"Публицист Борис Клин делится своим взглядом на потерю исторической памяти и приглашает к серьезной дискуссии о том, как хранить память об истории."Раз приглашают, почему бы не ответить?
Автор возмущается забвением войны 41-45 гг., охлаждением и безразличием к ней потомков солдат-победителей. Это верно, справедливо, но неизбежно, увы. Странно другое. Вот г-н Клин пишет:"Несколько лет назад я приехал в Ржев. Там открылось кладбище немецко-фашистских оккупантов. Торжественно, с возложением венков от представителей посольства и однополчан. Тогда чиновники говорили то о примирении и гуманизме, то о соглашении между Россией и Германией, согласно которому воинские кладбища советских солдат поддерживались в надлежащем порядке в обмен на согласие нашей страны на открытие подобных некрополей в России. И они появились, и не только в Ржеве, где погиб почти миллион наших солдат и офицеров, но и в других местах.
... Если потомкам гитлеровских оккупантов так дорога память своих предков, пусть выкапывают их кости, и отправляют к себе в «фатерлянд», и там отдают им воинские почести, если считают, что те таковых заслуживают."
Так не принято делать, г-н Клин. Когда-то, действительно, тела погибших бойцов увозили домой. Мюрат просил забальзамировать сердце своего погибшего в России друга, чтобы отвезти на родину. Но такие мотивы были достойны рыцарей Карла Великого, а то, что предлагает Клин, есть продолжение войны. Зачем?
Да, 400 лет назад мы выстрелили на запад прахом Гришки Отрепьева. Помогло? Пушкин звал, после очередного разгрома Польши, тогдашних носителей добра и справедливости вновь посетить Империю зла: "Так высылайте ж к нам, витии, Своих озлобленных сынов: Есть место им в полях России, Среди нечуждых им гробов."
Глинка в 1854 написал стихи, ставшие солдатской песней: "Как двадцать шли на нас народов, Но Русь управилась с гостьми. Их кровью смыла след походов. Поля белелись их костьми.
Ведь год двенадцатый - не сказка, И видел Запад не во сне. Как двадцати народов каски Валялися в Бородине."
Автор полагает, что нужно и могилы русских солдат вернуть домой. Нет, эти памятники, пусть и по-советски унылые "алёши" с обязательными ППШ и плащ-палатками нужны там. Как нужны и кладбища императорских солдат в Польше, которые сейчас восстанавливаются поляками. И Сен-Женевьев-де-Буа нужно в Париже. а не в Москве.
Понятно, что Борис Клин особенно чувствителен к преступлениям наци против евреев. Но сам же он и делает оговорку:"Может, я строг чрезмерно, но вот силился представить, как это вот юноша говорит: «Милая, пойдем, погуляем в Бабьем Яру». Или женщина мужу кричит: «Дорогой, я пошла с детьми поиграть в Бабий Яр». Дико, да?"
Не уверен. Может быть, это и хорошо. Шрам остался, но рана зажила.
И последнее, не столь важное, но совершенно для меня удивительное.
"Война с Наполеоном теперь - это пошловатая комедия «Гусарская баллада», и поручик Ржевский - герой похабных анекдотов. Но ведь смотрим, и ничего, не плюемся. Сними кто-нибудь нечто подобное про Великую отечественную, думаю, многие бы возмутились."
«Гусарская баллада» с Голубкиной, Шмыгой, Ильинским, Яковлевым, Крючковым - пошлость? Оригинально. Неужели автор не видел, сколько действительно унылого и пошлого недокино снято про ВОВ, начиная с "Освобождения" и, увы, ещё не заканчивая...
Дорогой black_karlos, благодарю за то, что заступились за моего дорогого друга Ржевского. )) Он совсем не похож на одноименного персонажа анекдотов. Ржевский импульсивен, горяч, не слишком большой интеллектуал, и не скрою, что был он некогда игроком и любил поволочиться. Но он честен, храбр, отличный товарищ, готовый душу положить за други своя, и весьма толковый офицер, а впоследствии еще и прекрасный семьянин.)))
Я не буду здесь спорить о художественных достоинствах фильма "Гусарская баллада", потому что ... кто я такой? Я не критик, не кинематографист, и даже не люблю "Неоконченную пиесу для механического пианино". Но уже то, что мы помним "Гусарскую балладу" 50 лет спустя ее появления на экранах, говорит о многом. Развлечение ради предлагаю всем делать ставки на то, какие фильмы, снятые на рубеже тысячелетий, будут готовы посмотреть зрители в 2050 г. И еще я помню, что звезда героической комедии "Давным-давно" взошла именно в ту войну, об увековечении памяти которой хотел бы заботиться Борис Клин. А я, пожалуй, поверю больше чутью тех, кто смотрел этот спектакль в 1942 г, чем заламыванию рук в десятых годах 21 века.
И наконец, мне совершенно непонятны возражения против того, чтобы ставить отметки на захоронениях погибших противников. Да, они были врагами. Да, их накачивали теорией расового превосходства. Но они как-никак люди, обладатели бессмертной души и образ Божий. Одно это дает им право на погребение, а раз оно имело место, то и на указание, что здесь лежат человеческие останки.
Не стоит думать, что неуважение к захоронениям есть признак патриотизма. На моей памяти в начале восьмидесятых в Москве сравняли с землей кладбище, чтобы расчистить строительную площадку для института глазной хирургии. Естественно, когда мы относимся так к своим захоронениям, нас будет раздражать забота других людей о захоронении своих одноплеменников; это будет всегда напоминать нам о том, что разравнивать кладбища бульдозером не есть общечеловеческий стандарт.
И наконец, высказанная Борисом Клином идея о наличии связи между одобрением заботы о должном захоронениях немецких солдат и положительного отношения к коллаборационизму спускается на читателя, как агрессивная летающая тарелка в фильме о нашествии инопланетян - внезапно, беспощадно и совершенно бессмысленно. Что общего между мнением о том, что кладбища, на которых некогда хоронили людей под крестами, заслуживают напоминания о себе, и взглядом, что сотрудничавшие с немцами граждане СССР делали это из любви к России? Не забудем, что немецкие солдаты не родились в России, не присягали никакому российскому государству, и вообще не были на российской земле до войны.
Хозяин этого ЖЖ вполне счастлив оттого, что наши предки убедительно доказали на практике безумие нацистских идей расового превосходства. Я не очень радуюсь тому, что для демонстрации ложности этой теории сверхчеловеков пришлось загнать в берлогу и бить их там до тех пор, пока они не осознали превосходство аргументов оппонента, но я понимаю неизбежность развития этого диспута именно в таком направлении. Но как, каким образом из этого следует необходимость борьбы с костями погибших 70 лет назад людей, главная вина которых была в том, что они родились в неправильное время и в неправильном месте? Этого мне понять не дано. Надо спросить Ржевского. Он непременно объяснит. Он не слишком начитан, но очень неглуп.