Всем привет! Поскольку я недавно сделал пару публикаций про Вильнюс, появилось у меня желание дальше развивать литовскую тему и копнуть ещё глубже в прошлое. В конце мая 2017 года я ездил в короткое путешествие по маршруту Москва - Минск - Вильнюс - Каунас - Друскининкай - Гродно - Москва. Кстати, про Друскининкай и Гродно с той поездки я уже писал
давным-давно. Сегодня начну рассказ о двух днях, проведённых мной в Каунасе - второй столице Литвы. Каунас и был фактически столицей Литвы в период между двумя мировыми войнами. В отличие от Вильнюса Каунас - куда более мононациональный город, литовцев тут почти 95% населения.
В архитектурном плане по сравнению с Вильнюсом с его виленским барокко Каунас мне показался более строгим и скучноватым. Возраст запечатленных мной строений я пока не изучал, но думаю, что тут немало межвоенного конструктивизма и функционализма.
Добраться до Каунаса из Москвы - целый квест, я ехал с пересадкой в Минске и Вильнюсе исключительно железнодорожным путём. В советские времена, наверное, можно было прямым поездом из Москвы до Каунаса доехать. Выехал в 22:00 вечером из Москвы, в Каунасе был уже в 12:30.
Итак, обо всём по порядку.
В Минск я планировал сначала поехать на блаблакаре, но в последний день меня водитель продинамил. Я в итоге в последний день перед отъездом купил билет на поезд Москва - Минск за 2005 рублей. (А последний раз плацкарт Минск- Москва в апреле 2023 мне обошёлся в 3500). Поезд прибыл в Минск в 06:23. Ещё целых полтора часа у меня было до поезда Минск - Вильнюс.
01. Вот мой поезд «Минск - Вильнюс» появился на табло вокзала. Из международных тут ещё есть поезд «Рига - Минск». Сейчас нет ни того, ни другого.
02. А вот и сам поезд. Первый раз еду на таком. Предыдущие разы были обычные старые плацкартные и купейные синие вагоны БЧ. А сейчас сидячие вагоны. Стоимость на май 2017 была 992 рубля.
03. В вагоне. Пассажирка на соседнем ряду читает «Комсомольскую Правду».
Белорусский паспортный контроль был по ходу движения поезда.
04.Последняя остановка на белорусской территории на станции «Гудогай» (на белорусском Гудагай) с литовским на мой взгляд названием. Здесь выходят белорусские таможенники и пограничники.
Не помню, делал ли поезд ещё остановку на станции «Кяна», или нет, но литовский паспортный контроль уже был в Вильнюсе в здании вокзала. Поезд прибывает на специальный огороженный перрон, ты спускаешься по подземному переходу и там под землёй получаешь въездной штамп железнодорожного пункта пропуска «VILNIUS» в паспорт. Вопросов при въезде мне никаких не задавали.
05. И вот в 10:30 я в Вильнюсе! Предыдущий раз тут был 31 декабря 2012. Здесь ничего не поменялось даже к 2023 году. То же самое четырёхэтажное советское здание в стиле классицизм слева, и всё тот же сетевой супермаркет «IKI», где одновременно расположен автовокзал.
Нужно быстро купить билет на поезд до Каунаса. Билет обошёлся в 5.6 евро. Жаль, что теперь билеты на поезд превратились в безликие бумажные квиточки на тонкой чековой бумаге, ещё в 2012 билет печатался на гознаковском бланке с водяными знаками стандартных для всех постсоветских стран размеров, но с национальной спецификой, и с единым стандартом заполнения, где пропечатывались в том числе цифровые коды станций в системе «АСУ-ЭКСПРЕСС». Вообще, у меня было желание собрать коллекцию этих бланков по странам, но в итоге помимо российских бланков у меня есть украинские бланки (названия станций там писались по-русски - какая зрада!), белорусские и литовские. Я также видел своими глазами эстонские и латвийские билеты (там названия станций писались на национальных языках), но в моей недоколлекции этих бланков нет, их можно разве что в интернете поискать.
06. Хорошо помню вокзальную «Максиму», где можно купить пивка в дорогу.
07. Уже сижу в своём поезде «Вильнюс - Каунас» отправлением в 11:15. Нормальное фото Вильнюсского вокзала не додумался сделать, только такое. Вокзал, если что уже послевоенный - довоенный вариант был уничтожен в конце ВОВ уже после изгнания немцев из города в результате случайного взрыва на станции состава с боеприпасами.
08. Внутри поезда. Литовская девочка-фурри. Надеюсь её увлечение в будущем не перерастёт в фурфажество.
09. Поезд прибывает на вокзал Каунаса. Время 12:30. Тут тоже почему-то не сделал полноценное фото вокзала. Нынешний вокзал тоже послевоенный, построен в 1948 году в стиле классицизм.
10. Мой поезд.
11. На выходе из вокзала открывается вид на проспект Витаутаса. (Vytauto proskektas) Мне кажется, это фото очень даже передаёт архитектурный стиль Каунаса. Кстати, сразу обратите внимание на зелёные троллейбусы.
12. Идём по проспекту Витаутаса от вокзала на северо-запад.
Я осталовился в хостеле «Sports» неподалёку от жд вокзала на левой стороне проспекта Витаутаса. Молодая девушка на ресепшене спокойно обслужила меня на русском, хотя, думаю, русский в Каунасе знают и понимают далеко не все, особенно среди молодёжи.
13. Вид на проспект Витаутаса с балкона второго этажа хостела. В перспективе улицы как раз видно жд вокзал.
14. Вид с того же балкона в противоположную сторону. Тут напротив моего хостела отель IBIS, а соседнее здание слева с часами - автобусный вокзал. Через пару дней мне как раз уезжать с автобусного вокзала в Друскининкай, а уже оттуда - в Гродно.
Вечером после отдыха пошёл немного прогуляться по городу. Пошёл по проспекту Витаутаса дальше на северо-запад в сторону Лайсвес аллеи. Laisvės alėja - аллея Свободы.
15. Справа - Каунасский дом учителя - образовательно-инновационный центр. Проспект Витаутаса 44. За ним - парк Рамибес.
16. Идём дальше. Пересечение с Miško gatvė (улица Мишко).
17. Идём дальше. Город тут выглядит, как безнадёжно застрявший в эпохе советского застоя. Посмотрите, какая плиточка, какой уличный фонарь. Разве что машины не из той эпохи.
18. Здесь уже совсем другое дело!
19. Вот я и дошёл до Лайсвес аллеи - главной пешеходной улицы Каунаса протяжённостью более 1600 м.
Аллея представляет собой пешеходный бульвар, на котором в два ряда высажены более 500 аккуратно обстриженных деревьев. (преимущественно лип) В целом аллея приятная, но плиточка мне кажется больно уж унылой.
20. На пересечениях с другими улицами плиточка более жизнерадостная.
21. Фонтан на пересечении с улицей S. Daukanto. Слева видим здание отеля «Метрополис» с куполом, который не влез в кадр.
22. Тут рядом была какая-то движуха, в которой я увидел несколько пожилых мужчин в литовской военной форме. Получается, это ветераны ещё довоенных вооружённых сил Литвы? М.б. среди них были и лесные братья?
23. Уже успели обратить, что историческая застройка преимущественно двухэтажная? Это связано с тем, что в 1879 году город был объявлен приграничной крепостью 1-й категории, и в нём запрещалось строить дома выше двух этажей. (Только, если честно, мне как далёкому от военного дела, непонятен смысл этого ограничения) У многих зданий 3-й и последующий этажи были достроены уже в независимой Литве. Пересечение с улицей 16 февраля. (В этот день в 1918 была провозглашена Литовская Республика)
24. Памятник Витовту (Витаутасу) Великому. Судя по датам возведён в 500-ю годовщину его кончины. Пока не знаю, каково было отношение советской власти к таким монументам, поэтому не могу сказать - это изначальный монумент, или он был заново возведён после восстановления независимости Литвы.
От памятника пошёл на север по улице Льва Сапеги. (Занятная фамилия, известная нам и по событиям 2021 года, кстати, в дореформенной русской орфографии эта фамилия пишется через «ять», знал я в своё время и одну гражданку Украины с фамилией Сапiга)
25. Пересечение улиц Кристионаса Донелайтиса (Kristijonas Donelaitis) и Элизы Ожешко (E. Ožeškienės).
26. Интересный домик. Донелайтиса 74.
27. Улица 16 февраля.
28. Монумент погибшим за свободу Литвы. Памятник был основан ещё в 1921 году, в 1949 был снесён, восстановлен в 1990.
29. Впервые на подобных монументах стран Балтии вижу вечный огонь.
Рядом с основным монументом в виде пирамиды установлены бюсты некоторых наиболее видных борцов за свободу Литвы.
30. Вот один из них. Йонас Жемайтис Витаутас.
Жемайтис был генералом в довоенной литовской армии, службу продолжил после присоединения Литвы к СССР, с началом немецкого вторжения сдался немцам, но от военной службы немцам отказался. После занятия территории Литвы советской армией вступил в ряды Армии Свободной Литвы. В мае 1953 Жемайтиса арестовали и расстреляли в ноябре 1954. Получается, мерть Сталина не спасла его от расстрела.
31. Рядом с памятником расположен Военный музей имени Витовта Великого.
32. Статуя Свободы напротив монумента погибшим.
33. Интересная угловая башенка. Донелайтиса 71.
Вернёмся на Лайсвес аллею. Почти в самом её начале расположена площадь Независимости.
34. Собор Святого Архангела Михаила на площади Независимости. Основан в 1891 как православный Петропавловский собор в неовизантийском стиле.
35. В 1919 году собор был отобран у православной общины и передан Римско-Католической церкви и с тех пор носит нынешнее название.
36. Скульптура мужчины в юго-западном углу площади Независимости. Не знаю, кому посвящена и что символизирует.
В первый день я до старого города не дошёл, его покажу в следующей части.