Моэд котон, 4а/б. Новый тэг דף שבועי

Jun 04, 2018 10:19


Я тут с местным равом учу по пятницам какую-нибудь гемору, и возникают при этом весьма интересные мысли, по крайней мере мне они кажутся таковыми. Предыдущие две масехты я пропустил, но вот решил начать с этой, и складывать с отдельным тэгом.

Гемора Моэд котон(4а/б) в связи позволительности сельскохозяйственных работ в холомоед, приводит такой случай. Равина, и его ученик, Рабба Тосефаа, оба амораим, т.е. мудрецы Талмуда, шли по дороге и увидели как один человек "вытягивает"(דלי ) т.е. черпает ведром воду чтобы полить свой огород в холомоед. Ну, Рабба Тосефаа тут и говорит:
-Господин, надо бы наложить на него херем(типа отстранить от общины) за нарушение слов мудрецов.
Равина, цитирую барайсу, которая предшествовала этой истории, говорит:
-Сказано в барайсо "вытягивают(מדלין), [в смысле черпают воду] для овощей чтобы поесть в холомоед.
На что Тосефаа отвечает:
-Ты думаешь что מדלין - это черпать воду? А вот и нет! - и приводит в доказательство барайсу от имени Реби(р. Иуда hаНаси, составителя Мишны) из контекста которой видно что מדלין тка же означает вытягивать слишком плотно растущие овощи и фрукты для того что бы остальные лучше росли.
-А разве не сказано в другой барайсе открыто что "вытягивать" воду, именно воду, можно для поливки овощей , предназначенных для еды в холомоед?
-Ну, если сказано, так сказано. -соглашается Рабба Тосефаа.

Что мы здесь видим?
1. Более младший товарищ был настроен более строго по отношению к возможному нарушению исходя из того что он слышал по своей цепочке передачи традиции. (Да, Равина был его учетиелем како-то время, но разве он не мог чего учить еще на стороне или после смихи?)
2. Более сраший более склонен найти оправдывающее мнение, дабы спасти простого еврея от наказания. (и это есть определение гавро рабо согласно мнению Рава в Макос 22б)
3. Рабба Тосефаа хотя и следовал альтернативному толкованию слова מדלין , так же основанному на высказывания мудрецов мишны, но не настаивал на нем, когда ему было предоставлено мнение мудреца мишны, подтверждающее точку зрения которую он оспаривал.(мойде ал hа-эмес- признает истину- признак мудреца согласно мишне Авос 5:7).
и 4. Самое главное, прежде наложить на кого-то херем, он посоветовался с более мудрым и знающим человеком.

К сожалению, в современном интернетном, и не только, дискурсе за исключением 1-го пункта, все происходит совсем иначе.
Очень легко и очень многие берут мнение какого-нибудь зубра прошлых или нынешних поколений и применяют его ко всем кто следует другому мнению. Нередко целые общины косвенно и даже прямо обвиняются в жутких грехах, как идолопоклонство, следование путям эморейцев, колдовство и т.д. Причем, используемые определения  временами более чем вольные. Аргументы другой стороны, защищающие практику отвергаются как неубедительные, и даже признанные авторитеты, на мнениях которых эти аргументы строятся, принижаются и выставляются в лучшем случае ошибающимися.
И самое главное, прежде чем писать подобные обвинения публично не похоже чтоб кто-то взял бы на себя труд проверить если эти обвинения на самом деле выходят из учения которого они придерживаются, не говоря уже о том, чтоб элементарно спросить своего рава. Но это если таковой имеется. А вот если нет, то хе худо бы завести, как советует та же мишн Авос, дабы не попасть под определение ам hаарец согласно Геморе Брахос 47б:
Кто ам hааретц?- спрашивает гемора. .... другие говорят тот, кто даже знает Писание и Мишну, но не служит мудрецам(т.е. не учится от них правильному пониманию). и рав hуна сказал hалаха как другие.

Тут вспоминатся р. Йисроел Салантер, которой как-то сказал: Хосид думает что у него есть ребе и ему не нужна книга, миснагед думает что у него есть книга и ему не нужен ребе. И оба ошибаются.

moed koton, דף שבועי

Previous post Next post
Up