Иосифлянское

Jun 06, 2012 17:20

Совсем недавно я написал заметку о типичной претензии к Русской Православной церкви; она расходует деньги на украшения, вместо того, чтобы потратить их на социальную помощь или другое полезное с точки зрения оппонентов дело. Действительно, верный баланс в этом деле нужен. Никто, однако, не жалуется на затраты университетов и больниц на украшение ( Read more... )

церковь и общество, путешественное, споры, поток сознания, инославие как оно есть, жизнь

Leave a comment

lady_tiana June 6 2012, 23:25:35 UTC
Я Вам еще один пример подкину. Крупнейший католический собор Монреаля - Нотр Дам - тоже берет входную плату, от которой освобождены только те, кто пришел именно молиться во время мессы. Я года полтора назад была свидетелм того, как бдительные охранницы пытались заставить платить незнакомого им священника, и ему стоило немалых трудов, чтобы убедить их, что он пришел не красоты осматривать, а мессу служить.

Reply

partizan_1812 June 7 2012, 01:43:40 UTC
Во! И в Лондоне все исторические англиканские церкви, где я побывал, тоже берут входную плату (например, Вестминстер, Сент-Пол, Сент-Бартоломью).

Reply

lady_tiana June 7 2012, 02:08:45 UTC
И это правильно, я считаю. Вообще, возражать против "поборов", на мой взгляд, может только тот, кто не имеет ни малейшего представления о реальных церковных расходах. А потом сами же возмущаться будут, что храм разваливается, некуда зайти свечку поставить.

Reply

partizan_1812 June 7 2012, 02:22:12 UTC
Разумеется. Мне просто интересно почему, и я действительно думаю, что это тяжелое наследие царского прижима относительно недавнего прошлого.

Reply

lady_tiana June 7 2012, 11:21:09 UTC
Увы, не соглашусь. Ибо массово наблюдаю все то же самое в людях, советского прошлого не нюзавших вообще по самым разным причинам. Мне видится, что это больше идет от ощущения, что церквь это своего рода комбинат ритуальных услуг. А это не в последние сто лет зародилось. Вся русская литература 19 - начала 20 века полна примерами того, как люди к церкви относятся крайне утилитарно и формально.

Так что если нет ощущения того, что церковь это твой собственный дом, не будет и желания его поддерживать и соблюдать в порядке и чистоте.

Reply

partizan_1812 June 7 2012, 12:37:51 UTC
А я не буду спорить, а прислушаюсь. Возможно и так.
Т.е. полагаете, что это наше народно-национальное свойство, а не советско-приобретенное?

Reply

lady_tiana June 7 2012, 12:49:18 UTC
Я аообще затрудняюсь это свойство определить как "наше", ибо ровно тот же самый прейскурант наблюдала у квебекуа, где русских на приходе практически нет, и где люди очень туго развязывают кошельки.

У меня есть такое смутное ощущение, что вообще эта проблема в большей степени завязана на религиозную этику. Там, гле лаики действительно ощущают себя царственным священством, они и ответственнее подходят к содержанию храмов. Причем это прописывается буквально на уровне культурного стереотипа, и даже неверующие потомки с большим пониманием и уважением относятся к храмовым нуждам.

А там, где водораздел "мы" и "они" проходит по линии алтарной преграды, как раз и начинаются финансовые недоразумения. Потому что храм воспринимается не как "наш", а как "батюшкин". А раз храм "его", вот пусть он сам со совими проблемами и разбирается.

Reply

partizan_1812 June 7 2012, 13:59:41 UTC
>А там, где водораздел "мы" и "они" проходит по линии алтарной преграды, как раз и начинаются финансовые недоразумения. Потому что храм воспринимается не как "наш", а как "батюшкин". А раз храм "его", вот пусть он сам со совими проблемами и разбирается.

А вот почему?

Reply

lady_tiana June 7 2012, 14:03:50 UTC
Мне так кажется, что в этом случае срабатывает родительско-детская модель отношении. Т.е. те, кто в алтаре, по определению "отцы", "родители", т.е. старшие, взрослые и обладающие правом решения. А все прочие - "чада", дети малые и неразумные, которых надо водить и наставлять. А с детей какой спорос и какая ответственность?

Reply

partizan_1812 June 7 2012, 14:07:16 UTC
Это Вы другими словами говорите то же, что и я.
Просто я думаю, что нас в такую "детскость" загнала все же история 20 века.

Reply

lady_tiana June 7 2012, 14:10:36 UTC
А мне кажется, что первый удар еще при Петре случился, с отменой патриаршества и всем синодальным этапом жизни церкви. А 20 век только довершил разрузу.

Reply

partizan_1812 June 7 2012, 14:35:16 UTC
Несомненно.
Но чтобы учесть и вычесть тяжкое наследие синодальности, давайте сравним 2012 год с 1912 годом. И храмы строились на частные пожертвования, и треба не была поводом для вознесения хулы на Небо.

Reply

lady_tiana June 7 2012, 15:11:08 UTC
Это все верно. А, с другой стороны, откуда ж у квебекуа абсолютно то же самое поведение? У них же слветской власти не было, а без прейскуранта на таинства ниуда?

Reply

partizan_1812 June 7 2012, 15:16:27 UTC
не знаю. русское происхождение? наследственность? или отбор по принципу подобное притягивается к подобному?

Reply

lady_tiana June 7 2012, 22:55:36 UTC
Русского происхождения там нет практически ни у кого. Остается предположить только общность менталитетов...

Reply

partizan_1812 June 8 2012, 01:56:13 UTC
Интересно, это распространяется только на квебекуа или также на французов?

Reply


Leave a comment

Up