Университеты и иконостасы

May 27, 2012 21:08

Давным-давно(ТМ) в мимолетной дискуссии о недостатках Русской Православной церкви (дискуссии, замечу, вполне уважительной и полностью в рамках приличий) речь помимо всего прочего зашла о том, должна ли Русская Православная церковь иметь те же права, что и прочие некоммерческие организации (НКО), или нет. Скорее, вопрос был поставлен так - можно ли вообще относить ее к НКО.

Мой оппонент заметил, что Русская Православная церковь все же не совсем НКО. Одним из основных аргументов был следующий - она тратит кучу денег на украшение «рабочих помещений», в то время, как другие НКО тратят получаемые деньги по прямому назначению - учить, лечить… ну или что им там положено делать по уставу.

Я решил не вести бесплодный разговор о том, что такой подход обычно предполагает, что «прямое назначение» Церкви состоит в социальном обеспечении, хотя это не так, даже если Церковь и занимается этим по мере необходимости и возможности. Вместо этого я заметил, что самые различные НКО, которые занимаются вполне определенными видами социального служения, в том числе и мой работодатель, тратят немалые деньги на украшение своих рабочих помещений.

Мне показалось, что оппонент удивился этому факту, и наша дискуссия затихла. Но тема эта показывает исключительную живучесть. Разговоры на эту тему частенько сворачивают на хорошо укатанную колею: «вместо того, чтобы заниматься помощью угнетенным и обездоленным, попы тратят бабушкину копейку на никому не нужные украшения». Можно много говорить о том, зачем мы украшаем свои храмы и какова правильная мера этому, но я ни слова об этом не скажу.

Вместо этого я проиллюстрирую то, о чем сказал в разговоре, на конкретном примере. Я работаю на медфаке очень типичного университета, вокруг которого группируются различные лечебные учреждения - больницы и поликлиники. Университет наш не особенно богат и вместе с прочими испытывает сейчас большие финансовые трудности.

И тем не менее, когда несколько лет назад было построено новое здание, к его открытию особое внимание было уделено его украшению. Речь не идет об архитектурных украшательствах, а о покупке и заказе многоразличных произведений изобразительного искусства.

Начнем с большого холла. За прозрачными стенами здания, которое студенты зовут Аквариумом, под высоким потолком висит колоссальная инсталляция под названием «Невидимый мир» - огромные полупрозрачные муляжи разных бактерий со встроенными светящимися спиралями, которые постоянно меняют яркость, а также и цвет, когда они в настроении.










Kогда бактерии не в настроении, они светятся голубовато-зеленым цветом; днем он становится похож на тот, что отличал нечисть в фильме «Вий»,




а ночью он похож на цвет фонарика в ловушках для комаров или железнодорожных сигналов.




А это ночной вид снаружи.




Хотя микробиологическая тема очень устраивает нашу кафедру микробиологии и иммунологии, многие поначалу недоумевали о выборе и даже намекали, что выбор не был объективен (в небольшой комиссии по заказу произведения искусства для украшения холла был микробиолог). Но со временем народ привык и даже скептики пришли к выводу, что пусть лучше уж с потолка свисают бактерии, чем части тела (в случае победы выбора анатомов).

Инсталляция величественная, причем довольно реалистическая, показывает много разных морфологических типов микроорганизмов и бактериальных структур:

стрептококки на переднем плане




а тут хорошо видны флагеллы (бактериальные жгутики)




а вот хорошо видны пили (они же ворсинки, если по-простому)




Помимо титанической инсталляции новый корпус украшают десятки портретов наших героев (павших и ныне здравствующих). Сами по себе они не очень интересные если не сказать тривиальные. Герой у микроскопа. Герой подле любимого скелета. Герой у колбы с подозрительной жидкостью. Таких пАТРетов полно и в старых корпусах. Они надежные и основательные, почти как произведения эпохи соцреализма на стенах биофака МГУ, которые были заказаны одновременно со строительством самого здания. Вот самый безобидный - без скелетов, реторт и прочей научно-медицинской параферналии; герой одет в мундир, подобающий званию, и держит в руках трубку, которая должна подчеркивать его мужественность.




А это - президент нашего университета в баснословные времена.




А вот этот портрет интересен не только художественными достоинствами, но и игривой двусмысленностью. Однако не подумайте плохого - это знаменитый педиатр со своим пациентом.




Иногда герои увековечены не на полотне, а в бронзе. Иногда поодиночке…




а иногда группами.




Также и некоторые другие произведения, которыми мы любуемся, довольно похожи на соцреализм. Мичуринский сад?




Иногда стены украшают менее реалистические картины. Такие.




И вот такие. Эта картина называется почему-то «Автономия».




Но еще больше мне нравятся прекрасные фотографии, сделанные с помощью микроскопа, которые тоже украшают стены нашего научно-образовательного учреждения. Те, кто не знает, что это за головоломки, могут принять их за абстрактное искусство. А на самом деле все просто и реалистично.

Это печень на последних стадиях цирроза, вызванного инфекцией вирусом гепатита С (т.е. «Це»).




А это группа паразитов на прогулке.




В общем, число произведений изобразительного искусства, украшающих нашу академическую жизнь, очень велико. Причем это никоим образом не особенность медфака. «Автономию», например, я сфотографировал на факультете фармацевтики.

А вот этот реалистический пейзаж нашего города находится в общем для разных факультетов административном корпусе.




Наш университет не является исключением из правил ни по особенному интересу к искусству, ни по глубине карманов. Напротив, покупка произведений искусства довольно типична для подобных учреждений; люди желают украсить место, где они проводят бОльшую часть своего времени, чтобы сделать его хотя бы в какой-то степени домом.

Один известный медицинский колледж имеет, например, свою картинную галерею, насчитывающую около 500 экспонатов (не все из них картины). До 2007 они владели вот этим полотном, написанным в 19 веке известным американским живописцем Томасом Икинсом.




Некоторые считают этот портрет доктора Гросса в окружении учеников лучшим произведением американской живописи 19 века. Можно с этим не соглашаться, но когда финансовые проблемы вынудили университет продать эту картину художественному музею, она ушла за 30 млн. долларов.

Так что наша титаническая инсталляция в стиле «Необыкновенного путешествия» и «Клиника д-ра Гросса» всегда приходят мне на ум, когда я в очередной раз слышу речи про напрасно потраченные на золоченые купола деньги.

краеведение, биология, церковь и общество, споры, искусство, vivat academia

Previous post Next post
Up