«Реституция»/приватизация церковного имущества ч. 1
Dec 11, 2012 09:31
Вот интересный текст, написанный юристом. Надеюсь, что продолжение будет тоже интересное. Мне кажется это очень полезно - поговорить о том, что такое реституция и чем она отличается от того, что в действительности имеет место быть в России. А то меня уже "совопросники века сего" совсем замучили этой реституцией.
Начать ликбез мне кажется надо с вопросов. 1) Что такое Русская православная церковь сегодня и чем она была в 1917 году, а так же на протяжении истории Советского Союза. 2) Владела ли церковь имуществом до 1917 года, 3) Владела ли церковь имуществом после 1917 года 4) На каком основании передаётся имущество церкви в наше время.
Здесь я пока постараюсь ответить только на первый вопрос. На остальные позже.
[Spoiler (click to open)] Вообще-то подобный обзор должен был бы писать не юрист, а историк, но я и не ставлю перед собой задачи особо углублённого анализа. Исключительно поверхностный анализ даёт следующее.
1) Русская православная церковь была и есть с точки зрения современной, по крайней мере, юриспруденции общественной организацией. Стоит сказать, конечно, религиозной организацией, но, на мой взгляд, это уже вторично и более того - порой она официально утрачивала этот статус.
Согласно действующему законодательству «общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом» (ст. 8 ФЗ «Об общественных объединениях»).
На самом деле именно так выглядит Русская Православная Церковь на протяжении своей истории вне зависимости от названия государства, своего собственного названия и даже изменения порядка управления.
Управлялась ли Церковь Синодом, Патриархом, являвшимся только одним из высших архиереев - она всегда была общественной организацией, имеющей во главе коллегиальный орган и созданной для удовлетворения своих нужд на основе членства. Действовала ли она при этом как юридическое лицо или нет, на самом деле не важно. Причём не важно, как с точки зрения самой Церкви и её членов, так и с точки зрения права (общественная организация может действовать как с регистрацией, так и без неё). До возникновения порядка какой-либо регистрации Русская Православная Церковь уже существовала и активно вела свою деятельность. Основывала она её на документах, которые пошли от апостолов т.е. первой христианской религиозной общины и дошли до нас. На них же основывает она свою деятельность и сейчас (см. Устав РПЦ МП). При этом РПЦ, в отличие от всех других раскольнических церквей, является так же и членом некоей глобальной общественной организации, объединяющей не только верующих окормляющихся в РПЦ, но и всех православных христиан других Поместных Церквей. Причём орган управления и этой глобальной общественной организацией тоже коллегиальный. Только долго не собирался:)
Если внимательно посмотреть на структуру Российской Поместной Православной Церкви в Российской империи, то можно обнаружить, что от нынешней она значительно не отличается, не смотря даже на отсутствие Патриарха и возложение на религиозную организацию государственных функций. И сейчас государство возлагает государственные функции на частных лиц, или муниципальную власть, которые не являются составной частью государственного аппарата управления.
Во Главе РПЦ стоял Синод (а во главе Синода назначенный Императором обер-прокурор). Это так. Но монастыри, приходы и прочие местные структурные подразделения РПЦ осуществляли свою деятельность самостоятельно. В том числе они получали по наследству и по дарованию имущество (см. ссылка 1, 2), распоряжались землями и имуществом монастырей, храмов.
Действительно до 23 января 1918 года РПЦ обладала статусом юридического лица, а с момента издания Декрета СНК РСФСР «Об отделении Церкви от государства и школы от церкви» утратила такой статус (в соответствии со ст. 12 Декрета). Так же она утратила статус религиозной организации в соответствии со ст. 10 этого декрета. Однако декрет прямо говорит о том, что она приобретает иной статус. А именно, приравнивается к частным обществам и союзам т.е. общественным организациям. Вопреки заблуждению, что им религиозные организации ликвидировались, они продолжают существовать. Декрет, надо добавить, действовал до 1990 года.
В Постановлении Наркомюста РСФСР от 24.08.1918 "О порядке проведения в жизнь декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" (Инструкция)" говорит так же о порядке предоставления богослужебного имущества для оправления религиозного культа таким организациям. В частности, там говорится и о минимальном количестве членов такой организации в п. 6 Инструкции (сейчас бы мы сказали прихода или местной религиозной организации). Количество таких граждан устанавливается минимально в 20 человек.
Таким образом, местные общественные организации продолжали существовать и даже признаются официальными властями.
Постановлением Наркомюста РСФСР, НКВД РСФСР от 15.04.1923 "Инструкция о порядке регистрации религиозных обществ и выдачи разрешений на созыв съездов таковых" уже устанавливается порядок регистрации именно религиозных обществ. Советская власть прямо отделяет их от иных общественных организаций фактически (но не юридически).
В Постановлении ВЦИК, СНК РСФСР от 06.02.1928 «Об утверждении Положения об обществах и союзах, не преследующих целей извлечения прибыли» уже говорится, что оно не распространяется на религиозные организации. С этого момента церковные собрания, которые по прежнему не запрещены, уже отделяются от других союзов и обществ, так как если остальным можно иметь статус юридического лица, то религиозным - нет. Более того, в Уголовном кодексе за присвоение себе прав юридического лица предусмотрена уголовная ответственность.
Вскоре издаётся Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 08.04.1929 "О религиозных объединениях". Там так же устанавливается минимальная численность в 20 человек для регистрации религиозной общины, хотя разрешается создавать религиозную группу и меньшей численности. Вводится правило на то, что в религиозной группе или общине могут состоять только 18-лентие лица.
С многочисленными изменениями документ действовал до 1990 года.
Вывод: На сегодняшний день РПЦ является преемницей той дореволюционной церкви, которая существовала до 1918 года в качестве юридического лица, так как за вычетом ушедших в раскол организаций непрерывно существовали религиозные общины православных с тех времён и поныне. Они не прерывались и не исчезали полностью. РПЦ МП признаётся так же частью Православной Церкви в которую входят Поместные Церкви в других странах. Это важно, так как это прежде всего говорит о её преемственности в юридическом смысле. Однако, это вовсе не значит, что она является преемницей в юридическом смысле тех прав и имущества, которые были у дореволюционной церкви.
Об этом в следующих сообщениях.
Заранее прошу прощения у людей более сведущих в этой теме. Буду рад вашим советам по праве.