День благодарения - самый американский из всех американских праздников. Он, мягко говоря, менее популярен в России, чем хэллоуин, и тому есть веские причины. Во время хэллоуина достаточно надеть маску - и ты уже участник действа. Даже если совершенно ничего не делать, то можно заметить приметы праздника - детей и взрослых в мундирах преисподнего воинства, одноглазых одноногих пиратов и одноклассников Гарри Поттера. (Признаюсь, что своими глазами хэллоуина в России я не видел, но видел фотографии.)
А вот правильно организовать День благодарения совсем не так просто. Для этого необходимо собрать всю семью вокруг традиционного праздничного стола, что всегда требует от хозяев немалых хлопот по дому, от гостей - утомительных дальних путешествий, а потом от всех вместе - по меньшей мере взаимного терпения и вежливости, что по нашим временам уже огого как много значит. Все это совсем не так легко, как может показаться, поэтому копировать День благодарения не столь просто, как хэллоуин.
Обед на День благодарения как его увидел знаменитый американский иллюстратор Норман Рокуэлл
В Америке же на его ежегодное повторение можно рассчитывать, как на восход солнца по утрам. И родители приготовят все традиционные блюда, включая индюшку по бабушкиному рецепту; и дети прилетят из Миннесоты и Мэйна; и с вредной тетушкой никто не будет ругаться; и обязательно похвалят клюквенный соус и попросят добавки тыквенного пирога независимо от его вкусовых качеств. В семье будет царить максимально возможный мир, и вся страна слегка приостановит свой бег на один день.
Индюшка и прочие традиционные блюда на столе. Тыква, тыква, всюду тыква!
Со всем этим спорить невозможно и совершенно ненужно. День благодарения относится к тем ценностям, в которых Америка пока не слишком сомневалась, включая флаг, материнство, и яблочный пирог. Но есть одна непонятная деталь, особенно для тех, кто приехал сюда издалека. Кого мы в этот день благодарим?
Если вы не слишком упорно интересуетесь этим вопросом, а так, слегка, поверхностно так, то у вас создастся впечатление, что никого в особенности. Если ваш ребенок ходит при этом в младшие классы школы, то с большой вероятностью он вам объяснит, что переселенцы из Европы благодарили индейцев за то, что последние объяснили первым, что и как сажать в американскую почву и как правильно есть кукурузу и тыкву. И в благодарность за это колонисты устроили богатый пир, пригласив на него соседей-индейцев, и вот этот-то самый пир мы и вспоминаем путем поедания индейки и сопутствующих ей блюд. (Всего через пять-шесть лет вашему ребенку будут рассказывать про то, как злодейские колонизаторы приехали сюда угнетать свободолюбивых трудящихся индейцев, но это случится только через несколько лет.)
Первый День благодарения. Дженни Браунскомб, 1914.
А это версия художника по фамилии Феррис; написано тоже в начале 20го века.
День благодарения давно и прочно стал для большинства днем индюшки, а неизбежно следующая за ним пятница (День благодарения приходится на четвертый четверг ноября), получившая название Черной пятницы, является началом сезона рождественских покупок. В этот день большинство благонамеренных граждан осаждают магазины в поисках выгодных распродаж, пытаясь заодно сжечь съеденные в четверг калории.
Более того, Черная пятница сама по себе становится праздником потребительства, который нагло, решительно и успешно конкурирует с Днем благодарения - многие магазины начинают пятничную распродажу вечером в четверг, когда положено спокойно доедать десерт.
Фоторепортаж с фронтов Черной пятницы
А ведь когда-то в этот четверг американцы приносили особое благодарение Богу за то, что Он не оставил Своих людей в трудное время и продолжает питать их и не оставляет Своей благодатью. Именно этому был посвящен праздник. Еще несколько десятилетий назад такой смысл Дня благодарения был довольно общепринятым. Даже теперь, когда праздник все больше превращается в день индюшки и преддверие рождественского сезона покупок, начинающегося распродажами Черной пятницы, есть немало церквей, которые устраивают специальное богослужение Дня благодарения. Правда, для того, чтобы не спорить с веком, его нередко переносят на другие дни, чтобы не мешать людям готовить и есть индейку в четверг и переваривать ее в пятницу, стоя в очередях.
Но жизнь, разумеется, никогда не бывает черно-белой. Есть немало протестантов, которые не перенесли свое богослужение на другие дни. И в кафедральном католическом соборе нашего города мессу служат утром в четверг и днем в пятницу невзирая ни на что.
Кстати говоря, в нашем храме в этот день всегда служат литургию, на которой читается Евангелие об исцелении десяти прокаженных мужей и о том, как только один из десяти вернулся поблагодарить Господа и как этот единственный оказался самарянином. Евангелие это всегда звучит очень пронзительно, когда среди присутствующих в храме на литургии в день американского праздника нет американцев по рождению, а есть одни лишь самаряне-иммигранты. (Не считая отца-настоятеля, золотого человека, но эта тема требует особого разговора.)
К этому моменту, когда все, казалось бы, должны убедиться в том, что в Америке господствует сплошная псевдодуховность (как я недавно в очередной раз прочитал на сайте Энского ставропигиального монастыря), а мы несомненно являем собой столп и утверждение, позволю себе подвергнуть это заключение сомнению.
Вот такая история произошла совсем недавно. Два брата-младшеклассника (8 и 11 лет) из штата Нью-Йорк искали в какой-то лавке древностей старые фигурки Джи-Ай Джо. (Это такие солдатики, ростом сантиметров в 25; выпускать их начали в 60е годы.) Вместо Джи-Ай Джо они нашли три награды: Пурпурное Сердце (знак ранения), Бронзовую звезду и Медаль за заслуги. Все три были оценены в 450 долл. Мальчишки прочитали на обороте имя награжденного, и убедили владельца лавки, что награды надо не продавать, а вернуть законному владельцу. Хозяин отдал им медали с условием, что они найдут этого солдата или его семью.
"Пурпурное сердце"
Все было бы просто, если бы армейский архив личных дел не погорел, в результате чего документы с 1912 по 1957 год были потеряны. Мальчишки посылали запросы в ветеранские организации, сенаторам, конгрессменам и президенту США, но безрезультатно. Однажды они увидели по телику открытие ветеранского госпиталя имени Чарльза Джорджа, и поняли, что именно это имя было выгравировано на обороте наград. После этого разыскать семью оказалось уже совем простым делом.
Выяснилось, что награды эти принадлежали рядовому Чарльзу Джорджу, погибшему в 1952 году в Корее, бросившись на гранату, чтобы защитить своих товарищей. Чарльз Джордж был мужественный индеец-чероки и не стонал, когда его несли в тыл, чтобы не демаскировать свое расположение. (Все эти события происходили, когда рядовой Джордж и еще несколько человек остались прикрывать отход разведгруппы.) Смертельного раненного солдата донесли до пункта первой помощи еще живым, но вскоре он скончался. За этот подвиг Чарльз Джордж был посмертно награжден Медалью Конгресса (высшая военная награда США).
Каким образом награды, которые нашли братья, оказались в лавке у старьевщика никто в точности не знает. Скорее всего, родители Чарльза Джорджа забыли их в отеле в Нью-Йорке, куда они приезжали некогда на церемонию посмертного награждения сына Медалью Конгресса. После торжественного возвращения наград законным владельцам семья Чарльза Джорджа передала их в Музей индейцев-чероки.
А теперь попытаемся ответить на вопросы.
Мальчишки нашли на развале награды, поняли, что это такое, и захотели вернуть их человеку, которому они по праву принадлежали. Могло ли такое случиться?
Мог ли владелец товара на сумму 450 долл. в здравом уме отдать его мальчишкам безвозмездно (т.е. даром)!?
Нормально ли это, что мальчишки, получив награды, не заныкали их, а упорно искали владельца и в итоге смогли его разыскать?
Положительные ответы на эти вопросы звучат странно и даже невероятно. Как-то по-тимуровски они звучат. И тем не менее, все это чистая правда. Вот и ругай после этого псевдодуховную квазикультуру. Нет, жизнь все же не черно-белая, а сложная до боли в голове, чем и предоставляет нам всем постоянный повод для оптимизма.