По следам наших публикаций, или Масленица по-советски

Sep 16, 2014 10:17

Недавно я разместил заметку о предпринимавшихся в раннесоветский период попытках создать советские ритуалы, которые вытеснили бы церковные. Некоторые из таких попыток, к сожалению, оказались небезуспешными; например, новогодний праздник вытеснил из жизни ширнармасс празднование Рождества Христова, предложив потребителям внешние атрибуты последнего ( Read more... )

церковь и государство, советское общество, церковь и общество, история, споры

Leave a comment

mmekourdukova September 16 2014, 15:24:09 UTC
Ну, Кураев вообще выдвинул гипотезу, что 8 марта и 23 февраля суть даты веселого праздника Пурим по Новому и Старому стилю в 1917 году.

Reply

partizan_1812 September 16 2014, 15:29:32 UTC
Я знаю, но здесь ее совершенно не рассматриваю.
Восьмое марта восьмым мартом, а вот была ли задумка этим восьмым марта "вышибить" масленицу? Можно ведь поместить праздник в советский пантеон, но не использовать его для подобной цели прямым образом.
В общем, задумался я; "это жжжжжж неспроста". Все же в "Огоньке" обозвали это масленицей. К слову пришлось или же планы были?

Reply

partizan_1812 September 16 2014, 15:36:27 UTC
О самой же гипотезе скажу следующее. День этот уже существовал до революции; это вызывает недоверие к гипотезе, хотя при желании все можно объяснить.
Но мне она кажется надуманной, а также ненужной - что изменится, если дела обстояли именно так? А что изменится, если все было не так? :))

Reply

mmekourdukova September 16 2014, 15:45:09 UTC
Гипотеза Кураева явно и нажористо "обслуживает" теорию о яврэях - врагах христианства :-)). Т.е. речь уж должна идти скорее о том, нужна ли такая теория.

А гипотеза о подмене Масленицы - Восьмыммарта ничего такого особенного не обслуживает - просто потому, что в праздновании Масленицы никакого отчетливого христианства и сейчас нет, и сто лет назад тоже не было.

О ходе мыслей пропагандистов я высказываться не могу - у них в головах могло быть что угодно. По умолчанию принимала бы это за обычный бездумный риторический речекряк. И, пардон, сразу же на ум пришло называние некоторыми Николина дня - "зимней Пасхой".

Reply

epifit September 16 2014, 16:00:22 UTC
<Гипотеза Кураева явно и нажористо "обслуживает" теорию о яврэях - врагах христианства :-)). >

А зачем это Кураеву?
Особенно, если вспомнить, что у него в близких друзьях, ну хотя бы Андрей Макаревич?

Reply

partizan_1812 September 16 2014, 16:22:15 UTC
Так меня как раз ход мысли советских атеистов интересует. Как и что они решали делать. Я думаю, что скорее это "речекряк". Но интересный.

>>в праздновании Масленицы никакого отчетливого христианства и сейчас нет, и сто лет назад тоже не было

И все же такого слова официально не использовали (в 70/80е по крайней мере), а говорили о "проводах русской зимы". А казалось бы, зачем такие уловки?

Reply

mmekourdukova September 16 2014, 21:14:56 UTC
Уловки затем, что любая леригия, даже поганская, коммунистам не ндравилась.

А относительно хода их мыслей концов уже не найти.

Да, эта, вспомнила про список из Бозе, сейчас вышлю. А могла бы и не вспомнить! мне напоминать надо без стеснения, если что. Альцгеймер в моем возрасте всякого может накрыть.

Reply

partizan_1812 September 16 2014, 23:47:42 UTC
>>относительно хода их мыслей концов уже не найти.

Так интересно же. И свой опыт той жизни дает повод задуматься и вот, исторические наблюдения. Иногда делалось такое, что вроде и для начальства было не полезно…

>>Альцгеймер в моем возрасте всякого может накрыть.

Альцгеймер? Кто такой Альцгеймер?

Reply

partizan_1812 September 16 2014, 23:51:22 UTC
Кстати, а выросла на костях комиссаров в пыльных шлемах именно поганская религия. Поскольку с бытовыми суевериями не хотели, да и не могли бороться так же эффективно, как с православием. Потому что суеверия, как тараканы, их моного, они мелкие и проворные. Всех не перевешаешь. А храм всегда видно где стоит.

Так что результатом деятельности "Союза воинствующих безбожников" стали именно дикие секты, заполнившие "рынок".

Reply


Leave a comment

Up