Диктатура пролетариата. Суды (2)

Feb 09, 2022 09:52

В первую очередь, представляют интерес те элементы диктатуры пролетариата, которые исчезли после ХХ съезда

Законодательное оформление принципов советского судоустройства и судопроизводства в период НЭПа

Проведению судебной реформы в 1922 г. способствовали следующие события: окончание гражданской войны, переход от политики военного коммунизма к новой экономической политике, развитие системы органов юстиции, укрепление социалистической законности.

Завершение гражданской войны способствовало перестройке судебных органов «на еще более демократических основах», сокращению внесудебных репрессий, изданию кодексов вместо множества декретов1

Большое значение для дальнейшего развития судебной системы имела проводимая в 1922 г. кодификация законодательства. 26 мая 1922 г. в РСФСР был принят Уголовный кодекс, который основывался на действовавших в предыдущие годы законах. В кодексе устанавливались общие начала применения наказания, четко определялся круг преступных деяний, род и виды наказаний, меры социальной защиты, порядок отбывания наказания. В связи с развитием частноправовых отношений возникала необходимость в их законодательном регулировании. 31 октября 1922 г. был принят первый советский Гражданский кодекс, который стал основным нормативно-правовым актом, регулировавшим имущественные отношения. Наряду с материальными нормами, кодификации подверглись и процессуальные нормы права. Первый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР был принят вместе с Уголовным кодексом РСФСР, но вступил в силу с 1 июля 1922 г. В нем гарантировалось соблюдение судебными органами принципа законности и защиты от внесудебных репрессий. В УПК РСФСР определялись стадии уголовного процесса, основания для возбуждения и прекращения дел, порядок судопроизводства. В связи с совершенствованием судебной системы и принятием Положения о судоустройстве РСФСР от 31 октября 1922 г. 15 февраля 1923 г. ВЦИК принял новый Уголовно- процессуальный кодекс РСФСР. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР был принят 10 июля 1923 г. В нем были регламентированы все стадии гражданского процесса: устанавливался порядок предъявления иска, возбуждения дела, порядок судебного заседания, исполнения решения, определялся перечень прав и обязанностей всех лиц, участвовавших в деле.

К концу 1922 г. существовали две системы судебных органов:[Spoiler (click to open)] общие суды, состоявшие из народных судов, губернского совета народных судей и Высшего судебного контроля и специальные суды, состоявшие из революционных трибуналов и Верховного революционного трибунала. В связи с переходом к мирному строительству отпадала необходимость в таком чрезвычайном органе, как ВЧК. Декретом ВЦИК от 6 февраля 1922 г. ВЧК и ее местные органы были упразднены. Все дела о преступлениях подлежали рассмотрению в революционных трибуналах и народных судах. Вместо ВЧК было образовано Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД под председательством наркома или назначаемого СНК его заместителя. В первую очередь ставилась цель перейти от чрезвычайных методов к нормальной системе законности. Однако ЧК сохраняла свои полномочия и использовала их в борьбе с преступностью1. В местностях, объявленных на военном положении, ЧК могла применить любую меру наказания по трем категориям уголовных дел: 1) шпионаж, 2) бандитизм, 3) участие в открытом вооруженном восстании2. После передачи полномочий ВЧК Государственному политическому управлению (ГПУ), оно стало проводить борьбу со шпионажем, бандитизмом, подавлять контрреволюционные выступления; ему поручалась охрана транспортных коммуникаций и границ страны, а также расследование всех государственных преступлений. При осуществлении своих полномочий органам ГПУ предоставлялось право производить обыски, выемки и аресты. В.Н. Бабенко отмечает, что в состав ГПУ и, находившихся в их подчинении, политических отделов входили Особые отделы, которые боролись с преступлениями в армии, а также Транспортные отделы, боровшиеся с контрреволюцией на транспорте1.
ГПУ не являлось чрезвычайным органом, напротив, оно стало составной частью государственного аппарата управления. В связи с образованием СССР было создано Объединенное Государственное политическое управление при СНК СССР. Председатель ОГПУ и его заместитель назначались Президиумом ЦИК СССР. ОГПУ через своих уполномоченных при ГПУ союзных республик руководило местными территориальными органами государственной безопасности. В соответствии с Декретом ЦИК СССР «Положение об объединенном государственном политическом управлении СССР и его органах» от 15 ноября 1923 г. к полномочиям ОГПУ было отнесено объединение и координация республиканских ГПУ по борьбе с контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом, а также обеспечение охраны революционного порядка. Права и обязанности органов ОГПУ регламентировались в Конституции СССР 1924 г. Надзор за законностью деятельности ОГПУ осуществлял прокурор Верховного Суда СССР. На основании «Положения о судоустройстве РСФСР», утвержденном ВЦИК 31 октября 1922 г., система судебных органов была изменена в соответствии с новыми условиями развития общества. В данном нормативном правовом акте были сформулированы основные цели реформирования судебной системы и определены задачи советских судов: 1) ограждение завоеваний революции от классовых врагов; 2) обеспечение охраны интересов государства, прав трудящихся и их объединений. В соответствии с данным Положением была создана следующая система судебных органов: народный суд в составе одного народного судьи или народный суд, состоявший из постоянного народного судьи и двух народных заседателей; губернский суд; Верховный суд РСФСР и его коллегии. В Положении указывалось, что для рассмотрения особо сложных категорий дел учреждались специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, особые трудовые сессии народных судов, земельные комиссии и арбитражные комиссии. Верховный трибунал и губернские революционные трибуналы были ликвидированы. В качестве высшей инстанции в системе судов общей юрисдикции был Верховный суд РСФСР. Основные функции Верховного суда были определены в Положении о судоустройстве. В первую очередь Верховный суд являлся единым надзорным и руководящим судебным органом для судов общей и специальной юрисдикции. Ему передавались гражданские и уголовные дела «особой государственной важности». Прежде всего, такая подсудность объяснялась отсутствием в местных народных судах высококвалифицированных судебных работников. Недостаточные опыт и компетенция народных судей не позволяли им решать дела особой
сложности и важности. В кассационном порядке Верховный суд рассматривал решения и приговоры, принятые губернскими судами. Верховный суд РСФСР действовал в составе Президиума, Пленума, кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам, судебной коллегии, военной и военно-транспортной коллегии, дисциплинарной коллегии. Назначение и отстранение от должности Председателя и членов Верховного суда осуществлялось исключительно Президиумом ВЦИК. В состав Президиума Верховного суда входили председатель Верховного суда, его заместитель, руководители коллегий Верховного суда и прокурор Верховного суда. Президиум Верховного суда выполнял функции внутреннего управления и осуществлял надзор за деятельностью судебных учреждений

В Верховном суде РСФСР работало 32 судебных работника. Их социальный состав был следующим: 13 человек (40,7%) были представителями рабочих, 17 человек (53%) - служащими и интеллигентами и 2 человека (6,3%) являлись крестьянами. Из них: высшее образование имели 11 человек (34,4%), низшее и домашнее образование - 21 человек (65,6%). По партийной принадлежности - все члены Верховного суда состояли в ВКП(б)1. В 1923 г. Верховный суд РСФСР, в качестве суда первой инстанции, рассмотрел дела в отношении 758 человек, из которых 116 человек (15,3%) были оправданы, 642 человек (84,7%) - осуждены. Во втором полугодии 1923 г. Кассационная коллегия по уголовным делам Верховного суда рассмотрела 361 дело в отношении лиц, осужденных к высшей мере наказания. Из них по 151 делу был применен расстрел, по 187 делам были назначены другие виды наказания

Вторую ступень в иерархии общих судебных органов занимал губернский суд. В соответствии с Положением о судоустройстве, к полномочиям губернского суда относилось: рассмотрение гражданских и уголовных дел, связанных с особо опасными преступлениями; надзор за деятельностью подведомственных ему народных судов; рассмотрение кассационных жалоб и протестов прокурора на решения народных судов и частных жалоб на их определения. Губернский суд состоял из бывших членов губернского совета народных судей и губернского революционного трибунала и имел компетенцию этих упраздненных учреждений2. Губернский суд осуществлял свою деятельность в составе пленума, уголовного и гражданского отделов, дисциплинарной коллегии. С 1924 г. в составе губернского суда в качестве органа судебного управления был учрежден президиум. Пленарные заседания проводились в присутствии всех членов губернского суда. Пленум рассматривал вопросы судебного управления: определение границ и числа участков народного суда; перемещение
народных судей в пределах подведомственного губернскому суду района; рассмотрение отчетности народных судей по докладам отдельных членов губернского суда; возбуждение дисциплинарной ответственности против народных судей и членов губернского суда. Пленум осуществлял функции по толкованию действовавших законов.

Уголовный отдел губернского суда действовал в составе заведующего отделом, являвшегося заместителем председателя губернского суда, и шести постоянных членов. Уголовный отдел делился на кассационно-уголовное и уголовное отделение. Кассационное отделение состояло из заведующего и трех постоянных членов губернского суда. Заседания уголовного отделения проходили в составе постоянного члена губернского суда и двух народных заседателей. Состав и порядок работы гражданского отдела губернского суда были такими же, как и в уголовном отделе. Дисциплинарная коллегия состояла из трех членов губернского суда, одним из которых являлся председатель губернского суда или его заместитель.

Подсудность губернского суда распространялась на уголовные дела о контрреволюционных и должностных преступлениях, преступлениях против жизни и здоровья, на дела об изнасилованиях и некоторых имущественных преступлениях. Губернский суд рассматривал гражданские дела по искам, цена которых превышала 500 рублей, по искам к государственным органам и должностным лицам, дела о нарушениях авторского права. Губернский суд состоял из председателя и двух его заместителей, 12 постоянных членов губернского суда и губернских народных заседателей. Председателем губернского суда или его заместителем мог стать гражданин, имевший опыт работы в должности народного судьи или члена революционного трибунала не менее 3 лет; членом губернского суда - не менее 2 лет. Председатель, его заместители и члены губернского суда избирались губернским исполнительным комитетом и утверждались Народным комиссаром юстиции сроком на один год.

В соответствии с Положением о судоустройстве 31 октября 1922 г. основной ячейкой судебной системы являлся народный суд. Выделялось два судебных учреждения в пределах уездного или городского района: 1) народный суд в составе постоянного народного судьи и 2) народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей. Народные судьи избирались и отстранялись от должности губернскими исполкомами советов на один год. К кандидатам в народные судьи закон предъявлял ряд требований. Народным судьей мог быть гражданин:
1) не опороченный по суду;
2) обладавший избирательными правами;
3) имевший срок трудового стажа - не менее 2 лет в рабоче-крестьянских общественных, профессиональных или партийных рабочих организациях или не менее 3 лет в органах юстиции, на должности не ниже народного следователя.

В связи с этим в состав народных судей на начало 1923 г. по 46 губерниям и областям входили: рабочие и ремесленники составлявшие 26,5%, крестьяне - 49,5%, служащие - 24 %. 60% народных судей являлись членами РКП(б)2.

Народными заседателями могли избираться все трудящиеся, независимо от пола. При этом, устанавливались существенные ограничения по классовому составу: 50% должны были избираться от рабочих; 35% - от волостей и селений; 15% - от воинских частей

К специальным судам относились также земельные и арбитражные комиссии. Земельные комиссии создавались для разрешения споров о земле; арбитражные комиссии - для разрешения имущественных споров между государственными органами. Земельные комиссии были образованы в соответствии с Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке рассмотрения земельных споров» от 24 мая 1922 г. Члены земельных комиссий обладали правами народных судей

Для подготовки профессиональных судей в ряде регионов начали функционировать юридические курсы с более длительным сроком обучения. Для судей организовывались лекции и проводились кружки на правовые темы1. С целью повышения квалификации юридических работников на местах, 22 декабря 1922 г. было принято Постановление СНК об открытии краткосрочных курсов во всех губерниях.

Объединение в 1922 г. советских социалистических республик в единый Советский Союз вызывало необходимость в установлении единой законности на территории всего государства. Договором об образовании Союза Советских Социалистических Республик, заключенном 30 декабря 1922 г. на I Съезде Советов СССР, к ведению Союза ССР было отнесено установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданское и уголовное союзное законодательство.

На дальнейшее развитие судебной системы страны определенное влияние оказало экономическое районирование, которое в свою очередь было связано с развитием индустриализации страны и коллективизацией сельского хозяйства. С 1925 г. вместо губерний создавались края (области) и округа. В результате районирования к 1928 г. в России было образовано 5 краев и крупных областей, 32 области на правах губернии и более 100уездов

В 20-е гг. XX в. существовали и другие административные органы,наделенные судебными полномочиями:
- дисциплинарные суды;
- товарищеские суды на предприятиях;
- примирительные камеры при сельских советах;
- комиссии по делам несовершеннолетних при городских, уездных и губернских отделах образования;
- примирительно-конфликтные комиссии по жилищным делам

В период становления и развития советского судоустройства и судопроизводства большое значение уделялось воспитательной функции суда. А.Я. Вышинский выделял два основных направления советской судебной системы: во-первых, по линии подавления классового врага; во-вторых, по линии укрепления общественно-трудовой дисциплины и правового воспитания трудящихся1.
[Вышинский А.Я. Очерки по судоустройству в СССР. М.,1934. С. 45]

Циркуляр НКЮ No 86 от 25 сентября 1922 г. признал чрезвычайный рост дел о взяточничестве. В целях придания борьбе со взяточничеством характера массовой кампании предлагалось при каждом народном суде выделить специальную камеру, где могли рассматриваться наиболее крупные дела по взяточничеству. В 1923-1924 гг. дела о взяточничестве составляли 52% из всех дел, рассматриваемых Верховным судом РСФСР2.


Источник

НЭП, Советы, диктатура пролетариата

Previous post Next post
Up