Несколько слов об отсутствии заповеди "Блаженны социальные реформаторы и прогрессисты…"

Aug 20, 2014 19:01

Вопрос, о котором пойдет речь в этой заметке, весьма интересен, но мне казалось, что несмотря на постоянное конъюнктурное обращение к нему различными персонажами на политической сцене, он уже отошел в прошлое как предмет общественного… эээ.. дискурса. Главной причиной так считать являлось то, что обе парадигмы, о которых пойдет речь в этой заметке теряют влияние на общественную мысль. Особенно быстро эта потеря происходит в Европе.

Однако недавнее обсуждение этого вопроса, которое оказалось неожиданно острым и активным, свидетелем которого я стал, убедило меня, что в России этот вопрос все еще актуален, поэтому и я решил инвестировать в его обсуждение свои две копейки.

Речь идет о декларируемом некоторыми сходстве между христианством и социализмом/коммунизмом. Идея эта весьма старая, уходящая корнями в 19 век, развиваемая многими социалистами и богословами 20 века (в т.ч. тем самым ренегатом Каутским). Выдать товарищу Иисусу Христову партбилет с номером один являлось мечтой многих политических движений, хотя к большому для них сожалению, неосуществимой.

Разумеется, поговорить об этом невозможно в рамках одной жэжэшной заметки. Поэтому я сосредоточусь на одном-единственном аспекте этого вопроса: Правда ли, что «Моральный кодекс строителя коммунизма» есть не что иное как переложение Десятословия (десяти заповедей Божиих) и/или Евангельских блаженств? Именно такую параллель стремятся в нашу постмодернистскую эпоху провести некоторые политические деятели России, в т.ч. и текущее руководство КПРФ.



Краткий ответ на этот вопрос звучит так: Нет, это не правда. Давайте посмотрим, почему же так. Безмятежная жизнь на земле не является целью христиан. Более того, есть прямые указания в Евангелии на то, что т.н. социальная справедливость в мире не восторжествует («…нищих всегда имеете с собою» Мк 14:7).




Можно возразить, что еще с древних времен среди христиан возникло учение о хилиазме, которое в разных формах то набирало популярность, то угасало. Сущность этой идеи в том, что Христос придет на землю еще до кончины мира и Его тысячелетнее царство будет веком земного блаженства. Но даже хилиастические воззрения, включающие вполне чувственные наслаждения и радости (не все сторонники хилиазма считали это необходимой частью тысячелетнего царствования Христа на земле), были основаны на том, что это состояние человеческого общества возникнет благодаря Христу, а не социальной борьбе.

Сказанное не значит, что стремление к организации общества, которая минимизирует страдание, является непременно нехристианским или антихристианским. Все зависит от мотивации, представлений о том, что такое страдание, понятий о допустимых методах и многого другого. Так, реформу уголовного кодекса с целью исключить смертную казнь за кражу куска хлеба можно счесть вполне христианской, а реформу за отмену ответственности за педофилию или детскую эвтаназию таковой счесть невозможно.

После того, как все необходимые заявления общего характера сделаны, перейдем к анализу предполагаемого сходства между «Моральным кодексом строителя коммунизма» (далее МК) десяти Заповедей Божиих (ДЗ) и Заповедей блаженств (ЗБ).

Для удобства сравнения помещаю здесь все три текста.

Десять заповедей
1. Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Заповеди блаженства
1. Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное.
2. Блажени плачущии, яко тии утешатся.
3. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.
4. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
5. Блажени милостивии, яко тии помилованы будут.
6. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
7. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
8. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное.
9. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.
(Мф. 5:3-5:12; Нумерации в евангельском тексте нет. Она добавлена здесь исключительно для удобства сравнения.)

Моральный кодекс строителя коммунизма
1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.
2. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.
3. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
4. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.
5. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.
6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
7. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
8. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.
9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.
10. Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
11. Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
12. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

Сразу заметно, что МК заимствует из Заповедей очень избирательно. Так, первые четыре из ДЗ - об отношениях между Богом и человеком. Их нет и не может быть в МК, хотя в первой заповеди МК в наличии попытка заменить Бога коммунизмом, что подтверждает кардинальное различие между христианском и коммунизмом. Для христиан Бог есть единственный Сущий, сотворивший мир и являющийся источником блага. Коммунизм даже и для коммунистов есть продукт человеческого ума.

Между остальными заповедями, действительно, можно провести параллели. Но они остаются всего лишь параллелями; заповеди МК заимствуют от некоторых из ДЗ, но тоже весьма выборочно. Так, в МК нет даже аналогии заповеди «Не убий».

В МК совсем не звучит седьмая из ДЗ, которую заменяют «взаимное уважение в семье» и «нравственная чистота» (заповеди 7я и 8я МК), т.е. понятия, которые можно трактовать очень расширительно.

Совсем не звучит в МК и 10я из Десяти заповедей, поскольку она подразумевает наличие частной собственности. МК говорит только о заботе по сохранению и умножению собственности общественной (заповедь 3я МК).

Характерным является также соотношение 5й заповеди ДЗ и 8й заповеди МК. С одной стороны “Почитай отца твоего и мать твою”. С другой “Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей”. В первом случае подразумевается естественность процесса заботы о детях, который не нуждается в особом регулировании. Во втором такой надежды уже нет; авторы полагают, что если соответствующие разъяснения не поступят, то жизнь прекратится, что находится вполне в русле общественных предтавлений того времени. “Устав о примерном пирогов печении” совершил героический великий поход из сатирической литературы в повседневность.

Мне кажется, что этих немногих различий вполне достаточно, чтобы убедиться - заповеди Божии и Моральный кодекс строителя коммунизма отличаются весьма поверхностным сходством.

Посмотрим теперь на Блаженства Евангельские. Некто утверждал, что «Моральный кодекс» был списан с Нагорной проповеди, сердцевиной которой можно считать Заповеди блаженства. А так ли это?

Совсем не так. МК является выражением идеологии, основанной на стремлении достичь счастливого будущего усилиями человека. Это естественно, поскольку частью той же самой идеологии является последовательный материализм, исключающий вмешательство Бога в прогресс человечества, выраженный, например, в словах известной песни «…ни бог, ни царь и не герой». В противоположность этому Царство Небесное, о котором идет речь в Блаженствах Евангельских не от мира сего. С одной стороны речь идет о «рае на земле», с другой - о «мзде на небесех».



Можно возразить, что в МК не идет речь о рае на земле. Но МК есть часть Программы КПСС, включающей описание коммунистического общества. Оно, по мнению авторов программы, отличается полным социальным равенством и всесторонним развитием талантов и нравственных качеств людей, где общественное богатство польется полным потоком и осуществится принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям» в результате внутренней потребности людей к труду на благо общества и гармоничного добровольного взаимодействия всех ячеек единого хозяйства. Такое общество вполне можно характеризовать понятием «земной рай», о котором абсолютно ничего не говорится в Заповедях блаженства.

Коммунизм предполагалось строить, опираясь на принцип материальной заинтересованности. Сам же он включал в себя «полное и всеобъемлющее удовлетворение растущих материальных и культурных потребностей человека» (все цитаты о коммунизме взяты из Программы КПСС образца 1961 года). Разве Заповеди блаженства останавливаются на этих предметах? Какие растущие культурные потребности могут быть у «нищих духом»? А не подразумевают ли заповеди 8я и 9я, что несправедливость будет продолжать существовать (Блажени изгнани правды ради… Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради…)? Не говорят ли о том же 2я (Блажени плачущии...) и 4я (Блажени алчущии и жаждущии правды…)? Как такое может соотносится с обществом, которое строят адепты "Морального кодекса"?

Посмотрим на детали словоупотребления сравниваемых текстов. В «Моральном кодексе» три раза использовано слово «нетерпимость» (заповеди MK 4я, 10я и 11я) и один раз «непримиримость» (9я заповедь МК). В Заповедях блаженства речь идет о чем-то вполне отличном от непримиримости. Сравним:
Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное.
Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради.

Есть ли в МК упоминание о «кротких» и «нищих духом»? Нет, напротив есть утверждение о духовном богатстве человека коммунистического общества.

В Блаженствах Евангельских, напротив, нет заповедей о непримиримости к врагам Бога или о необходимости крепить дружбу христианских общин (сравним с 10й, 11й и 12й заповедями МК). В Блаженствах Евангельских речь идет не о социальной функции, а о человеке; о том, каков должен быть он сам, что он лично должен делать для того, чтобы… построить бесклассовое общество? Нет, для того, чтобы обрести блаженство. И если человек будет именно таким, то будет и любовь ко всем людям и братство с другими христианами.

Поэтому независимо от того, как мы относимся к революциям, социальному реформаторству и консерватизму, а также к самой идее существования прогресса общества, утверждение о сколь-нибудь существенной связи между «Моральным кодексом строителя коммунизма» и Божиими Заповедями нельзя счесть достаточно серьезной. Вполне вероятно, что «Моральный кодекс» написан так, чтобы выглядеть сходно с ними. Но независимо от того, каков был план авторов, результат получился такой же «как всегда».

церковь и общество, история, вот ведь какая загогулина получается, книги, добрый доктор ухоглаз, социальность как она есть, споры, поток сознания

Previous post Next post
Up