У нас с молодости, возможно, формировался шаблон, что если мы в чём-то правы ( здесь я имею в виду те случаи, когда мы с большой вероятностью можем предполагать, что наш взгляд на какой-то аспект реальности - верен, хотя и при этом мы можем на 100% не быть уверены в том, что мы в этой ситуации не ошибаемся, но мы при этом готовы весте с другим человеком это обсуждать, исследовать этот аспект реальности, то есть, мы настроены на конструктивное общение ), то об этом нужно непременно сообщать собеседнику, тому, кто в чём-то, возможно, ошибается. Мы предполагали, что другой человек сам очень хочет знать правду, знать то, как всё в той или иной ситуации есть в реальности.
Это может показаться логичным, если мыслить линейно. Но, похоже, часто люди находятся в состоянии стремления подтвердить "значимый образ себя". И тогда такой человек часто не будет хотеть знать правду. Он будет хотеть думать, что всё так, как наиболее выигрышно для подтвержения его "значимого образа себя". И тогда, если мы будем говорить правду, это будет вызывать сопротивление у этого человека.
И тогда мы можем уже в той или иной ситуации лучше понимать, говорить человеку о том, как обстоит дело в реальности, или не говорить.
К любому человеку в любой ситуации нужно стараться относиться с сердечностью, с состраданием, с уважением к нему.
Сначала поговорим о ситуациях, когда у нас с тем или иным человеком практическое взаимодействие на социальном уровне. Это ситуации в магазинах, в общественных местах, в тех или иных организациях и т.д.
Здесь часто бывают ситуации, когда результат не сильно зависит от того, каковы мысли другого человека. И тогда можно человеку не говорить о том, как всё есть в реальности. Ведь если сказать об этом, он может только больше расстроиться, может проявлять больше негативных эмоций, и это никак не улучшит состояние этого человека и никак не улучшит результат самого дела. При этом в этой ситуации может пострадать тот практический результат, которого мы хотели бы в этой ситуации достичь.
Хотя, иногда бывают ситуации, где приходится говорить о том, как оно всё есть - если от этого зависит результат какого-то дела. Тут уже приходится идти на то, чтобы в максимально мягкой форме и стараясь не задевать "образ" другого человека, раз уж он так хочет его поддерживать, говорить человеку о том, как всё есть, или о том, как нам кажется, всё есть.
Мы можем различать эти два типа ситуаций.
Теперь поговорим о ситуациях, когда мы общаемся с кем-то из наших друзей, родственников, знакомых.
Здесь, как и в предыдущих случаях, нужно относиться к другому человеку с сердечностью, с состраданием, с уважением к нему.
При общении с хорошо знакомыми людьми, в отличие от вышеописанного общения с людьми малознакомыми, у нас появляется одна дополнительная возможность.
Когда мы хорошо знаем человека, мы можем понимать, с кем из наших знакомых и до какой степени мы можем говорить о реальности.
С теми из хорошо знакомых нам людей, кто не настроен двигаться в сторону осознанности, кто не хотел бы говорить на какие-то болезненные для него темы, возможно, разумнее общаться, по возможности не касаясь этих тем.
А с теми хорошо знакомыми нам людьми, кто, наоборот, искренне хочет в чём-то разобраться, мы можем говорить обо всём, на любые темы.
И тогда, зная это, мы иногда при общении сможем затрагивать какие-то темы, которые могут у другого человека вызывать некоторую болезненность, но что в конечном счёте будет для него благом.
Например, если у этого нашего хорошо знакомого человека есть мысли обиды по отношению к каким-либо другим людям, что разрушительно для него, даже если он вытесняет эти мысли из своего сознания, и говорит, что он ни на кого не обижается, но при этом видно, что обида у него есть - мы с ним об этом можем поговорить. Мы можем поговорить с ним о том, что обида разрушительна, что она отравляет человека внутри. Что большее понимание других людей, большее уважение к этим людям растворяет обиду и к этим людям возникает доброта. И хотя это в начале беседы и сделает для того, кто чувствует обиду, ощущение обиды более явным, а, следовательно, и вызовет в нём некоторую болезненность в связи с этим, но в дальнейшем улучшит внутреннее состояние этого человека, и будет для него благом.
Такое общение в основном возможно тогда, когда для этого есть достаточно времени, когда мы знаем, в каком направлении человек движется, когда мы знаем, что он сам очень хочет разобраться с какими-то темами, и готов к некоторой болезненности для себя этих тем. Когда он относится к этой болезненности с радостью, когда он относится к пониманию этих тем как к лекарству от той болезни, которая - что он уже понимает - его так много лет его жизни мучила.