», неологизм со значением «высшая степень белизны». Однако белизна здесь не претворяется в облако, но задумана как его эквивалент. Облако Хлебникова предлагает другую версию растворяющегося объекта. Оно поднимает растворение на абстрактный уровень концептуально-языковыми средствами; нечто подобное будет иметь место в сюрреалистической живописи...'']