О старых традициях и новых тенденциях

Nov 22, 2017 11:10

Некогда я уже рассказывал о таком американском празднике - Дне Благодарения. Он интересен тем, что является, пожалуй, единственным специфически американским праздником, который имел прочную духовную основу. Kогда-то в этот четверг американцы приносили особое благодарение Богу за то, что Он некогда не оставил Своих людей в беде, и сейчас продолжает питать их и не оставляет Своей благодатью. Собственно поэтому праздник так и называется. Даже в наши дни, когда религиозный смысл праздника чем дальше, тем больше улетучивается, есть немало церквей (включая нашу), которые устраивают специальное богослужение в этот день. Мы в этот день на литургии читаем Евангелие благодарственного молебна - то, которое об исцелении десяти прокаженных мужей.

Но в секулярный век смысл праздника меняется, о чем я и писал раньше; он практически стал чисто семейным праздником, претерпев те же изменения, которые произошли и с Рождеством. Об этом я тоже писал много раз и не буду повторяться.

В результате становится неясно - кого же мы в этот день благодарим? Традиционным секулярным объяснением смысла праздника стал якобы имевший место совместный праздник урожая поселенцев-пуритан и индейцев, которые научили их выращивать кукурузу и прочим лайфхакам Нового Света. Несмотря на сомнительность этого объяснения, исторические подтверждения которому отсутствуют, оно вполне соответствовало нуждам начальной школы. Объяснение было конкретным, понятным для детей, вполне соответствующим официально принятой здесь лживой идее кота Леопольда "давайте жить дружно" и, как и требуется для школы, вполне безрелигиозным.

Но прогрессисты никогда не удовлетворяются отгрызенным у зловредного старого режима пальцем, а всегда норовят сожрать всю руку. Поэтому последнее время начались нападения на этот рассказ именно за его лживость, как если бы тупые мракобесы внедрили эту историю в общественный - хехехЪ - дискурс. На самом деле это обычная многоходовка прогрессистов; сначала благодарность Богу была заменена на ежегодное воспоминание о фантастическом совместном праздновании пилигримов и индейцев в благодарность первых за помощь вторых, а затем эта наивная история отправляется "фтопку" за ее фантастичность.

В результате от праздника остаются рожки и ножки (рожки в особенности), а сам праздник, который до сих пор являлся такой же непоколебимой основой американских традиций, как парад на 4 июля и хэллоуин, начинает мАлиться. Две новейшие, набирающие популярность тенденции в его праздновании - переносить традиционный семейный (!) обед в ресторан, а если он все происходит дома, то ожидать от участников обеда денежной компенсации за полученное удовольствие в пользу организаторов. Это пока еще далеко не норма, но тенденции характерные.

Норман Рокуэлл и люди, изображенные им на этой иллюстрации, переворачиваются самизнаетегде


краеведение, с праздником, социальность как она есть, богословие кота Леопольда, инославие как оно есть

Previous post Next post
Up