А вот не желаете ли сравнить американских католиков с американскими же православными?

Nov 27, 2015 15:40

Недавняя заметка, посвященная большому статистическому исследованию «религиозного ландшафта» Америки, а вернее изменениям, связанным с увеличением доли тех, кто не относит себя ни к одной из существующих религиозных общин, спровоцировала живую дискуссию, в которой участники разделились вдоль обычной линии раздела.

Тот факт, что в дискуссии речь нередко заходила о сравнении католиков и православных, мне показалось интересным сравнить католиков и православных США по результатам этого же самого исследования. Предупреждаю, что никаким глубоким богопознавательным целям этот обзор не служит; он просто дает читателям любопытную и небесполезную информацию.

У такого сравнения есть одна серьезная проблема; католиков в Америке много (21% опрошенных), а православных мало, что вполне естественно. Но православных мало настолько (0,5%), что предел погрешности для результатов их опроса весьма велик. Поэтому я не буду обращать внимание на разницу между, скажем, 53 процентами у одних и 48 процентамиу других; никакой разницы тут не увидишь. Попытаемся определить - существует ли существенные различия во взглядах американских католиков и православных на веру и общественную жизнь и если есть, то чем она вызвана.

Другая существенная оговорка - православные США это вовсе не только русские экспатриаты и иммигранты. В основном, это греки, но также и выходцы из Восточной Европы, даже и Ближнего Востока. Есть среди них и немало американцев, перешедших в православие из других культурных и религиозных традиций.

Православные чуть моложе католиков, среди них меньше расовых меньшинств (но есть, белых среди православных всего 81%) и больше мужчин, чем женщин. Половозрастные отличия мне не вполне понятны, а большее преобладание белых, не латинос, относится, видимо, к разнице в источниках иммиграции, которая значительна как среди православных, так и среди католиков. Заметим, что среди православных больше иммигрантов (40% процентов против 28% у католиков); больше только у мусульман (64%) и индуистов (87%). Это тоже понятно - православие не слишком почвенная в этих местах вера.

Хотя это может для некоторых прозвучать странно, православные в среднем имеют выше доход и больше дипломов, чем католики. Это тоже понятно, поскольку состав эмиграции из Мексики и Гватемалы, с одной стороны, и Греции и России, с другой, довольно сильно различается.

Взгляды двух групп на богословские и практически-религиозные вопросы, о которых шла речь, отличаются мало за одним-единственным исключением; католики чаще посещают богослужения. Доля тех, кто делает это не реже раза в неделю у православных 31%, а у католиков 39%. Тех, кто посещает богослужение от одного-двух раз в месяц до нескольких раз в год у православных 54%, а у католиков 40%. Как видно, при сходном проценте людей, посещающих храм хотя бы «пару раз в год», половина католиков, посещающих храм, делает это регулярно, скорее всего, каждое воскресенье, а большинство православных делает это реже.

Отсутствие дисциплины в рядах православных, видимо, ни для кого не новость. Данные вполне соответствую наличию в православных приходах большого числа тех, кто заглядывает в храм пару раз в год - или по большим праздникам, или в день, чем-то знаменательный для человека лично.

Единственным заметным отличием общественных взглядов стал ответ на вопрос о размере правительства: что предпочтительнее - небольшое правительство ценой уменьшения предоставляемых им услуг, или большое правительство и больше услуг от него. Католики разделены пополам по этому вопросу (48% за малое, 47% за большое), а православные являют очевидное большинство за уменьшение (61% за малое против 38% за большое). В этом они вполне согласны с большинством американских протестантов, кроме «исторически негритянских протестантских общин».

Среди последних только 23% процента уменьшения размеров правительства ценой уменьшения предоставляемых им услуг. Последние вместе с мусульманами (у них тоже только 23% сторонников подобных мер) представляют наименее заинтересованные в уменьшении размеров правительства религиозные группы в США, что неудивительно, учитывая то, как распределяются финансовые потоки государственной помощи. Сокращение же размеров правительства является идеалом либертариански настроенных граждан; такова была некогда республиканская партия, хотя сейчас только часть ее приверженцев считает подобную программу желательной.

Итак, не считая чисто демографической разницы, заметных расхождений между католиками и православными США только два. Католики демонстрируют больше «богослужебной дисциплины» и более склонны вверять свою жизнь правительству, которое предоставляет помощь, но влезает за это во все области жизни. Не исключено, что оба этих свойства связаны с экклезиастическими взглядами католиков, для которых дисциплина и централизация являются естественным состоянием.

протестантизм, ислам, православие, католицизм, общество, политика

Previous post Next post
Up