Ребята, с университетами, которые обучают программистов, совсем беда. Давайте только без причитаний и плача, а спокойно рассмотрим факты. Я не буду делать предложений, рассмотрю только факты, которыми характеризуется текущая обстановка.
Любой опытный работодатель знает, что на данный момент уже давно нет никакой корреляции между оценками в дипломе и реальными знаниями студента. Самое страшное, что сейчас даже нет корреляции между наличием(!) диплома и качеством начинающего программиста. Бывают отличные ребята без профильного высшего образования и бывают зубрилки с дипломом, ценность которых в рабочем коллективе стремится к нулю с левой стороны. То есть диплом сейчас не позволяет сделать ровно никаких выводов о человеке, потому у программистов дипломы только пылятся.
Не секрет, что из любой параллели на кафедре программирования становятся программистами человека 4-5, не более. А диплом получают все 40. Откуда тогда быть корреляции?
Преподавателей одних винить не надо, они тоже в незавидном положении. С одной стороны преподаватель зажат учебными планами и администрацией, с другой - (важно!) тотально немотивированными студентами. Знаете, почему преподаватели на поточных лекциях не могут позволить себе раздать распечатанные конспекты лекции и рассказывать тему без этого "лекционного диктанта"? Да потому что иначе удержать аудиторию в спокойствии и внимании к предмету невозможно. Сами предметы значительной части аудитории настолько неинтересны, что они будут заниматься чем угодно, только не слушанием лекции.
Проблему вроде как уже начали решать, организовали IT-лабораторию: представители бизнеса собирали из нескольких параллелей то самое мотивированное ядро студентов, которые в будущем собираются работать по специальности, и обучают их в этой импровизированной группе, без всего этого балласта, который поступил "на компьютерный", чтобы родителей порадовать. Результат получается отличным, опыт IT-лаборатории оказался успешным, сам лично видел быстрый рост навыков студентов в этой группе, все сейчас трудоустроены по специальности.
Но в конце концов и представители бизнеса и сама эта группа студентов задаются вопросом: а зачем нам в этой схеме университет? 4 стены и компьютеры? Так это и так имеется. Занятия проходят в свободное время (кстати, реальная проверка мотивированности этих студентов). Ответ на этот вопрос оказывается не в пользу университета. И уже сейчас появляются фирмы, которые просто берут студентов на пол-дня и делают из них зондеркоманды без всяких университетов.
Тогда и студенты и даже абитуриенты начинают задаваться вопросом: а зачем мне университет? Корочка в реальной карьере не понадобится (смотри выше). Не лучше ли весь день проводить в коллективе опытных программистов, которые подскажут какие лучше книги прочитать, обучат как "древним" основам, так и современным технологиям (что, к слову, для бизнеса крайне выгодно)?
Вроде бы у нас есть отличный ответ на этот вопрос: "Университет должен давать знания, которые не устаревают". Эта невероятно удачная формула достойна отлитию в бронзе во дворе университета. Это легко запоминающаяся фраза-теглайн, четко показывающая нишу университета на рынке знаний. Такая позиция легко входит в голову студентам, их родителям, работодателям и преподавателям с администрацией. И самое главное, в этой области проблемы у наших университетов только количественные, а не качественные. Тут подкрутить, там подправить и будет университет оправдывать 4 года жизни и деньги как минимум на крепкую четверку.
Но и в этой сфере нашим университетам теперь наступают на пятки. В 2012 году ведущие университеты мира (MIT, Berkeley, Harvard, Stanford etc.) запустили большие и серьезные программы по обучению техническим специальностям без приезда в студенческий кампус. Рядом технических и психологических решений они устранили проблемы удаленного обучения, выстроили систему мотивации и подачу материала так, что учиться в них удаленно стало реально интересно. И результативность там выше по ряду причин. Самое главное, стоить это будет дешевле(!), чем 4-х летнее обучение в местных университетах. Вот сравните, средний курс обучения в ведущем зарубежном университете стоит примерно $5000, а проживание в их кампусе - $120000 за 4 года, как вам разница?
Более того, за счет обучения тысяч студентов за один поток, цена снижается до уровня не только сравнимого, но о более дешевого, чем цены контракта в наших местных университетах. Диплом КР с военным билетом зарубежные университеты, конечно, не смогут выдать. А вот сертификат от MIT/Berkeley/Harvard/Stanford после сдачи очного экзамена через Pearson VUE - вполне. А если и этот сертификат не нужен, то обучение и вовсе бесплатное.
И ведь смотрите какая штука. От средне-мирового уровня наши университеты ни разу не отстают, это правда! У наших университетов отличное наследие и раньше этого было достаточно, чтобы держаться на плаву. Проблема в том, что они сильно отстают от ведущих, топовых университетов мира: MIT, Stanford, Harward, Berkeley. А последние в 2012 году явочным порядком вступили в прямую(!) конкуренцию с нашими университетами. И ни государственными границами, ни лицензиями минобраза от них уже не отгородиться
Повезло то, что сейчас реальными клиентами университетов - лицами, принимающими решение - являются родители абитуриентов, которые пока еще из того поколения, которому без "корочки" жить страшно. А детей растить еще страшнее. Так что некоторый запас времени нашим университетам такая инертность родителей дает. Но вопрос "зачем мне поступать в местный университет, если я собираюсь стать программистом?" встает на повестке дня и от него уже не отмахнуться.
И так, зачем молодому человеку, начинающему программисту, поступать в местные университеты, если корочка ему точно не понадобится, а фундаментальные знания даст лучший университет в мире за меньшие деньги или бесплатно?
Армия? Ну не смешите, если универ реально ставит себя, как учреждение, которое защищает от армии, то недолго ему жить. Тем более, что откуп от армии у нас уже узаконен: 18 тысяч сом, что даже дешевле, чем первый год обучения.
Связи? Да да, многие воспринимают университет именно как всего средство наработки связей с "нужными" людьми, эдакий тусовочный клуб для попадания в тусовку "илиты". К сожалению для многих, программисты - это не юристы, для поиска работы блат не нужен, нужны только мозги и скилл. Более того, те, кому нужны реальные знания - будут постепенно уходить из местных университетов, а ведь именно они будут определять индустрию в будущем. И останутся "ушлые тусовщики", хотящие связей, в клубе с самими собой, на унылых парах. И связей полезных не будет, и время зазря потеряют
Что с этим делать? Не знаю, простите. Проблема усугубляющаяся, сама по себе не решится, в домике отсидеться не получится. Какую нишу искать местным университетам, обучающим программированию - вопрос всем нам: и преподавателям и работодателям и студентам.
Начнется все с кафедр программирования. Постепенно начнет угасать поток студентов на эти специальности. Какие еще специальности это охватит - пока неясно, но уж точно не врачей. Так что мы пока одиноки перед лицом нового мирового порядка в образовании. Чего делать-то будем?