По мотивам
поста dancheg Я вот что хочу сказать. В СССР был культ высшего образования, но оно по понятным причинам было доступно не всем. Когда настало время тотальной коррупции и возник рынок образования, он стал предлагать заветные корочки, не требуя наличия способностей и затрат сил. ВО стало доступно почти всем, его иметь стало нормой, оно потеряло элитарность. Секретарь-референт? Только с высшим образованием! А раз даже секретарша теперь с высшим образованием, как программисту без него? Где же готовить программистов, как не в ВУЗах? В ПТУ и техникумах, которые официально называются лицеями и колледжами, а неофициально и пренебрежительно шарагами? Но нет, программист - это не телемастер и не слесарь-наладчик.
Но если подумать, то специальность программиста не так уж и сложна и не требует фундаментальных знаний. Научиться ремонтировать ламповый телевизор вряд ли легче, чем выучить PHP, уже зная школьный Бейсик. Лет 30 назад к программистам были другие требования, они писали программы для научного и инженерного применения, должны были понимать, как работают эти пожиратели перфокарт на физическом уровне. Но сейчас решать задачи написания прикладного ПО можно и без фундаментальных знаний, стало быть, подготовка программиста - это уровень среднего специального образования. Почему же их не готовят в шарагах? Да просто шараги - это ниже плинтуса по статусу и знаниям.
Было бы интересно, если бы кто-нибудь попробовал открыть колледж без коррупции и шаражной аттрибутики вроде распития водки во время занятий, где бы за 2 года студенты получали полноценные специальности: программист Java, сетевой администратор, администратор Unix и т. д. При подобающем уровне от желающих не было бы отбоя.
Ну а ВО нужно для подготовки инженеров. Если человек имеет желание и способности стать не просто программистом или админом, а архитектором ПО или инженером в области управления IT-инфраструктурой, то эти специальности должен давать уже ВУЗ, т. к. они требуют не только практических навыков, но и общей эрудиции. Высшее образование должно включать в себя то, что не относится непосредственно к получаемой специальности, но расширяет кругозор, а это и философия, и история, и психология.
Нынешняя постсоветская система образования не рассчитана на ступенчатое получение профессионального образования и на полноценное получение новых специальностей. А переход на ебалонскую систему, отменяющую заочное обучение и возможность получения второго высшего образования, забивает последний гвоздь в крышку гроба, куда положили образование в бСССР.