Об Экхарте Толле, его книгах, и о возможных ошибках, которые могут происходить при чтении его книг

Oct 31, 2016 18:02

У многих людей возникает интерес к теме безмыслия. Это происходит потому, что они замечают, что мысли часто вызывают негативные эмоции, страх, тревогу, гнев, обиду и т.д.
Эти эмоции вызывают страдание, человек устаёт от этих эмоций, и думает, что если он перестанет думать, то и его страдание прекратится, и что он начнёт жить более легко и спокойно.
И тогда люди начинают думать: как им научиться меньше думать, как им избавиться от беспокоящих мыслей.

Некоторые люди могли прочитать книги, такие, как "Сила настоящего" Экхарта Толле.
И могли там прочитать о том, что мысли вызывают негативные эмоции, и поэтому, чтобы не возникали негативные эмоции, нужно переводить внимание от мыслей на чувственное восприятие реальности в настоящем моменте.
И очень часто люди неправильно понимают то, о чём написал Экхарт Толле.

Неправильное понимание возникает из-за того, что часто люди, читая Экхарта Толле, одни его слова замечают и пытаются их применить, а другие его слова читают, но не осознают, что эти слова значат, и эти слова проходят мимо них. В результате этого те слова, которые они замечают и пытаются применять, понимаются этими людьми неправильно. Потому что, чтобы понять то, что имел в виду Экхарт Толле, нужно собрать вместе все аспекты того, о чём он писал. Выборочная попытка применения каких-то одних его слов при игнорировании и непонимании других слов приводит к неправильному пониманию и тех слов, которые ошибочно казались понятными. В результате чего и практика, которую эти люди будут проводить, будет неправильной и бесплодной.

1. Одна из наиболее распространённых ошибок, которые встречаются при прочтении книги "Сила настоящего" - это то, что прочитывается, что нужно стараться уводить внимание от мыслей в чувственное восприятие реальности, в настоящий момент, и при этом предполагается, что если получилось войти в состояние без явных мыслей, то этого достаточно. При этом не замечается, что Экхарт Толле говорит о выведении внимания вообще из ума ( из ума со всеми его производными ) в настоящий момент.
Ошибка в том, что выведение внимания из мыслей - это ещё не выведение внимания из ума. Это выведение внимания только из одного проявления ума. Но ум, в терминологии Экхарта Толле, проявляется не только в виде мыслей. Он включает в себя также и эмоции, которые вызываются мыслями.

Вот что пишет Экхарт Толле в книге "Сила настоящего", говоря о том, какой смысл он вкладывает в понятие ум:

"Ум в том смысле, который я вкладываю в это слово, - это не просто мысли. Он включает в себя ваши эмоции вкупе со всеми неосознанными схемами эмоционально-умственного реагирования."

Теперь рассмотрим смысл, который он вкладывает в слова: "быть в настоящем моменте".

Быть в настоящем моменте означает воспринимать то, что воспринимается в реальности без ярлыков.
Ярлыки - это автоматическое накладывание умом тех или иных идей из памяти на воспринимаемое.
И часто такие идеи не обязательно выражаются в виде явной мысли. Они могут быть выражены и в виде эмоции. Например, в виде эмоции скуки. И если человек довольствуется тем, что он добился того, что смотрит на что-то без мысли, но при этом он чувствует при своём восприятии скуку, то это значит, что его ум продолжает окрашивать его восприятие, и если он со скукой отождествляется, то он находится в отождествлении с умом. И это означает, что он не находится в настоящем моменте, а находится в прошлом. Потому что ум - это память, а память - это прошлое.
Поэтому для того, чтобы понимать, что Экхарт Толле подразумевает под тем, чтобы быть в настоящем моменте, нужно хорошо понимать то, что такое эго, и что такое не быть в настоящем. Не быть в настоящем - это значит быть отождествлённым с умом как в виде явных мыслей, так и не явных, подсознательных мыслей, которые внешне выражаются в виде эмоций, в виде тех или иных характерных состояний, и эмоциями, которые ум вызывает.
Накладывание прошлого, то есть ума со всеми его описанными выше производными на то, что воспринимается в настоящем, и есть накладывание на настоящее ярлыков.

Ещё один важный аспект того, о чём говорит Толле, это то, что он не говорит о том, что нужно перестать пользоваться мыслями.

"Достичь просветления - значит подняться над мыслью, а не спуститься на уровень растений и животных. В просветлённом состоянии тоже можно пользоваться умом при необходимости, и притом гораздо более эффективно и целенаправленно, чем раньше. Вы будете использовать его, главным образом, в практических целях, не попадая при этом во власть непроизвольного внутреннего диалога и не теряя совершенного спокойствия."

Он говорит лишь о том, что не нужно быть отождествлённым с умом, когда ум пользуется вами. Он говорит о том, что если вы с умом не отождествлены, то ум - это прекрасный, полезный инструмент.
"Ум - это великолепный инструмент. Надо только уметь им пользоваться. Если пользоваться им неумело, он будет приносить один вред. Если уж на то пошло, дело не столько в том, что вы не умеете пользоваться своим умом (как правило, вы им вообще не пользуетесь), а в том, что он использует вас. А вот это уже патология."

Вот цитата из 1-й главы книги "Сила настоящего".

"Однако все не так уж безнадежно. На самом деле ум не всемогущ. Из его плена можно вырваться. Это - та свобо­да, к которой действительно стоит стремиться. И первый шаг в этом направлении вы можете сделать прямо Сейчас. Начните прислушиваться к голосу, который бубнит у вас в голове, и старайтесь делать это как можно чаще. Обра­щайте особое внимание на любые повторяющиеся шаблоны ваших мыслей: скорее всего, эти заезженные граммофонные пластинки крутятся у вас в голове уже много лет. Иными словами, прислушивайтесь к голосу в своей голове и при­сутствуйте в себе в качестве свидетеля и очевидца все­го, что в вас происходит. Вот что я имею в виду, когда говорю о том, что вы должны "наблюдать за своим мысли­телем".
Что бы этот голос ни говорил, слушайте его беспристра­стно. Не пытайтесь давать оценку тому, что слышите, и не спешите делать выводы. Ведь это означало бы, что тот же самый голос проник в вашу голову с черного хода. Вскоре вы сможете сказать себе: "Вот - голос, а вот - Я, который слушает этот голос и наблюдает за ним". Это ощущение присутствия в происходящем и осознание то­го, что Я - это то, что есть Сейчас, не относится к разряду мыслей. Оно рождается за пределами ума.

Вслушиваясь в ту или иную мысль, вы осознаете не только саму мысль, но и себя как очевидца этой мысли. Вам от­крывается новый уровень сознания. Прислушиваясь к мыс­ли, вы ощущаете свое осознанное присутствие - свою глу­бинную сущность, скрывающуюся за ней (или, если угодно, под ней). В результате мысль теряет над вами власть и быстро затухает. Ведь когда вы перестаете отождествлять себя со своим умом, вы перестаете и подпитывать его энергией. А это - первый шаг к свободе от непроизволь­ного и навязчивого мышления.
В такие моменты у вас будет возникать ощущение, что по­ток мыслей прервался и в нем образовался просвет - про­свет "не-ума". Поначалу эти просветы будут длиться все­го несколько секунд, но постепенно они начнут увеличи­ваться, принося с собой ощущение покоя и неподвижности. Вы начинаете возвращаться к состоянию прочувствованного единства с Бытием. Это ваше естественное состояние, од­нако доступ к нему обычно преграждает завеса ума. Чем больше вы будете с ним работать, тем глубже будет ста­новиться ощущение внутреннего покоя и неподвижности. Глубина его не знает предела, и, погружаясь в него, где-то там, внутри себя, вы будете испытывать радость - сияющую радость Бытия."

Здесь Экхарт Толле говорит о том, что нет необходимости отказываться от мыслей, бороться с ними, что достаточно научиться неотождествляться с мыслями и с умом в целом.
Таким образом, он не ставит задачу войти в состояние безмыслия. Безмыслие не является целью, и даже не является благом. Благом является неотождествлённость с умом, неотождествлённость со всеми его проявлениями, включая неотождествлённость с мыслями.

Рассмотрим следующую цитату из его книги:

"Создавать просветы в потоке мыслей можно, не только наблюдая за своим "мыслителем", но и просто фокусируя внимание на том, что происходит Здесь и Сейчас. Для этого нужно лишь подлинно включиться в настоящий момент жизни. Это состояние может доставлять огромное удоволь­ствие. Отвлекая свое сознание от умственной деятельно­сти, вы создаете просвет "не-ума", в котором чутко вос­принимаете и осознаете происходящее, но при этом умуд­ряетесь обходиться без мыслей...
В обычной жизни этот прием можно сперва отработать на каком-нибудь чисто механическом занятии, которое вы обычно воспринимаете не как самостоятельное действие, а лишь как ступеньку к цели. Постарайтесь полностью со­средоточиться на том, что вы делаете. Смысл в том, что­бы это действие из средства для достижения цели превра­тилось в саму цель. К примеру, поднимаясь или спускаясь по лестнице, попробуйте проследить за тем, как вы это делаете. Пусть каждый шаг, каждое движение и даже каж­дый вдох и выдох станут предметом вашего пристального внимания. Будьте предельно собранны. Ощущайте свое при­сутствие в каждой точке этого перемещения. То же самое можно делать, когда вы моете руки. Не упускайте из вида ни один нюанс этой процедуры: шум текущей воды, запах мыла, соприкосновения ваших рук, их движения и так да­лее. А вот еще один вариант. Сев в машину и захлопнув дверцу, замрите на несколько секунд и понаблюдайте за своим дыханием. Почувствуйте безмолвное, всепроникающее ощущение собственного присутствия. Насколько вам это удается, можно проверить по степени внутреннего покоя, который вы испытываете в такие минуты. Это - самый на­дежный из всех критериев."

Смысл этой практики в том, чтобы то или иное действие перестало восприниматься только как средство для достижения цели, чтобы внешняя цель стала вторичной, и чтобы главной целью стало пребывание в состоянии присутствия.
Только тогда эта практика выводит за рамки ума.
В чём суть этой практики. Суть этой практики в том, что обычно человек что-то делает, чтобы достичь какой-то цели, какого-то результата, из-за чего он находится в состоянии устремлённости в будущее. Внешняя цель, внешний результат предполагает идею о будущем. Так как будущее - это мысль, идея, а стремление достичь цели - это желание, то отождествляясь с этим, человек оказывается зауженным в уме.
А эта практика предполагает перейти из зауженности в уме в настоящий момент.
Быть в настоящем моменте означает переживать чувство присутствия при неотождествлённости с умом и эмоциями. При этом желание и действие, направленное к внешней цели остаётся, но это уже становится вторичным, и с этим уже нет отождествления.

В 29-й главе книги "Сила настоящего" Экхарт Толле говорит:
"А что такое сила настоящего момента?
Это не что иное, как сила вашего осознанного присутст­вия в происходящем, ваше сознание, освобожденное от мысленных форм."

Таким образом, быть в настоящем моменте - это быть присутствующим в настоящем моменте в состоянии неотождествлённости с умом и эмоциями.

2. Экхарт Толле часто говорит: "важно не путать настоящий момент с содержанием настоящего момента".

В книге «О чём говорит тишина» он пишет:

"Большинство людей путают настоящий Момент с тем, что происходит в настоящий Момент, а это далеко не одно и то же. Настоящий Момент неизмеримо глубже, чем то, что в нем происходит. Он является пространством для того, что в нем происходит.

Так что не путай содержание настоящего Момента с самим настоящим Моментом. Он глубже любого содержания, которое в нем возникает.

Когда ты вступаешь в настоящий Момент, ты выходишь из того, что содержит твой разум. Непрерывный поток думанья замедляется. Мысли больше не поглощают твое внимание целиком, не отвлекают его на себя полностью. Между мыслями появляется просвет, пространственность, спокойствие. Ты начинаешь понимать, насколько ты больше, чем твои мысли.

Мысли, эмоции, чувственное восприятие, что бы ты ни испытывал, составляют содержание твоей жизни. «Моя жизнь» - это то, из чего ты черпаешь свое чувство себя. «Моя жизнь» - это содержание или что-то такое, во что ты веришь.

Ты все время упускаешь самый очевидный факт: твое самое глубокое чувство
Я Есть не имеет ничего общего с тем, что происходит в твоей жизни, ничего общего с содержанием. Это чувство Я Есть и Настоящий Момент есть одно. Оно всегда одно и то же.
В детстве и в старости, в здоровье и болезни, в успехе и неудаче это Я Есть - пространство Настоящего Момента - на самом глубоком уровне всегда остается неизменным. Его иногда путают с содержанием, и тогда
Я Есть, то есть Настоящий Момент, ты ощущаешь очень слабо и не прямо, ты ощущаешь его через содержание своей жизни. Иными словами: твое чувство Сущего закрыто облаками обстоятельств, потоком мышления, и очень многими другими вещами этого мира. Настоящий Момент становится заслоненным временем.

Так ты забываешь о своих корнях, уходящих в Сущее, в твою божественную реальность, и теряешь себя в этом мире. Запутанность, гнев, депрессия, насилие и конфликт появляются лишь тогда, когда люди забывают, кто они такие.

Тем не менее, как же легко и просто вспомнить вот эту истину и, тем самым, вернуться домой: Я - это не мои мысли, не мои эмоции, не мое чувственное восприятие, не мои ощущения. Я - не содержание моей жизни. Я есть Жизнь. Я есть пространство, в котором всё происходит. Я есть сознание. Я есть Настоящий Момент. Я Есть."

3. Также очень важный аспект того, о чём говорит Экхарт Толле - это то, что он говорит, что быть в настоящем - значит действовать, не привлекая в действие "образ себя". "Образ себя" - это созданное умом ложное концептуальное я, основанное на идеях о себе, на идеях о своей "значимости" и "незначимости".
Многие же люди, стремясь перестать думать, не учитывают помимо прочего ещё и этот фактор - фактор "образа себя". А его обязательно нужно учитывать. Человек может быть без мыслей какое-то время и одновременно в это же время быть отождествлённым с "образом себя", что будет выражаться в тех или иных соответствующих эмоциях, желаниях, действиях, в том или ином поведении.

4. Ещё один важный аспект того, о чём говорит Экхарт Толле - это сонастроенность с настоящим моментом. Под сонастроенностью с настоящим моментом Экхарт Толле подразумевает принятие всего, что есть в настоящем моменте. Здесь очень важно обратить внимание, что принятие должно быть ко всему. Многие люди очень не внимательны к этому аспекту. Они ошибочно интерпретируют принятие как принятие себя, своих проявлений, но не замечают, что они при этом не принимают, например, те или иные проявления другого человека. Или не принимают какую-либо ситуацию.
Или не принимают что-то в себе, подавляют это, и не осознают, что они в себе подавляют.
И тогда они замечают в себе только то, что остаётся у них на поверхностном уровне, и думают, что они всё в себе принимают. В итоге они замечают только то, что им нравится, а всё остальное, что они в себе подавляют, они просто не замечают и замечать не хотят, и называют своё состояние принятием. Конечно, это самообман. Это не имеет отношения к подлинному принятию.

5. Тело боли. Тело боли - это некоторое негативное эмоциональное состояние, которое не является плодом текущих мыслей. Наоборот, некоторые текущие мысли создаются самим телом боли.
Единственный здоровый способ действия во время активизации тела боли - это осознавание тела боли, то есть комплекса из негативных эмоций и ощущений, и чистое восприятие этого состояния. Чистое восприятие - означает восприятие без примесей. Это принимающее восприятие. Это восприятие без желания, чтобы негативное состояние как-то изменилось, без желания, чтобы состояние стало легче. В этом случае тело боли начинает растворяться.

6. Вот что говорит Экхарт Толле в интервью Джону Паркеру о неотождествлёности с умом:
"На вопрос "Что такое просветление" можно ответить только: просветление - это когда нет никакого отождествления с мышлением. Когда больше нет отождествления себя с мыслительным процессом и поиском себя через мышление.

Началом духовного пробуждения является осознание того, что "я - не мои мысли" и "я - не мои эмоции". То есть у вас вдруг появляется способность наблюдать то, что делает ум, наблюдать мыслительный процесс, осознавать повторяющиеся мысленные стереотипы, не будучи захваченными ими, не будучи погруженными в них. Это значит "наблюдать со стороны". Это способность наблюдать за тем, что делает ум, а также способность наблюдать эмоции. Я определяю "эмоции" как реакцию тела на то, что делает ум. Способность "наблюдать" их, не отождествляясь. Это значит, что ваше самоотождествление претерпевает сдвиг от мысли или эмоции к тому, чтобы стать "наблюдающим присутствием".

Тогда вы сможете наблюдать реакцию, ментальную или эмоциональную. Возникает гнев. Он все еще есть. Но также есть наблюдающее "присутствие". На заднем плане появляется бдительность, наблюдающая этот гнев. Поэтому в гневе больше нет ощущения "я". Способность наблюдать мысли уже дает возможность возникнуть покою. Потому что он приходит из того измерения, которое наблюдает мысли.

Потом наблюдатель становится сильнее. Наблюдаемое становится менее тяжелым, менее инерционным. Поэтому сначала вы становитесь свидетелем, наблюдаете. Затем вы начинаете осознавать самого наблюдателя, силу, заложенную в свидетельствовании, силу спокойствия, силу сознания. А потом вы начинаете осознавать это как самоё себя. Вы и есть Это.

Если вы пребываете в этом все время, значит, вы свободны от мира форм. Пока этого не произойдет, вы будете оставаться в плену физических и умственных конструкций. Вы будете захвачены мыслями. Вы будете захвачены эмоциями. Вы - мнимое "я" в ловушке формы. Истинное "я" - за пределами форм, и знать это - и есть освобождение."

о длительном безмыслии, понимание, медитация, жизнь в настоящем

Previous post Next post
Up