14 марта - оккупация Чехословакии. Бой за Чаянковы казармы

Mar 14, 2013 23:40

Очень интересно. Рассказ о капитане Павлике заслуживает всяческого внимания.
А вообще грустно, конечно. Т.е., разумеется, приятно осознавать, что Прага не подвергалась разрушениям в войнах и конфликтах 20 века и что пиво в тамошних пивных люди пили практически без перерыва на войну. Но ведь где-то в душе должно появиться отложение солей от подобного поведения народа? Или нет?

Оригинал взят у tverdyi_znak в 14 марта - оккупация Чехословакии. Бой за Чаянковы казармы
14 марта 1939 г. немецкие войска начали оккупацию Чехословакии. Словакия и Подкарпатская Русь формально провозгласили независимость. В моравском городе Мистек рота солдат под командованием капитана Павлика вступила в бой с вражеским полком - единственный случай организованного сопротивления немецкому вторжению.
Почему я вспомнил сегодня об этом случае, хотя дата и не юбилейная?

Просто недавно увидел вот это:

Из сборника переводов агентурных материалов по военно-политическим вопросам 5 Управления РККА
08.05.1939
<...>
Германская политика на ближайшее время
Ниже излагается краткое содержание ответов на вопросы, поставленные в беседе в конце марта 1939 г. с начальником восточного отдела верховного командования германской армии майором Кинцель:
<...>
Вопрос: В германских официальных сообщениях все время говорилось о том, что, кроме снегопада, ничто не мешало победоносному продвижению германских войск. Следовательно, снегопад был единственным противником?

Ответ: Это правильно. Коммюнике звучат всегда немного смешно. Но еще смешнее было то, что сообщил нам перед занятием Праги наш военный атташе в Чехословакии. Я подчеркиваю, за день до занятия Праги наш военный атташе сделал нам здесь следующий доклад:
«Все наши провокации напрасны, так как чехи просто не дают себя спровоцировать. Когда мы посылаем своих людей на улицу кричать «Хайль Гитлер», чехи кричат с ними. Когда мы заставляем своих людей кричать «Долой республику!» - чехи кричат с ними, и когда мы своим людям говорим, что они на улицах должны петь «Хорст Вессель», то и чехи поют с ними. При всем нашем желании мы не можем при таком поведении чехов спровоцировать ни малейшего инцидента».

При самой оккупации чехи вели себя просто недостойно. Я вспоминаю, как в 1918 году мы встречали офицеров международной комиссии по разоружению. Когда они приходили в наши казармы, там никогда не было ни одного человека. Безусловно, им никто не подавал руки. Когда они спрашивали, сколько у нас винтовок, мы говорили, что мы не знаем, пусть они посмотрят это в книгах, если это им доставит удовольствие. А разве можно что-либо найти в чужих книгах. У нас они не встретили ни следа поддержки. Чехи наоборот. Когда германские части подошли к одному гарнизону, офицеры уже выстроили там всю часть. Затем они отдали нам все свое оружие и объяснили нам все, что мы хотели знать. Правда, мы получили чудесную тяжелую артиллерию. И авиация неплохая. Мы сперва даже себе не могли поверить, что ни одна пушка, ни один пулемет не выведены из строя. Не взорвали ни один склад с боеприпасами, не опорожнили ни одной цистерны - все передали в полном порядке. И в военном министерстве и генеральном штабе не уничтожили ни дела, ни архив, а все сдали и даже с объяснениями. При этом только один или два офицера отказались подать нам руку. Все остальные ползали на животах. Иметь таких противников просто противно...>

Верно: Вp. зам. начальника 1 отдела 5-го управления РККА
военный инженер 1 ранга (ПАНФИЛОВ)
Указана рассылка: Сталину, Молотову, Ворошилову, Берия, Шапошникову, Мехлису.
ЦА МО РФ. Ф. 23. Оп. 9157. Д.2. Л. 9-31. Машинопись. Заверенная копия.
( отсюда)

М-да. А ведь у чехов были вполне боеспособные вооруженные силы, танки, артиллерия... Не было только сущего "пустяка" - желания воевать против оккупантов.





Чешские вооруженные силы

Но все же нашелся один, который стрелял...

В 2010 году исполнилось 110 лет со дня рождения единственного офицера чешской армии, который оказал сопротивление немецким оккупантам:



Карел Павлик (Karel Pavlík, 19 октября 1900, Градове Стржимелице, Чехословакия - 26 января 1943 г., концлагерь Маутхаузен) - офицер армии Чехословакии, который 14 марта 1939 г. с солдатами своей роты вопреки приказу начальства дал бой вступившим в город Мистек (ныне Фридек-Мистек) германским оккупационным войскам - так называемый бой за Чаянковы казармы (cs:Bitva u Czajankovy továrny), единственный случай организованного сопротивления германской оккупации Чехословакии в 1939 г.

Карел Павлик родился 19 октября 1900 г. в семье учителя из маленького чешского села Градове Стржимелице в окрестностях г. Чески Брод. В 1920 г. призван в армию, поступил в военную академию и в 1923 г. получил офицерское звание. Служил в пограничных и пехотных частях. В 1932 г. был произведен в капитаны, и больше в чине не повышался. В 1934 году командир 8-го Силезского полка характеризовал Павлика, как «поверхностного», «легкомысленного» и «не поддающегося воспитанию» офицера. Среди товарищей и солдат Павлик, тем не менее, пользовался уважением. Был хорошим наездником и стрелком. Интересовался политикой больше, чем это считалось допустимым для чехословацкого офицера в то время. Брак Павлика распался в 1935 г., после этого он заметно пересмотрел свои взгляды на жизнь и службу, чем заслужил одобрение начальства. В 1936 г. назначен командиром роты.



Казармы в Мистеке

В ночь с 14 на 15 марта 1939 г. гитлеровские части перешли чехословацкую границу. Батальон вермахта вошел в городок Мистек. Местный гарнизон располагался в казармах. Немецкая колонна подошла к воротам. Часовым крикнули, чтобы бросали оружие и вызывали дежурного офицера. Поднялась тревога. Видя, что «враг у ворот» в самом буквальном смысле слова, капитан Павлик приказал своим бойцам установить в окнах казарм пулеметы и начал поливать немцев огнем.
Нормальное поведение нормального военного, когда на его страну нападают, да?

Но проблема в том, что в тогдашней Чехословакии ситуация была особой. У чехов были мощные оборонительные сооружения, природная защита в виде гор, горы оружия (чешские оружейные заводы потом производили оружие для Гитлера) и... полное нежелание воевать. Чехословацкая армия была боеспособной, хорошо вооруженной - хотя бы акт символического сопротивления могла оказать? Но... благоразумные чешские власти решили сберечь жизни своих граждан - ведь на войне - о, ужас! - могут убить. И не оказали никакого сопротивления гитлеровцам.

Вот так и получилось, что три сотни вооруженных мужиков сидели в казармах, имелись танки.
А отстреливаться начал лишь капитан Павлик...

Как же протекал этот единственный бой чехословацкой армии?
Вечером 14 марта 1939 года в Мистек вошёл 2-й батальон немецкого 84-го пехотного полка. У «Чаянковых казарм», где размещался 3-й батальон 8-го Силезского пехотного полка и полурота 2-го бронетанкового полка, немецкая колонна остановилась, и часовым у входа было предложено сдать оружие и вызвать дежурного офицера. Чешский караул ответил выстрелами.

В казармах в это время находились командир батальона подполковник Штепина, командир 12-й пулемётной роты капитан Павлик, командир броневой полуроты подпоручик Хейниш, еще несколько младших офицеров, солдаты и унтер-офицеры, всего около 300 человек, почти все по национальности чехи (военнослужащие-словаки убыли на родину, так как ожидалось провозглашение независимой Словакии).

Когда началась стрельба и дежурный офицер поручик Мартинек объявил боевую тревогу, Павлик разместил своих солдат с винтовками и ручными пулемётами у окон здания и приказал открыть огонь. К ним присоединились отдельные солдаты других подразделений. По свидетельству очевидцев, Павлик действовал решительно, всячески стараясь приободрить солдат.

Остальные офицеры ничего не предпринимали, ссылаясь на отсутствие приказа, и только пытались связаться с полковым командиром. Солдаты их подразделений послушно ждали, что скажут командиры...

Тем временем капитан отбросил немцев от казарм. Перестрелка шла вовсю. Первая попытка немцев войти на территорию казарм была отбита, после чего атакующие без особого успеха обстреляли казармы из миномётов и противотанковой пушки  и предприняли второй штурм при поддержке бронеавтомобиля.
Павлик решил контратаковать, попросил поддержки танкистов: танки легко подавят и пушку, и броневик. Но ему объяснили, что нет приказа...
И тогда непослушный Павлик контратаковал сам!  Чехи отбивались  ружейно-пулемётным огнем и ручными гранатами. Его рота гранатами подбила броневик.
Бронетехника подпоручика Хейниша в бою не участвовала...

И тут наконец объявился командир полка... По телефону поступил приказ командира 8-го полка полковника Элиаша, который кричал, что Павлик сошел с ума, ведь немцев больше, вермахт сильнее, и потребовал немедленно прекратить огонь и сложить оружие под угрозой военного суда!
Но упрямый капитан продолжал стрелять! Сдался, лишь когда кончились патроны. Разумеется, доставить боеприпасы этому упёртому психу никто и не подумал...
Лишь увидев, что кончаются боеприпасы, а немцы стягивают к казармам основные силы 84-го полка, Павлик подчинился. Батальон капитулировал. Бой продолжался около 30-40 минут, потери чехов составили от 2 до 6 человек ранеными, немцев - до 24 человек убитыми и ранеными (источники дают разные цифры потерь).
Чешских офицеров немцы поместили под домашний арест, разоружённым солдатам разрешили вернуться в казармы, где уже находился немецкий караул.

Капитана Павлика командование не судило только потому, что 15 марта вермахт уже маршировал по Праге. Сопротивления в Чехославкии гитлеровцы не встретили больше нигде.
Лишь у одного упрямого капитана Карела Павлика совесть была чиста: свои два десятка немцев в этой войне он все же положил...

Период оккупации

После оккупации и ликвидации армии Павлик сотрудничал с подпольной организацией Za vlast, которая переправляла чешских кадровых военных на Запад. Переехав в Прагу, вступил в организацию Obrana národa, готовившую вооруженное восстание против оккупантов...

Группенфюрер СС Рейнхард Гейдрих, шеф Главного управления имперской безо­пасности, возглавивший заодно в сентябре 1941-го Протекторат Чехии и Моравии, первым делом заявил, что чешский рабочий должен стать «кузнецом немецкого оружия»... И ведь знаете - стал! Всю войну чешская промышленность, одна из лучших в Европе, благополучно работала на вермахт. Например, "тигры" делали на заводах "Шкода".

И вообще - кипела жизнь. Снимались кинокомедии, работали рестораны… Конечно, чехи, как славяне, для Гитлера были народом второго сорта. Согласно планам фюрера, в будущем в этом благодатном крае жить надлежало немцам. Коренное население? Онемечить или выслать. Но руководство Протектората исходило из того, что это потом… в будущем… А пока чешским рабочим - ударникам производства торжественно вручались путевки в санатории.
Во всех захваченных гитлеровцами странах были люди, принявшие новые правила игры, и люди, решившие сопротивляться. Но в Чехии тех, кто принял, оказалось ну очень много. И ведь сказать, что здесь оккупантов любили, нельзя. О них ходило, например, множество анекдотов. Но именно анекдотов - не более...

Однако убили же в Праге Гейдриха?

Граната для Гейдриха



Рейнхард Гейдрих

В декабре 1941-го из Англии были заброшены три группы парашютистов, прошедших диверсионную подготовку. Непосредственными исполнителями операции, получившей название «Антропоид», стали подготовленные англичанами агенты Управления специальных операций чех Ян Кубиш и словак Йозеф Габчик, входившие в одну из групп. 27 мая 1942 г. на перекрестке Выхователна они атаковали машину Гейдриха. Осколками гранаты тот был ранен, 4 июня умер.



Но следует учесть, что организовать эту громкую акцию Лондонское правительство решило по двум причинам. Во-первых, Гейдрих был «досягаем»: чувствуя себя в Праге абсолютно спокойно, он разъезжал по городу без охраны, в открытом «мерседесе». А во-вторых… Союзников удивляла повальная лояльность населения Протектората нацистам. Помилуйте, чего ж за вас воевать, если вас все устраивает?

Гитлер потребовал в отместку казнить 10 тыс. чехов. Этот приказ позднее отменили, но свою цену страна заплатила. В Праге производились массовые обыски, в ходе которых были выявлены укрываемые в домах и квартирах прочие участники Сопротивления, евреи, коммунисты и другие преследуемые категории граждан. Был расстрелян 1331 чех, в том числе 201 женщина.
В качестве «акции возмездия» были уничтожены (с населением) деревни Лидице и Лежаки. 9 июня 1942 года, в день похорон Гейдриха, в качестве возмездия была уничтожена деревня Лидице. Все мужчины старше 16 лет (172 человека) были расстреляны на месте, 195 женщин были отправлены в концентрационный лагерь Равенсбрюк, дети доставлены в Центральное бюро по делам переселенцев города Лицманштадт (нем. Umwandererzentralstelle Litzmannstadt) и впоследствии распределены по немецким семьям, следы большинства из них были потеряны.



После убийства Гейдриха часть бойцов Сопротивления, включая всех парашютистов, укрывались в крипте кафедрального собора святых Кирилла и Мефодия Чешской православной Церкви в Праге. 16 июня один из участников Сопротивления, Карел Чурда, выдал гестапо имена и места жительства десятков борцов и членов их семей. В ходе допросов немцы узнали, что парашютисты укрываются в соборе.
18 июня войска под командованием бригаденфюрера СС Карла фон Тройенфельда провели штурм церкви. Оказавшись в безвыходной ситуации, защитники церкви покончили с собой (Ян Кубиш умер от ран позднее).

4 сентября были расстреляны священники кафедрального собора Вацлав Чикл и Владимир Петршик, староста храма Ян Сонневенд и добровольно присоединившийся к ним епископ Пражский Горазд.
27 сентября Чешская православная церковь была запрещена, её имущество конфисковано духовенство подвергнуто арестам и заключениям...

Снимем шапки перед памятью погибших. Однако вспомним: вскоре после смерти Гейдриха в Праге состоялся митинг солидарности с Германией. Он собрал 200 тыс. (!) участников. Всех пригнали под дулами автоматов? Или испуганные обыватели сами поспешили продемонстрировать послушность оккупационному режиму?

По всей стране сотни людей расстреляли, бросили в концлагеря - реальных подпольщиков, тех, кто им помогал, просто сочувствовал, кого сочли сочувствующим или «подозрительным»…
В 1942 г., после покушения на Гейдриха, гестапо арестовало и Павлика. При аресте он оказал вооруженное сопротивление. А 26 января 1943 г. охранник концлагеря Маутхаузен застрелил Павлика за неподчинение. Каким был упрямым, таким и остался...

Место погребения Павлика неизвестно. Его символическая могила находится в городе Костелец-над-Черними-Леси.

При жизни Павлик не пользовался расположением начальства, считался офицером легкомысленным и малодисциплинированным - потому и застрял в капитанах. После войны Карелу Павлику посмертно присвоено звание полковника, в 1999 г. награжден медалью «За храбрость» (cs:Medaile Za hrdinství).

Его бой - предмет особой гордости в современной Чехии. В 1947 г. для участников боя за Чаянковы казармы была отчеканена памятная медаль.

Ну что ж - Карел Павлик хотя бы пытался сделать хоть что-то. И в какой-то мере спас честь Чехословакии.
Парадокс - кроме капитана Павлика в Чехословакии в начале войны о сопротивлении нацистам всерьез говорил лишь... русский эмигрант генерал Сергей Войцеховский, но его в чешских верхах никто не стал слушать...

Ссылки:
Павлик Карел
Гейдрих Рейнхард
Капитан, который нарушил приказ
110 лет Карелу Павлику

жизнеописания, перепост, история, Вторая Мировая война

Previous post Next post
Up