Показалась интересной недавно прочитанная статья под названием «
Как интеллигенты находят Бога». Ни серьезно обдумывать, ни пересказывать ее не хочется, но кратко перечислить причины, по которым по мнению автора интеллигенты приходят к вере, мне кажется интересным. В оригинале, конечно, не интеллигенты, а интеллектуалы (intellectuals), что далеко не одно и то же. Но по-русски интеллектуалы звучит еще более претенциозно, чем интеллигенты. Пусть уж останутся привычные нам интеллигенты, хоть и неправильные.
Автор основывает свое статью на конкретных примерах, часть из которых, к моему стыду, мне не была известна. Да и после знакомства со статьей не все из них мне кажутся очень интересными на личностном уровне. Так что я буду перечислять причины без особенного углубления в детали - кто да когда да при каких обстоятельствах да что при этом было сказано коллегами и случайными прохожими. Описывая эти причины, я буду стараться использовать слова автора, хотя и без прямого цитирования. Автор, естественно, нередко цитирует своих собеседников. Мне интересны не только изменения во взглядах этих людей, но и то, как они их описывают.
Одна группа причин связана с изменением взглядов упомянутых людей на ницшеанское понимание религии как рабской корали или костыля для немощных, вместе с чем им приходила мысль о том, что вера дает доступ к иному уровню действительности, к наполнению существования смыслом. Это, пожалуй, самая 'религиозная' из всех перечисленных причин.
Прочие причины, несомненно, важные, но все же такие, когда непрямые, косвенные следствия религиозной веры ставятся во главу угла. Так, очень обширная группа связана с ролью религии в делах общественных. Например, верно было замечено, что вера служит 'этической прививкой' против псевдорелигий тоталитарных идеологий, на которые был богат 20 век. К этой же группе я отношу несколько мнений, так или иначе связанных с пониманием важности христианства для существующей культуры; пониманием того, что современная западная культура, желают люди этого или нет, понимают они это или нет, основана на христианской вере.
Любопытно, что даже печально знаменитый Докинз высказывался в этом духе, хотя позднее все же высказал сожаление. Иногда такое мнение сочетается с ожиданием неизбежной катастрофы общества и культуры или даже с ощущением происходящей уже катастрофы, связанной с забвением принципов христианства. Однако не вполне ясно ни из статьи, ни из цитат, насколько эти принципы связаны у тех, кому они дороги, с христианской верой.
В некоторых случаях к вере возвращались кружным путем по очень неровной дороге, так что читатель остается в недоумении - закончились ли странствия? Например, некто, оттолкнувшись от любви к природе (горы, тропы, вот это вот все, что многие из нас тоже любят безо всякой меры), через экологический активизм пришел к жизни полунатуральным хозяйством. Духовные поиски привели его сначала к зен-буддизму, потом к неоязычеству, а затем уже он обнаружил неподалеку румынский православный монастырь (это все происходит в западноирландской глуши, если что). В православии он нашел соединение божественного и земного, природного. В общем, не знаю успокоится ли на этом его сердце, но его слова «в англиканской церкви вы такого не найдете» внушают надежду.
Однако смотреть на все это через розовые очки тоже не стоит. В большинстве случаев причиной обретения веры, как ее понимают люди, о которых идет речь, были связаны с их взглядами на общество и культуру. Разумеется, понимание того, что общество и культура не могут быть построены на атеистических началах это огромные полшага вперед, но это все же только половина шага. Будущее покажет, пойдут ли упомянутые люди вперед или сделают два шага назад, как завещал нам самизнаетекто. Вероятность этого вполне реальна, если прислушаться, например, к процитированным в статье словам, объясняющим стремление человека к вере эволюционными причинами. Трудно представить твердую веру, основанную на этом принципе.