Короткие заметки о практике Випассаны для будущего перепросмотра. Они не представляют собой отзыв о ретрите - такого добра полно в Интернете. Вкратце лишь скажу, что для нагвалиста практика випассаны по Гоенке очень удобна в бытовом плане (организовать такое самостоятельно довольно сложно), по желанию же практиковать в это время можно все что угодно, совершенно не беспокоясь.
Эпиграф (иллюстрация видения учения Гаутамы от Гоенки):
Урок физики. Марья Ивановна спрашивает: "Дети, что самое легкое на свете?".
- Хуй, - отвечает Вовочка.
- Почему?
- Иногда от одной мысли встает.
- Дети, что самое тяжелое на свете?
- Хуй, - отвечает Вовочка.
- Почему?
- Если не встает, то домкратом не поднимешь.
- Дети, что самое быстрое на свете? - спрашивает Марья Ивановна.
Вовочка тянет руку, но Марья Ивановна прерывает его:
- Вовочка молчи, иначе мне всю физику на хуй сведешь.
суббота 3 марта 2018 года. ДОЛ «Искорка».
Нулевой день випассаны.
Нас с дядей Вовой поселили в соседние комнаты.
Мы ужинали в большом зале все вместе - 120 человек разного возраста и пола (чуть больше женщин). За разговором девушка упомянула Кастанеду и рассказала интересную историю, как во время поездки по Крыму ей обязательно нужно было доехать до места назначения, но двигатель машины сломался и она заглохла. Тогда девушка (ее звали Ольга) применила свою волю, цепляясь за окружающие дорогу деревья и горы крючками, исходящими из живота и толкая этим машину вперед. Так они добрались до места назначения и открыв капот водитель был поражен этим фактом.
От количества разговоров в зале было шумно, как в улье.
Один из соседей сказал тогда: прислушайся и сравни с тем, что будет завтра.
Дальнейшее прервала лекция - последние инструкции перед началом ретрита.
На ней нужно было дать еще одно согласие с условиями. Тоже трижды (как три подписи в документах до этого и двукратное подтверждение по электронной почте) - саду, саду, саду.
Потом мы мерзли перед входом в спортзал, пересекая порог которого полагалось замолчать до окончания практики. Дверь в спортзал была дверью в неизвестный мир и среди «первокурсников» царило приятное волнение.
Впрочем, молчать десять дней очень просто и даже удобно, как оказалось дальше. Без шума голосов гораздо комфортнее.
Первый - пятый дни.
Дядя Вова не сказав уже ни слова, переехал ко мне в комнату на свободное место. Третий наш сосед оказался ужасным храпуном. Практически не спав, я встал по утреннему звону гонга в 4 утра и пошел в зал.
В интернете множество описаний быта практики випассаны по Гоенке, не буду их повторять. Расписание одинаковое для всех, а сами лекции идентичны, поскольку транслируются в записи (хотя это не секта, не религия и Гоенка против авторитетов и традиций). Роль учителя на классе минимальна. Чтобы не слышать слова я не ходил на вечерние сессии вопросов-ответов, но по отзывам там нет ничего интересного (даже вредно ходить их «просто послушать», а ответ на все вопросы у учителя один: «Это твое сознание», «продолжайте, продолжайте»). Любые слова ограничивают понимание умом Б, а я приехал сюда не за этим.
Уже на второй или третий день мы переехали в другую комнату от "храпуна" никому ничего не сказав. Поставив даже нового соседа перед фактом - практика молчания очень удобна. Правда спустя пару дней "комендант" общежития тихонько сказал мне, что надо предупреждать о подобных перемещений, но я лишь кивнул, сохраняя благородное молчание - чудесная практика. В столовой тоже приятно оставаться наедине с собой, просто накладывая еду, без "приятного аппетита" и обсуждения погоды и вкусовых качеств еды. Восемнадцать берез за окном в снежном лесу - приятная компания на время приема пищи.
Еще я ходил. Очень много, 10-15 000 шагов в день, хотя огороженная территория была довольно мала, стараясь использовать для ходьбы практически все свободной от медитации (12 часов в день) время. Это не было динамической медитации - я давал волю уму и внутреннему диалогу, оставаясь лишь наблюдателем. И эти наблюдения многое показали.
Во-первых я практически совсем не думал о работе. Хотя там был довольно сложный период, эти мысли составляли дай Б-г 10% внутреннего диалога. Почти 90% же его захватывали с каждым днем мысли о сексе и любви. О двух А и будущем с ними.
Где-то на четвертый или пятый день мне стало очень плохо. Появились мысли покинуть практику - страшно болела спина, не давая сосредоточиться в медитации и превращая ее в подвиг и приложение чрезвычайных усилий чтобы просто сидеть.
Когда было совсем плохо, ничего не говоря, дядя Вова протянул мне термос с горячим чаем. Это было ооочень кстати.
Шестой день.
Дядя Вова покинул випассану на пятый или шестой день. Я остался до конца.
Напротив меня, на "женской" половине сидела девушка-совершенная-йогиня. Ее совершенство придавало мне сил. Входя в зал она сразу садилась, укрывалась пледом и была абсолютно неподвижна все время медитации подобно Будде.
Конечно мысли о ней тоже мешали моей практике (внутренний диалог уже придумал и знакомство с ней после практики и дальнейшее). Но с каждым днем практика все-таки становилась совершеннее, а мысли слабее.
Одиннадцатый день.
Когда стало можно говорить. Никакого шока от этого я не испытал. И у остальных, мне кажется, переход произошел практически мгновенно. Со всех сторон везде, кроме зала для медитаций, стали раздаваться обрывки разговоров на все возможные темы, главными из которых были обсуждения различных шизотерических учений и политика. Лучше бы люди молчали.
Большую часть дня, в перерывах от медитации я провел также, как последние дни - ходьба, сидение в коридоре и смотрение в окно. Оно завороживало меня. Старое деревянное «советсткое» окно с крашенными рамами и сантиметровыми щелями. Паутина и заснувшие мухи между ними. Снежная березовая роща за окнами. Первый раз увидев их я словно перенесся в детство. Такие же окна были в нашей старой квартире - бесконечная зима за ними и я, смотрящий за мир "за окном". Теплые чугунные батареи, о которых так приятно греть руки. Нет, я не вспоминал детство, не занимался перепросмотром событий многолетней давности, я был этим ребенком. И не было мыслей о работе, практике, женщинах, сексе.
За ужином на "общей" территории с женщинами, которая была открыта в этот день мы опять удивились с Олей. И наши разговоры затянулись на несколько часов уже до вечера. Кто-то из организаторов подойдя даже предупредил, что прикасаться к друг-другу в этот день еще запрещено.
Оля оказалась человеком с удивительной судьбой и общими интересами. Только где я чуть-чуть касался каких-то тем, она изучала их глубоко. Подчас очень глубоко (она очень умная - и в этом причина ее трагических ошибок). Учившаяся у Кочевника и Кошастого Оля всегда шла до конца, поверив во что-то. Она очень умная, но тот случай, когда ум сыграл злую шутку.
Практика випасаны
По 11 часов в день каждый день одна и та же практика - несколько напоминает попытку пробить головой стену. Практика чередуется лишь с короткими периодами отдыха, лекциями и песнопениями. Лекции сводят весь буддизм к практике випассаны (как якобы его главной сути, остальное не важно).
Впрочем, такой подход к ретриту возможно даже хорош - ничего лишнего.
Но во второй раз, я все-таки предпочту дзенскую медитацию випассане. Остальное же в ретрите прекрасно - еда, бытовые условия, отсутствие разговоров, общее намерение.
Бесплатный сыр, конечно, бывает только в мышеловке, но опытным практикам не составит труда ее избежать (будьте особенно внимательны в последний день випассаны).