Упущенное чудо-оружие или афера по-европейски?

Jun 03, 2013 23:03

Не только Отечественная война, но уже и ее 200-летний юбилей неуклонно уходят в прошлое, так что мне больше не скрыть интерес к 1812 году за благовидным предлогом юбилейных торжеств. Если сейчас и отмечать юбилей, так только сражения при Бауцене, которое для русского оружия оказалось не самым благополучным.

Вот об оружии мы и поговорим. Незадолго до войны 1812 года произошли любопытные события, которые еще многие столетия будут щекотать любопытство тех любит задавать вопрос: «А что было бы, если…?»

Осенью 1811 года в Вене, традиционном центре европейской интриги, к российским представителям обратился швейцарский офицер, капитан Иоганн Каспар Бодмер, который прослужил четыре года в русской армии. Капитан Бодмер предлагал русским купить совершенно новое артиллерийское орудие, изобретенное его братом - Иоганном Георгом.

Это Иоганн Георг Бодмер собственной персоной (через 40 лет после описываемых событий)


Бодмер был приглашен в Санкт-Петербург для переговоров, которые с российской стороны вели чины из Ученого комитета по артиллерийской части, который был учрежден в бытность графа Аракчеева генерал-инспектором артиллерии. (Не забудем, что он много чего учредил, в т.ч. и бессмертую русскую скатку. Об этом речь шла здесь и вот здесь). Эта организация отвечала за разработку и внедрение изобретений, имевших военное применение.

Что представляла собой матчасть русской артиллерии того времени? Все артиллерийские орудия были гладкоствольными и дульнозарядными. При этом пушки, предназначавшиеся для стрельбы по настильной траектории, стреляли неразрывными снарядами - ядрами и зажигательными - брандскугелями. Разрывными снарядами - гранатами и бомбами - стреляли по навесной траектории из орудий, называемых единорогами. Ими стреляли также из мортир и гаубиц, но их тогда в полевой артиллерии в России не было; они были осадными и крепостными орудиями. Из пушек большого калибра (в России это означало - 12-фунтовых) можно было бы стрелять и гранатами, но такая стрельба не практиковалась.

Дульнозарядность - что это такое? Это значит заряжание орудия вот с этого конца.


А вот так стали заряжать орудия начиная с середины 19 века, если кто не знает. Такие орудия называются казнозарядными. Это расчет американского орудия заряжает свою пушку в 1 Мировую войну.


А вот это - единорог. Не путайте его с пушкой. Называть их так стали по характерному изображению единорога на орудии, которое ко времени войны с Наполеоном уже не делали.


Момент взрыва гранат и бомб зависел от продолжительности горения гранатной трубки - усеченного деревянного конуса, набитого горючим составом. Трубку вставляли в сквозное отверстие в стенке снаряда, которое совершенно официально называлось очком. Горючий состав гранатной трубки загорался в стволе орудия от пороховых газов и прогорев полностью зажигал разрывной заряд внутри гранаты. Подбор трубки подходящего размера был непростым делом и его осуществлял опытный артиллерист. Преждевременный разрыв гранаты высоко в воздухе не наносил противнику ущерба. Запоздалый разрыв давал противнику возможность укрыться от него или даже успеть потушить упавшую гранату. Более того, существовала вероятность того, что граната упадет трубкой вперед, трубка погаснет и граната не взорвется.

Если вам стало интересно и вы хотите узнать побольше о русской артиллерии тех времен, то могу порекомендовать заметку в ЖЖ моего френда aeromamont. Это замечательная заметка со многими фотографиями пушек, единорогов, боеприпасов к ним и всего прочего по теме.

Бодмер предлагал революционно изменить матчасть артиллерии принятием на вооружение целого комплекса своих изобретений в числе которых была казнозарядная пушка с нарезным стволом, новый прицел, позволявший учитывать угол расположения орудия на неровной поверхности, и пожалуй самое главное - снаряды, взрывающиеся при ударе о препятствие. Новый способ заряжания мог бы увеличить скорострельность и/или уменьшить численность расчета орудия. Нарезной ствол должен был увеличить дальность прицельной стрельбы. Детонация снарядов при встрече с препятствием решала все проблемы, связанные с трудностью подбора гранатных трубок.

Однако по рассмотрении предложения Ученый комитет отклонил его. Ни одно из изобретений не произвело впечатления на его членов. Они не поверили в возможность увеличения дистанции выстрела, но резонно отметили возможность быстрого стирания «дорожек» в канале ствола, сделанного из мягкого металла (бронзы). Особенно опасным для нарезки они сочли предложенный Бодмером снаряд - обычную для того времени шарообразную чугунную гранату, но снабженную свинцовым пояском, который должен был врезаться в «дорожки» и таким образом закручиваться вокруг оси движения. А что если граната не закрутится, как надо, а пройдется по нарезке в бронзе своим чугунным боком?

Не увидел комитет никаких достоинств в заряжании со стороны казенной части. В частности, опасения возникли в отношении надежности затвора: «а ну как его сорвет при выстреле?» И наконец, снаряды вызвали у Ученого комитета наименьшее доверие: «а что если они от удара не взорвутся, а сами расшибутся?»

Таким образом, Комитет признал бесперспективными те подходы, которые впоследствии были повсеместно приняты и определили лицо артиллерии второй половины 19го и последующих веков. (Для примера - в России дульнозарядные нарезные орудия появились в 1858 году, а казнозарядные в 1867 году.) Любопытно, что такова была судьба многих изобретений Иоганна Георга Бодмера; в биографических заметках о нем обычно говорится, что его изобретения (он работал не только в области артиллерии) нередко опережали свое время и поэтому редко пользовались спросом. Это не значит, тем не менее, что он был сумасшедшим изобретателем-прожектером. Ему, например, принадлежал патент на исключительно важное изобретение середины 19 века - карусельный станок (токарный станок с вертикальной осью для обработки крупных машинных деталей).

Казалось бы, обычная история упущенных возможностей про то, как «в Англии ружья кирпичом не чистют». Но в защиту отечественного Учено-артиллерийского комитета следует сказать, что у него была причина проявлять осторожность. Капитан Бодмер предложил к рассмотрению только модель орудия с объяснительной запиской. Опытного образца орудия не было, так что испытывать было нечего и проверить заявления изобретателя и его представителя было невозможно. Полноразмерное орудие Бодмер отказался предоставить до получения суммы 25 тыс. дукатов. Курс дуката 1811 года мне неизвестен, но в 1840 году один дукат стоил примерно 3 рубля серебром, так что Бодмер испрашивал очень крупную по тем временам сумму.

По этой причине возражения Ученого комитета, хотя и кажутся противными логике развития артиллерийской техники, не были бессмысленными. Мы до сих пор не знаем, стреляло ли нарезное казнозарядное орудие Бодмера именно так, как было обещано арткомитету. Не знаем, насколько надежны были снаряды его системы. Легко партизанам 21 века говорить об утраченных возможностях и совсем нелегко принимать решения о радикальной смене артиллерийского парка зная, что война на носу, а лишних денег в казначействе, как всегда, нет. Поэтому осторожное решение Ученого комитета возможно было ошибочным в свете долгосрочной стратегии развития русской артиллерии, но весьма понятным, учитывая, что ограниченные финансы и время не позволили бы не только заменить значительную матчасть артиллерии, но даже провести испытания предложенной системы.

Надо заметить, что еще один шанс у Бодмеров (хотя я не уверен насколько капитан Бодмер советовался с инженером Бодмером по поводу практических шагов в ходе переговоров) все же был. Император Александр I лично приказал продолжать переговоры.

Однако Бодмер не был склонен к настоящим уступкам. Его следующим предложением было следующее: русские уплачивают половину запрошенной суммы (т.е. 12, 5 тыс. дукатов) в качестве аванса, Бодмер оставляет модель орудия в залог и едет в Швейцарию, где на заводе брата будут изготовлены части орудия, вызывающие наибольшия сомнения, в т.ч. затвор, для демонстрации. Изготовление этих образцов стоилo бы России 800 дукатов сверх исходно запрошенной суммы, а после принятия орудия на вооружения была бы выплачена вторая половина исходно запрашиваемой суммы (12,5 тыс. дукатов). Для пущей убедительности Бодмер заявил, что мог бы продать это изобретение французам или англичанам, но им движет любовь к России. На самом деле он пытался продать его французам в 1810 году, но получил отказ.

Эта настойчивость окончательно сгубила проект Бодмера. Ему наотрез отказали, выдали 200 дукатов и курьерскую подорожную, и отправили восвояси.

Понимая всю логичность и обоснованность решения при тех обстоятельствах, хочется все же подумать о том, как сложилось бы Бородинское сражение, если бы по наступающим французам с Курганной батареи ударили орудия, позволяющие вести прицельный и очень эффективный огонь по корпусу Евгения Богарне, когда тот еще только готовился к атаке. А с другой стороны - если бы бомбардировка из новых русских чудо-пушек оказалась удачной, то кто бы нам поведал о явлении св. Саввы Сторожевского, событии о котором вы несомненно знаете? Это на всякий случай, исключительно "если что".

Загадочная это штука - история. Никогда не поймешь - где подшустрить, а где отсидеться.

жизнеописания, 1812 год, военные науки_искусства_и_художества, история

Previous post Next post
Up