Основной принцип в развитии осознанности - это выведение внимания за рамки ума ( мыслей, образов ) и эмоций. Это можно делать при разных формах активности или неподвижности.
Это можно делать и с помощью практики медитации при относительно неподвижном положении тела. Это можно делать и во время повседневной деятельности.
На чём основано выведение внимания за рамки ума во время повседневной деятельности? Оно основано на двух принципах.
1. На поддержании нахождения внимания в чувственном восприятии в настоящем моменте. Это можно делать, если получается при этом не отвлекаться от восприятия, без использования мыслей. А можно, если так легче, проговаривать про себя то, что вы видите, что воспринимаете. Такое проговаривание на первых порах можно делать и при неподвижной практике медитации. Комментирование того, что вы воспринимаете через органы чувств, осознавание того, что видится. Пониманием помогать созерцанию.
2. На сознательном снижении ценности мыслей и эмоций. Это делается путём понимания.
Это понимание того, что мысли и эмоции не имеют той преувеличенной ценности, которую часто им приписывает шаблонный ум, выводит внимание за рамки ума и эмоций, и в поле внимания тогда попадают более глубокие измерения себя.
В это понимание входит понимание того, что нахождение внимания в рамках мыслей, образов и эмоций сопровождается большим количеством разных неадекватных проявлений, таких как игра в "значимость" и "незначимость", "жалость к себе", "зацикленность на себе".
И это понимание ценности осознавания 4-го измерения. Ценность осознавания 4-го измерения заключается в том, что это наполняет наше восприятие разумностью, добротой, состраданием. А также является источником блаженства, переживая которое мы остаёмся разумными и сердечными.
Способствуют осознаванию ценностей проявлений
4-го измерения ( также проявления 4-го измерения описываются в записи
Отличие голоса сердца от голоса ума ) также размышления о других людях, о сострадании, понимании их и деятельностное выражение этого понимания в виде какой-то физической деятельности на блага людей, разные формы заботы. Здесь имеется в виду не то, что люди обычно под этим подразумевают, выделяя для заботы "своих" и со страхом и подозрительностью относясь к "чужим". Здесь речь идёт только о равностном понимании других людей, о равностной доброте к ним, при котором нет "значимого образа себя", ни индивидуального, ни коллективного. Если пытаться думать о людях в таком ключе, это будет приводить к повышению ценности проявлений 4-го измерения и к понижению ценностей проявлений ума и эмоций.
При этом нужно быть внимательными к возможным ловушкам, которые могут быть в этой практике. Существуют ментально-эмоциональные состояния, которые могут ложно интерпретироваться за истинное состояние доброты, сердечности. От истинной доброты и сердечности они отличаются тем, что при фальшивой доброте и сердечности человек думает о себе, он думает о том, какой он хороший, что чувствует доброту, он чувствует при этом свою "значимость". Тогда это не истинная доброта, а смодулированное умом ментально-эмоциональное состояние, связанное со "значимым образом себя".
Истинная доброта и сердечность проявляется в том, что человек находится в состоянии переживания простоты жизни и у него нет при этом "значимого" или "незначимого" образа себя.
Среди повседневной двигательной активности есть такой вид двигательной активности, как телесные оздоровительные практики. К ним относятся ходьба, физическая зарядка, упражнения с отягощениями, хатха-йога, цигун и т.д.
Эти телесные оздоровительные практики способствуют гармонизации периферийной части человека, т.е. гармонизации на физическом, эмоциональном и ментальном уровне. Но эта польза происходит только в том случае, если человек совершает эти физические движения осознанно, то есть направляет внимание в органы чувств и выводит его за рамки ума и эмоций, то есть выводит внимание в 4-е измерение.
Если этого не делать, то эти телесные оздоровительные практики станут просто одной из форм эго-поведения, то есть пищей для "значимого образа себя", человек будет делать эти упражнения эгоистично.
Для поддержания осознанности в обычной повседневной деятельности можно намеренно делать некоторые привычные дела немного медленнее, чем обычно ( в тех случаях, когда есть такая возможность, исходя из ситуации ). Это даёт эффект увеличения внимательности во время этих действий.
Также, для развития осознанности помогает обращать внимание на те виды деятельности, в которых осознанность ( состояние неотождествлённости с умом и эмоциями ) повышается как бы сама собой. Такими видами деятельности очень полезно заниматься на сколько возможно часто.