Чувствование эго и сожаление по поводу эго находится внутри каждого человека. Это не так, что кто-то это может сформировать путём понимания, а кто-то не может. Оно есть внутри каждого человека.
Это можно сравнить с чувствованием вкуса еды, с чувствованием - вкусная еда или не вкусная. Какую-то еду хочется кушать, она ощущается как очень вкусная, и она вызывает радость . А от какой-то еды сразу тошнит, рвёт, она не то, что невкусная, а у нас просто на неё рвотный рефлекс, - настолько она не принимается организмом. Это заложено в каждом человеке.
Такая же чувствительность у нас есть и в психологической сфере. Если у человека развита чувствительность, то его от состояния эго психологически тошнит. А состояние доброты у него вызывает радость.
Может возникнуть вопрос: почему не все люди чувствуют это? Почему они не чувствуют, что их тошнит от состояния эго? Это происходит из-за того, что сознание многих людей закрыто разными психологическими защитами, а также слоями различных желаний, ментально-эмоциональных поведенческих стереотипов. Они заужены в этом и ничего другого просто не видят, не чувствуют. Как если, допустим, мы углубимся в какую-то мысль, увлечёмся этим, то мы в значительной степени потеряем из восприятия всё вокруг себя, и для нас в таком случае в основном будет существовать только мир этой мысли. Получается, такое заужение в мысли ослепляет наше внутреннее зрение.
И раз такая чувствительность есть в каждом человеке, так же, как у каждого человека есть чувство вкуса по отношению к еде, то получается, что задача заключается в том, чтобы раскрыть в себе эту способность.
Как она раскрывается?
Когда человек в состоянии неосознанности видит в себе проявления эго, то он чаще всего не понимает, что это такое, не понимает того, о чём говорят эти проявления, к каким они ведут последствиям, и какие из всего этого можно сделать выводы.
Вот, что-то возникло, проявилось, и потом исчезло, потом снова что-то возникло, исчезло. И так этот человек живёт день за днём, год за годом. И думает, что эти проявления в нём - это нормально.
К тому же, человек в состоянии неосознанности заужен вниманием в свои желания, он боится чего-то, у него какие-то проблемы, он хочет чего-то достичь, в результате чего он живёт в таком полуслепом состоянии, и не понимает того, что внутри него происходит, и не делает из этого никаких выводов.
Поэтому, первое, что нужно начать делать - это начать называть те явления, которые мы осознаём, своими именами, понимать, что эти явления означают, и нужно из всего этого делать выводы.
Рассмотрим отношение к любому другому человеку, когда вы находитесь в состоянии эго. Какое это отношение? - это потребительское отношение. Эго без потребительского отношения не бывает. Эго либо других людей пытается использовать, либо оно их боится и пытается от них избавиться или от них уйти. Другого варианта нет.
Соответственно, если мы понимаем это теоретически, то дальше мы начинаем размышлять: «Если я в состоянии эго смотрю на человека, значит, у меня к этому человеку потребительское отношение». «Если я выделяю какого-то человека из числа других, или выделяю группу людей из числа других, значит, у меня к этому человеку и к этой группе эгоистичное потребительское отношение».
И дальше я это начинаю исследовать уже на практике. Я смотрю на человека, и наблюдаю в себе это потребительское отношение к нему: чего мне от него нужно? Почему я на него смотрю? А, вот что мне от него нужно - ... ( в этом месте вы записываете свои причины ). Это может быть желание убежать от одиночества с помощью этого человека, или желание подтвердить свою важность, значимость с помощью этого человека, или желание решить свои материальные проблемы с помощью этого человека, или желание получить какую-то другую физическую помощь от этого человека, или желание получить какие-то положительные эмоции с помощью этого человека. В принципе, даже не важно, что именно вам нужно от человека. Главное что - НУЖНО.
Следующее, что нужно сделать - это задать себе вопрос: «Я думаю о том, что этот человек хочет ради него самого, а не ради себя, меня интересуют его потребности вне контекста моих корыстных желаний относительно него?»
И, если вы находитесь в состоянии эго, то ваш ответ будет: «Нет. Я не думаю о потребностях этого человека».
Таким образом, я это всё в себе осознаю. Я это осознал.
Что дальше?
Теперь мне это надо назвать своим именем. Это означает не просто назвать это формально. Нужно дать этому развёрнутое определение, потому что только тогда это будет понято вами достаточно глубоко.
Каждый раз, когда видите в себе проявления эго и смотрите на другого человека, мысленно говорите: «Я хочу тебя использовать, и при этом мне не важны твои желания», или: «Я хочу тебя использовать, и меня совершенно не интересуют твои желания, твои желания мне безразличны».
Когда мы внутри себя так полно раскрываем понятным языком своё отношение к другому человеку, это доходит до нашего разума. Тогда у нас возникает шок по этому поводу, нас это ужасает.
Тогда мы начинаем чувствовать по этому поводу очень глубокое сожаление.
То есть, чтобы дойти до такого глубокого переживания сожаления недостаточно просто сказать про себя: «вот, у меня потребительское отношение к такому-то человеку» - вы тогда подумаете: «ну да, это нехорошо». А если про себя скажете другому человеку: «я хочу тебя использовать и меня совершенно не интересуют твои желания» - то тогда вы начнёте переживать намного более глубокое сожаление по этому поводу.
Если ваша чувствительность ослаблена в результате заужения в ум и эмоции, то может случиться так, что вы не почувствуете глубокого сожаления по поводу того, что вы хотите кого-то использовать, и вас не интересуют желания этого человека.
В этом случае, после фразы в адрес этого человека: «Я хочу тебя использовать, и меня совершенно не интересуют твои желания, твои желания мне безразличны» - нужно задать себе вопрос: «мне это нравится?». И прислушайтесь к своему ответу.
Если вы искренни с собой, то ваш ответ будет: «нет, мне это не нравится».
И вы осознаете, что у вас возникло желание изменить эту ситуацию. Это желание - и есть глубокая мотивация к развитию осознанности, глубокая мотивация к устранению эго.
Психологический мир - это не стакан, его рукой не возьмёшь. В него надо себя вводить наводящими вопросами. Именно это мы и делаем. Вопрос - ответ, вопрос - ответ. Надо ставить своему разуму такие задачи. Если нашему разуму такие вопросы не задавать, то наш разум чаще всего не будет достаточно активен, потому что он привык спать. «Потребительское отношение - ну да, потребительское отношение». Если разум дальше вглубь этого не идёт, то он остаётся на уровне теории. И ни к каким последствиям это теоретическое понимание не ведёт, потому что оно слишком слабое, слишком поверхностное.
Поэтому дальше вы задаёте себе вопрос: а можно ли эту фразу - «потребительское отношение» - развернуть поподробнее, чтобы лучше эту ситуацию осознать. Что такое потребительское отношение? И вы фразу - «потребительское отношение» - разворачиваете во фразу: «Я хочу тебя использовать, и меня не волнуют твои желания».
И дальше вы задаёте себе следующий вопрос, чтобы ещё дальше углубиться в эту ситуацию: «мне это нравится?». И дальше нужно почувствовать в себе ответ. И вы чувствуете в себе ответ: «нет, мне это не нравится». И этот ответ идёт из вашей души, из вашей глубины.
Вы чувствуете, что вас ужасает такое ваше отношение к другим людям.
Таким образом, мы докапываемся до отклика в нашей душе на эту ситуацию.
Это и есть голос нашей души.
Такой подход очень хорошо углубляет понимание этой темы, чувствование своего отношения к этой теме, и чувство глубокого сожаления по поводу проявлений эго в себе. И это будет выражаться в виде очень глубокой мотивации изменить эту ситуацию, устранить эго.