Современные модернистские постановки классических опер -- это опера курильщика. Мой добрый друг с АТ музыковед Игорь Резников написал:
После скандального спектакля "Руслан и Людмила" в постановке Чернякова в Большом мне довелось быть на пресс-конференции. Вот что сказал Генеральный директор театра Владимир Георгиевич Урин (кстати, мой однокурсник, некогда близкий приятель - говорю это для того, чтобы подчеркнуть то, что я его хорошо знаю, как не случайного, прекрасно разбирающегося в музыке и образованного человека): "Конечно, такой спектакль для Большого необычен, такие эксперименты не в духе нашего театра и т.п. Но представьте себе, режиссер поставит этот спектакль традиционно. Ведь его заклюют! Ведь коллеги ему проходу не дадут, обвиняя в отсутствии фантазии и инициативы!"
Действительно, спектакли же ставят не для зрителей, а для критиков и коллег. Для серпентария единомышленников, так сказать.
А бедный зритель, который идет в оперу, ожидая увидеть костюмы и декорации, соответствующие эпохе, выходит озадаченный и даже охреневший: что это было?
Я уж не говорю, что все эти паньские вытребеньки мешают нормально воспринимать музыку.
А чем плохо ставить оперы вот так:
Click to view
(Ильдар Абдразаков, пожалуй, поет даже лучше. К сожалению, клип нельзя вставить, владелец не разрешает, но вот ссылка:
https://youtu.be/MfAS5jOi-nM . Правда, у Гяурова лучше дирижер -- и режиссер: Абдразаков совершенно нелепо хватается за мантию на словах nel manto mio regal.)