В первой части этой заметки шла речь об интересном человеке по имени Стивен Джей Гулд, который сделал многое для развития теории эволюции, а также для достижения понимания взаимоотношений науки и религии. Гулд считал, что их конфликт (о понимании Гулдом причин этого конфликта речь пойдет ниже) может быть разрешен, если конфликтующие стороны будут
(
Read more... )
Reply
Наука не идет в этом вопросе дальше антропологии. Можно сравнить системы верований с разными социальными и проч. особенностями, но в этических системах главная составляющая "хорошо/плохо". Какая наука укажет что "хорошо", а что "плохо"?
Гулд это прекрасно понимал и активно спорил с теми, кто считает, что нравственность можно вывести из естественнонаучных рассуждений.
Reply
Reply
Невозможно. Что такое комфорт? Что такое внутренний комфорт?
Для меня это одно; для Вас, несомненно, нечто другое, хотя бы и похожее; для Докинза третье; для прохорова совсем четвертое; для Гельмана лучше и не говорить; а у рейхсфюрера СС Гиммлера совершенно свои понятия, которые не совпадают с понятиями, скажем, господина Герцля.
Мы вынуждены будем принять аксиомы "блага", определяющие благо настолько точно, чтобы его можно было измерить.
Reply
Вы уж извините, что я так настойчиво, я понимаю, что в этой дискуссии мы можем далеко уйти:) Можно считать, что я просто сформулировал свои мысли, не спора ради.
Reply
А разве ее цель измерить?
>И все оказываются в несоизмеримых системах ценностей. Как же тогда "обсуждать"? Как "способствовать достижения идеала всемирного братства"?
Да, но это Гулд думает про всемирное братство. Я же так не думаю. ))
Reply
Не буду доказывать, но уверен, что Вы имеете опыт споров на эту тему.
Вы разве не обращали внимания на то, что вопрос о том, что такое хорошо и что такое плохо невозможно разрешить в таких спорах?
Reply
Reply
Могу предположить, что он понимал разницу между подобными спорами и обсуждением интересующего нас вопроса, когда его участники знакомы со стандартами и правилами этого обсуждения и принимают их.
Думаю, что он не мог не видеть, что заповеди откуда-то берутся, и это "откуда-то" не есть наука, но есть религия. Он не мог видеть далее этого, поэтому Источник заповедей был ему непонятен, но то, что они приходят к человеку из магистерия религии, было для него несомненно. Он был умный и интеллектуально честный. Мудрый, в общем. ))
Reply
Reply
В этом он самый что ни на есть "типичный представитель" своего круга. Но и мудрость в нем есть, оттого он и видит важность религии и честно об этом говорит.
Reply
Гулд прекрасно понимал невыводимость этики из науки. Он не считал "антропологические" исследования корреляции этических стандартов со всем на свете безполезными, напротив, считал, что они интересны. Но понимал, что сами эти стандарты создаются по другим, нежели научные стандартом, и видел, что эта область, откуда они появляются на свет имеет равное с наукой значение.
Вот за это мы его и любим. Умный он. Даже не так - мудрый.
Reply
Reply
Он, безусловно, не враг.
И совершенно согласен: лучше с умным потерять, чем с дураком найти.
Reply
Leave a comment