Защитить Ржевского! или Кое-что о памяти смертной

Mar 12, 2013 23:30

Интересная тема затронута в "Правмире", хотя и не слишком связно. И хороший ответ.

Оригинал взят у black_karlos в post






Тень Победы
Борис Клин

Война с Наполеоном теперь - это пошловатая комедия «Гусарская баллада», и поручик Ржевский - герой похабных анекдотов. Но ведь смотрим, и ничего, не плюемся. Сними кто-нибудь нечто подобное про Великую отечественную, думаю, многие бы возмутились. По крайней мере, мои ровесники, и те, кто старше.

"Публицист Борис Клин делится своим взглядом на потерю исторической памяти и приглашает к серьезной дискуссии о том, как хранить память об истории."Раз приглашают, почему бы не ответить?

Автор возмущается забвением войны 41-45 гг., охлаждением и безразличием к ней потомков солдат-победителей. Это верно, справедливо, но неизбежно, увы.
Странно другое. Вот г-н Клин пишет:"Несколько лет назад я приехал в Ржев. Там открылось кладбище немецко-фашистских оккупантов. Торжественно, с возложением венков от представителей посольства и однополчан. Тогда чиновники говорили то о примирении и гуманизме, то о соглашении между Россией и Германией, согласно которому воинские кладбища советских солдат поддерживались в надлежащем порядке в обмен на согласие нашей страны на открытие подобных некрополей в России. И они появились, и не только в Ржеве, где погиб почти миллион наших солдат и офицеров, но и в других местах.

[фото]



... Если потомкам гитлеровских оккупантов так дорога память своих предков, пусть выкапывают их кости, и отправляют к себе в «фатерлянд», и там отдают им воинские почести, если считают, что те таковых заслуживают."

Так не принято делать, г-н Клин. Когда-то, действительно, тела погибших бойцов увозили домой. Мюрат просил забальзамировать сердце своего погибшего в России друга, чтобы отвезти на родину. Но такие мотивы  были достойны рыцарей Карла Великого, а то, что предлагает Клин, есть продолжение войны. Зачем?

Да, 400 лет назад мы выстрелили на запад прахом Гришки Отрепьева. Помогло? Пушкин звал, после очередного разгрома Польши, тогдашних носителей добра и справедливости вновь посетить Империю зла:
"Так высылайте ж к нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов."

Глинка в 1854 написал стихи, ставшие солдатской песней:
"Как двадцать шли на нас народов,
Но Русь управилась с гостьми.
Их кровью смыла след походов.
Поля белелись их костьми.

Ведь год двенадцатый - не сказка,
И видел Запад не во сне.
Как двадцати народов каски
Валялися в Бородине."

Но в 1913 году там появился
[Памятник ]


Меньше, чем через 30 лет после окончания Крымской войны, в Крыму появились мемориалы французским, английским и сардинским солдатам.

[Французы]

19 стелл.



В первой половине 50-х годов бывший дом смотрителя, часть ограды и несколько саркофагов разобрали на стройматериалы, а в 1982 году часовню и склепы варварски уничтожили по устному указанию одного из севастопольских чиновников.


[Англичане]

Могила семи английских офицеров из 23-го Уэльского пехотного полка (23rd Royal Welsh Fusiliers ).


[Итальянцы]




Современный памятник.


[«В память англичанам, французам и русским которые пали при Инкерманском сражении]

Поставлен в 1856 году англичанами.


Автор полагает, что нужно и могилы русских солдат вернуть домой. Нет, эти памятники, пусть и по-советски унылые "алёши" с обязательными ППШ и плащ-палатками нужны там. Как нужны и кладбища императорских солдат в Польше, которые сейчас восстанавливаются поляками. И Сен-Женевьев-де-Буа нужно в Париже. а не в Москве.

Понятно, что Борис Клин особенно чувствителен к преступлениям наци против евреев. Но сам же он и делает оговорку:"Может, я строг чрезмерно, но вот силился представить, как это вот юноша говорит: «Милая, пойдем, погуляем в Бабьем Яру». Или женщина мужу кричит: «Дорогой, я пошла с детьми поиграть в Бабий Яр». Дико, да?"

Не уверен. Может быть, это и хорошо. Шрам остался, но рана зажила.

И последнее, не столь важное, но совершенно для меня удивительное.

"Война с Наполеоном  теперь - это пошловатая комедия «Гусарская баллада»,  и поручик Ржевский - герой похабных анекдотов. Но ведь смотрим, и ничего, не плюемся. Сними кто-нибудь нечто подобное про Великую отечественную, думаю, многие бы возмутились."

«Гусарская баллада» с Голубкиной, Шмыгой, Ильинским, Яковлевым, Крючковым - пошлость? Оригинально. Неужели автор не видел, сколько действительно унылого и пошлого недокино снято про ВОВ, начиная с "Освобождения" и, увы, ещё не заканчивая...

Дорогой black_karlos, благодарю за то, что заступились за моего дорогого друга Ржевского. ))
Он совсем не похож на одноименного персонажа анекдотов. Ржевский импульсивен, горяч, не слишком большой интеллектуал, и не скрою, что был он некогда игроком и любил поволочиться. Но он честен, храбр, отличный товарищ, готовый душу положить за други своя, и весьма толковый офицер, а впоследствии еще и прекрасный семьянин.)))

Я не буду здесь спорить о художественных достоинствах фильма "Гусарская баллада", потому что ... кто я такой? Я не критик, не кинематографист, и даже не люблю "Неоконченную пиесу для механического пианино". Но уже то, что мы помним "Гусарскую балладу" 50 лет спустя ее появления на экранах, говорит о многом. Развлечение ради предлагаю всем делать ставки на то, какие фильмы, снятые на рубеже тысячелетий, будут готовы посмотреть зрители в 2050 г. И еще я помню, что звезда героической комедии "Давным-давно" взошла именно в ту войну, об увековечении памяти которой хотел бы заботиться Борис Клин. А я, пожалуй, поверю больше чутью тех, кто смотрел этот спектакль в 1942 г, чем заламыванию рук в десятых годах 21 века.

И наконец, мне совершенно непонятны возражения против того, чтобы ставить отметки на захоронениях погибших противников. Да, они были врагами. Да, их накачивали теорией расового превосходства. Но они как-никак люди, обладатели бессмертной души и образ Божий. Одно это дает им право на погребение, а раз оно имело место, то и на указание, что здесь лежат человеческие останки.

Не стоит думать, что неуважение к захоронениям есть признак патриотизма. На моей памяти в начале восьмидесятых в Москве сравняли с землей кладбище, чтобы расчистить строительную площадку для института глазной хирургии. Естественно, когда мы относимся так к своим захоронениям, нас будет раздражать забота других людей о захоронении своих одноплеменников; это будет всегда напоминать нам о том, что разравнивать кладбища бульдозером не есть общечеловеческий стандарт.

И наконец, высказанная Борисом Клином идея о наличии связи между одобрением заботы о должном захоронениях немецких солдат и положительного отношения к коллаборационизму спускается на читателя, как агрессивная летающая тарелка в фильме о нашествии инопланетян - внезапно, беспощадно и совершенно бессмысленно. Что общего между мнением о том, что кладбища, на которых некогда хоронили людей под крестами, заслуживают напоминания о себе, и взглядом, что сотрудничавшие с немцами граждане СССР делали это из любви к России? Не забудем, что немецкие солдаты не родились в России, не присягали никакому российскому государству, и вообще не были на российской земле до войны.

Хозяин этого ЖЖ вполне счастлив оттого, что наши предки убедительно доказали на практике безумие нацистских идей расового превосходства. Я не очень радуюсь тому, что для демонстрации ложности этой теории сверхчеловеков пришлось загнать в берлогу и бить их там до тех пор, пока они не осознали превосходство аргументов оппонента, но я понимаю неизбежность развития этого диспута именно в таком направлении. Но как, каким образом из этого следует необходимость борьбы с костями погибших 70 лет назад людей, главная вина которых была в том, что они родились в неправильное время и в неправильном месте? Этого мне понять не дано. Надо спросить Ржевского. Он непременно объяснит. Он не слишком начитан, но очень неглуп.

1812 год, история, споры, Вторая Мировая война, поток сознания

Previous post Next post
Up