По следам наших публикаций, или Масленица по-советски

Sep 16, 2014 10:17

Недавно я разместил заметку о предпринимавшихся в раннесоветский период попытках создать советские ритуалы, которые вытеснили бы церковные. Некоторые из таких попыток, к сожалению, оказались небезуспешными; например, новогодний праздник вытеснил из жизни ширнармасс празднование Рождества Христова, предложив потребителям внешние атрибуты последнего ( Read more... )

церковь и государство, советское общество, церковь и общество, история, споры

Leave a comment

Comments 28

ortheos September 16 2014, 14:32:13 UTC
Интересно, что именно "масленицу", а не Пасху и Великий Пост коммунисты выбрали для подражания. Оказывается (сам недавно узнал), что Великий Пост есть некий таинственный образ всемирного потопа, которым Бог уничтожает грех. "И шел дождь 40 дней и сорок ночей". А масленица - это "Еще бо седмь дний и наведу дождь".(кстати, остальные недели приготовления тоже имеют отношение к Ною. Неделя о мытаре - это первое предупреждение о потопе в день рождения Ноя, неделя о блудном - это второе предупреждение за 120 лет, а сыропустная - последнее предупреждение за 7 дней). Для православных это неделя подготовки к входу в ковчег Великого Поста. Для внешних время питья и гуляния. "Как во дни Ноя пили, ели и посягали до дня, в который Ной вошел в ковчег, и пришла вода и погубила все".

Советское правительство по неведению в точности изобразило Валтасаров пир перед собственной гибелью.

Reply

partizan_1812 September 16 2014, 14:47:52 UTC
Хорошая мысль.
Я, правда, не думаю, что они так думали. Пост зачем заменять? Он строг, обременителен. Заменять они хотели праздники, которые ассоциируются с весельем.
Масленица хоть и время подготовки к Вел. Посту, а все ж и церковный народ блины ест и в гости ходит, и т.п.

А Валтасаров пир - это точно. Он затянулся, но все уже было решено. :))

Reply

mns2012 September 16 2014, 15:02:40 UTC
Очень интересное сопоставление (ковчег-пост). Можно узнать, откуда?

Советское время аналогично Вавилонскому пленению, даже по длительности примерно совпадает. Удивительно все это. Хотя, с другой стороны, не должно бы удивлять (тех, у кого есть глаза, чтобы видеть, разумеется, я себя к последним не причисляю).

Однажды духовный человек мне сказал, что абсолютно каждый раз, когда человек согрешает, он в точности повторяет грехопадение Адама, до мелочей. И однако это происходит каждый раз, а мы не учимся. А Господь предупреждает и раз, и другой, но не безконечно...

Reply

ortheos September 16 2014, 15:25:45 UTC
Иоанна Златоуста толкование на книгу Бытия.

Reply


epifit September 16 2014, 15:20:11 UTC
<которые не расходятся, а прямо во дворе фабрики поют и пляшут пока мужчины работают. Подпись под фотографией "Масленица по-советски".>

Это даже не символично, что поют и пляшут советские женщины 8-го марта.
Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи празднуется именно в этот день.

Reply

partizan_1812 September 16 2014, 15:26:26 UTC
Вроде, 9 марта. :)
Ну, будем считать, что поскольку дело в вечеру, то уж и время для всенощной.

Reply

epifit September 16 2014, 15:54:15 UTC
Да, вот пересчитала и пересмотрела, так всё по-разному
В википедии:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%E1%F0%E5%F2%E5%ED%E8%E5_%E3%EB%E0%E2%FB_%C8%EE%E0%ED%ED%E0_%CF%F0%E5%E4%F2%E5%F7%E8
Но в азбуке веры - 9-го.

Возможно, что причина в 29-м февраля?

Отец Александр, а Вы случайно не знаете, почему голова Иоанна Крестителя сейчас находится фрагментами в разных местах?

Reply

partizan_1812 September 16 2014, 16:25:23 UTC
Думаю, что 8е марта получается, если в этом году в феврале 29 дней.
А иначе 24 февраля плюс 13 дней.

Reply


mmekourdukova September 16 2014, 15:24:09 UTC
Ну, Кураев вообще выдвинул гипотезу, что 8 марта и 23 февраля суть даты веселого праздника Пурим по Новому и Старому стилю в 1917 году.

Reply

partizan_1812 September 16 2014, 15:29:32 UTC
Я знаю, но здесь ее совершенно не рассматриваю.
Восьмое марта восьмым мартом, а вот была ли задумка этим восьмым марта "вышибить" масленицу? Можно ведь поместить праздник в советский пантеон, но не использовать его для подобной цели прямым образом.
В общем, задумался я; "это жжжжжж неспроста". Все же в "Огоньке" обозвали это масленицей. К слову пришлось или же планы были?

Reply

partizan_1812 September 16 2014, 15:36:27 UTC
О самой же гипотезе скажу следующее. День этот уже существовал до революции; это вызывает недоверие к гипотезе, хотя при желании все можно объяснить.
Но мне она кажется надуманной, а также ненужной - что изменится, если дела обстояли именно так? А что изменится, если все было не так? :))

Reply

mmekourdukova September 16 2014, 15:45:09 UTC
Гипотеза Кураева явно и нажористо "обслуживает" теорию о яврэях - врагах христианства :-)). Т.е. речь уж должна идти скорее о том, нужна ли такая теория.

А гипотеза о подмене Масленицы - Восьмыммарта ничего такого особенного не обслуживает - просто потому, что в праздновании Масленицы никакого отчетливого христианства и сейчас нет, и сто лет назад тоже не было.

О ходе мыслей пропагандистов я высказываться не могу - у них в головах могло быть что угодно. По умолчанию принимала бы это за обычный бездумный риторический речекряк. И, пардон, сразу же на ум пришло называние некоторыми Николина дня - "зимней Пасхой".

Reply


bloha_v_svitere September 16 2014, 19:17:18 UTC
А "крестины" по ново-российски, т.е. "торжественная регистрация гражданина Санкт-Петербурга", у нас весьма востребованная процедура. Даже очереди во дворцы малютки стоят... ))

Reply

partizan_1812 September 16 2014, 19:41:28 UTC
Ой! А я и не знал. Это жесть, извините мой французский.

Reply

bloha_v_svitere September 16 2014, 19:47:11 UTC
У меня в семейном архиве есть фотография, когда меня в связанном по рукам и ногам виде торжественно регистрируют в этом самом Доме малютки ))

Reply

partizan_1812 September 16 2014, 20:21:35 UTC
Ну вот, это и есть советский атеистический ритуал. Я не знал, что он был такой живучий.
Мы как-то чадо без фанфар зарегистрировали.

Reply


mikhael_mark September 16 2014, 19:30:08 UTC
Есть версия (кураевская), что 8 марта на самом деле - это не то замаскированное празднование иудейского пурима, не то столь же замаскированное празднование годовщины февральской революции. Так что лично меня дата этого праздника несколько напрягает. Хотя своих женщин я исправно поздравляю.
А о каком-таком "религиозном НЭПе" говорит статья в "Огоньке-1929"? Разве при Ленине и раннем Сталине были какие-то попытки соввласти нормализовать отношения с Церковью?

Reply

partizan_1812 September 16 2014, 19:45:39 UTC
Это понятно про версию. Немного работает против нее то, что дата эта уже была известна ДО революции.

Статья в "Огоньке" не говорит. Это я говорю. :)) В первые годы соввласти попыток нормализации не было, но еще не выработали механизм "окончательного решения" вопроса. В 1929 году учредили общество воинствующих безбожников, чтобы начать систематическое истребление не только физической, видимой церкви, но и основ христианского сознания в народе.

Reply

mikhael_mark September 16 2014, 19:48:11 UTC
Понял, батюшка.

Reply


Leave a comment

Up