Недавно я поместив в
soborianelj небольшую заметку со сравнением мнений американских католиков и православных о Боге, церкви и обществе. Подробности можно прочесть ниже, но если вкратце, то оказалось, что если не принимать во внимание чисто богословские и организационные, так сказать, различия (а составители опроса, который я использовал в качестве материала, не интересовались ни папизмом, ни филиокве), то отличий очень мало. Пожалуй, всего два. И, как мне кажется, оба объясняются организованностью католиков и хаотичностью православных. Однако даже это стало предметом спора, который сам по себе представляет некоторый интерес. Об этом речь пойдет после цитаты.
Originally posted by
partizan_1812 at
А вот не желаете ли сравнить американских католиков с американскими же православными? Недавняя заметка, посвященная большому статистическому исследованию «религиозного ландшафта» Америки, а вернее изменениям, связанным с увеличением доли тех, кто не относит себя ни к одной из существующих религиозных общин, спровоцировала живую дискуссию, в которой участники разделились вдоль обычной линии раздела.
Тот факт, что в дискуссии речь нередко заходила о сравнении католиков и православных, мне показалось интересным сравнить католиков и православных США по результатам этого же самого исследования. Предупреждаю, что никаким глубоким богопознавательным целям этот обзор не служит; он просто дает читателям любопытную и небесполезную информацию.
У такого сравнения есть одна серьезная проблема; католиков в Америке много (21% опрошенных), а православных мало, что вполне естественно. Но православных мало настолько (0,5%), что предел погрешности для результатов их опроса весьма велик. Поэтому я не буду обращать внимание на разницу между, скажем, 53 процентами у одних и 48 процентамиу других; никакой разницы тут не увидишь. Попытаемся определить - существует ли существенные различия во взглядах американских католиков и православных на веру и общественную жизнь и если есть, то чем она вызвана.
Другая существенная оговорка - православные США это вовсе не только русские экспатриаты и иммигранты. В основном, это греки, но также и выходцы из Восточной Европы, даже и Ближнего Востока. Есть среди них и немало американцев, перешедших в православие из других культурных и религиозных традиций.
Православные чуть моложе католиков, среди них меньше расовых меньшинств (но есть, белых среди православных всего 81%) и больше мужчин, чем женщин. Половозрастные отличия мне не вполне понятны, а большее преобладание белых, не латинос, относится, видимо, к разнице в источниках иммиграции, которая значительна как среди православных, так и среди католиков. Заметим, что среди православных больше иммигрантов (40% процентов против 28% у католиков); больше только у мусульман (64%) и индуистов (87%). Это тоже понятно - православие не слишком почвенная в этих местах вера.
Хотя это может для некоторых прозвучать странно, православные в среднем имеют выше доход и больше дипломов, чем католики. Это тоже понятно, поскольку состав эмиграции из Мексики и Гватемалы, с одной стороны, и Греции и России, с другой, довольно сильно различается.
Взгляды двух групп на богословские и практически-религиозные вопросы, о которых шла речь, отличаются мало за одним-единственным исключением; католики чаще посещают богослужения. Доля тех, кто делает это не реже раза в неделю у православных 31%, а у католиков 39%. Тех, кто посещает богослужение от одного-двух раз в месяц до нескольких раз в год у православных 54%, а у католиков 40%. Как видно, при сходном проценте людей, посещающих храм хотя бы «пару раз в год», половина католиков, посещающих храм, делает это регулярно, скорее всего, каждое воскресенье, а большинство православных делает это реже.
Отсутствие дисциплины в рядах православных, видимо, ни для кого не новость. Данные вполне соответствую наличию в православных приходах большого числа тех, кто заглядывает в храм пару раз в год - или по большим праздникам, или в день, чем-то знаменательный для человека лично.
Единственным заметным отличием общественных взглядов стал ответ на вопрос о размере правительства: что предпочтительнее - небольшое правительство ценой уменьшения предоставляемых им услуг, или большое правительство и больше услуг от него. Католики разделены пополам по этому вопросу (48% за малое, 47% за большое), а православные являют очевидное большинство за уменьшение (61% за малое против 38% за большое). В этом они вполне согласны с большинством американских протестантов, кроме «исторически негритянских протестантских общин».
Среди последних только 23% процента уменьшения размеров правительства ценой уменьшения предоставляемых им услуг. Последние вместе с мусульманами (у них тоже только 23% сторонников подобных мер) представляют наименее заинтересованные в уменьшении размеров правительства религиозные группы в США, что неудивительно, учитывая то, как распределяются финансовые потоки государственной помощи. Сокращение же размеров правительства является идеалом либертариански настроенных граждан; такова была некогда республиканская партия, хотя сейчас только часть ее приверженцев считает подобную программу желательной.
Итак, не считая чисто демографической разницы, заметных расхождений между католиками и православными США только два. Католики демонстрируют больше «богослужебной дисциплины» и более склонны вверять свою жизнь правительству, которое предоставляет помощь, но влезает за это во все области жизни. Не исключено, что оба этих свойства связаны с экклезиастическими взглядами католиков, для которых дисциплина и централизация являются естественным состоянием.
>>>> Конец цитаты
Итак, если формулировать попросту, то католики больше любят порядок, в т.ч. и в церковной жизни, а православные слишком любят хаос, чтобы посещать богослужения регулярно и доверять большому, а следовательно имеющему возможность всюду влезать и все организовывать на свой лад правительству.
Главное конкретное возражение заключалось в том, что среди католиков больше бедных иммигрантов или так "бедных и иммигрантов", а такие люди склонны любить большое правительство, которое оказывает помощь малообеспеченных гражданам. Я уверен, что этот параметр вносит свой вклад в конечный результат. Действительно, социальные группы, зависящие от государственной помощи, обычно поддерживают увеличене госбюджета, численности всякого правительственного персонала, занимающегося управлением программами помощ и т.п. Но играет ли он значительную роль в нашем случае? Давайте обратимся к данным. Сравним доходы и иммиграционный статус, а также мнение о желательности большого правительства не только между католиками и православными, но и между несколькими другими характерными религиозными группами США.
Конфессия Доход на домохозяйство, % Иммиграц. статус, % За большое прав.,% За мал. прав.,%
<30 тыс./год 30-50тыс. >50 тыс. первое покол. второе >третье
Католики 36 19 45 28 15 58 48 47
Православные 18 17 65 40 23 36 38 61
Традиц. прот. 29 20 51 7 7 87 34 59
(лютеране, епископалы и пр.)
Еванг. прот. 35 22 42 9 7 84 30 64
(баптисты, адвентисты и пр.)
Мусульмане 34 17 49 64 17 18 73 23
Иудеи 16 15 68 12 22 67 53 40
Посмотрите сами - есть ли прямая зависимость от богатства и места рождения? По мнению о размере правительства православные и протестанты сходны. Но среди протестантов менее 10% иммигрантов, а среди православных 40%. При этом евангелические протестанты гораздо менее обеспечены, чем православные, а за малое правительство выступают еще более решительно.
Или сравним православных и иудеев. Между ними есть сходство в распределении доходов, но иммигрантов гораздо больше среди православных. При этом православные в среднем за малое правительство, а иудеи за большое.
Или посмотрим на мусульман, православных и евангелистов. По доходам первая и третья группа сходны. Первая и вторая сходны до некоторой степени по доле иммигрантов*. Но при этом по мнению о размерах правительства между первой группой (мусульманами) и двумя другими нет никакого сходства.
Нет, тут материалистический марксизм пробуксовывает. Все же есть такая штука, как культурные (и в т.ч. религиозно-культурные) различия, что бы нам ни рассказывали об общественном бытии, которое определеняет сознание.
Еще один любопытный вопрос, который был поставлен, такой - отчего в США так мало православных? Неужели их и правда всего 0,5%? А действительно - сколько православных в Америке? Постараюсь написать об этом в ближайшее время.
*Кстати, любопытные данные. Я всегда думал, что в Америке уже много своих, почвенных мусульман. Оказывается, вовсе не так - две трети американских мусульман - первое поколение иммигрантов.