Вступление
Когда сериал "Слуга народа" вышел на украинском ТВ в далёком 2015 году, я его проигнорировал. Обратиться к нему меня не заставило даже превращение актёра из сериала, где он стал президентом, в президента настоящего. Тот факт, что в реальности всё получилось немного не так, как по телевизору, опустим - на то он и телевизор. Игнорировал я и сериал "Последний министр", когда он вышел на Кинопоиске в этом году, который называли нашим ответом "Слуге народа". Почему игнорировал? Скептицизм в отношении кинопроизводства на территории нашей бывшей общей Родины побороть тяжело, особенно когда рынок подкидывает тебе всё новые и новые поводы не выбрасывать залежавшиеся помидоры и яйца. Но когда пандемический застой, апатия и нехватка острых ощущений взяли за жабры, я решил их сравнить.
Несмотря на то, что оба сериала эксплуатируют одну и ту же тему, щедро подмешивая туда изрядную долю художественного вымысла и черпая вдохновение в британской телесатире 80-х "Да, господин министр", наполнение разводит их едва ли не в противоположные стороны, делая главных героев лютыми идеологическими противниками. Каждый из героев в начале своей сюжетной линии находится не на своём месте и по-своему заставляет сопереживать в предвкушении того, что с ними сделает государственная машина, в которую каждый из них сунул кое-что покрупнее пальцев. Я про головы, если что.
Главные герои
Интересные вещи можно заметить даже сопоставляя их личности. "Последним министром" у нас стал Евгений Тихомиров (Ян Цапник), воплощение своей эпохи, "идиот, причем клинический", но не простой, а из правящей элиты (хоть и далеко не первого эшелона). Если бы на должность министра нужно было резюме, то в своём Тихомиров бы отметил криминальное прошлое из 90-х, купленный диплом о высшем образовании и неудачное мэрство в маленьком городке Малая Пышма, куда герой отправился за большой мечтой и большим баблом. Но вместо мечты случился факап и герой был предан политическому забвению... нет, не на нарах, а в своём особняке на Рублёвке (что тонко намекает на то, что без денег его не оставили). На своём посту он оказался благодаря своей принадлежности к чиновничьему классу, фанатичному нежеланию видеть дальше собственного носа и (счастливой?) случайности в виде смерти своего предшественника, который был посажен в министерское кресло едва ли не при Советах, да так и оставлен там. То ли корни пускать, то ли слюни.
Со стороны "Слуги народа" мы видим интеллигентного, но простого, как три копейки, учителя истории с говорящей фамилией Голобородько (Владимир Зеленский). Он старается жить по совести и поэтому делает это в квартире родителей, ибо свою недвижимость оставил после развода жене. При помощи харизмы и крепкого непечатного слова он сумел завоевать народную любовь и, под тихое сопение заскучавших олигархов, пробиться в президентское кресло. Уверен, даже писатели-фантасты до такого бы не додумались.Идеалист и новичок в системе, которая всё это время не замечала его в упор, а заметив, захотела сожрать. В общем, просто Штольц из “Обломова” - собирательный образ всех добродетелей, без единого порока, с моральным компасом, смотрящим строго куда надо, совершенно сказочный персонаж.
На подхвате
Команды у героев тоже подобрались под стать. Тихомирова окружают "матёрые профессионалы" во главе с Нечаевой - первым замом министра, тайным кукловодом, которая давно варится в этом котле и неимоверно устала от политики, людей и "вот этого вот всего", но вертит это самое “всё” на всём, что придётся. За невинность и веру в светлое будущее отвечает только юная практикантка, но и она со временем проникается идеей того, что страну, конечно, удивлять надо, но не на пустой же желудок. Остальные давно смирились с правилами игры и существуют в кадре больше в качестве мебели.
Голобородько набрал себе сплошь таких же, как он сам: честных и отважных дилетантов с горящими глазами, которые скорее отгрызут себе руки, нежели позволят запустить их в казну. Тут у нас и министр обороны, живущий едва ли не в землянке, и бывшая жена - глава нацбанка (и вовсе не потому что бывшая), глава СБУ-экспат из Армении, насчёт которого добрую половину первого сезона все возмущаются "почему не грузин" и так далее. По условной грани добра и зла ходит сестра героя, которая точно знает, зачем люди идут во власть, да отец с биполярочкой, который сына-президента то любит, то поносит.
Сеттинг
Если вознестись над толпой этих незнакомых лиц, то можно увидеть самое интересное: систему, в которой им предстоит существовать. Вроде бы, и там, и там у нас есть продажная пресса, двойные стандарты, подковёрная борьба и тайные кукловоды, но, при всём сходстве, есть одна тема, отношение к которой различается кардинально. Это процесс получения власти. И легитимизация этого процесса до кучи. В “Слуге народа” темы сменяемости власти, её (не)эффективности, борьбы с коррупцией и сепаратизмом (а также допустимости компромиссов в процессе) идут рефреном через весь сериал. Там же параллельно и рассуждается, что спасти страну от этих напастей может только многолетняя плодотворная работа большого количества честных людей, которые внезапно решили посвятить себя служению народу. Короче, все понимаю, что нужно чудо, но рук не опускают. Сепаратизм, как всегда, представлен парой шуток про Крым и противостоянием “восток-запад”, “русский язык- рiдна мова”, “наследие СССР - стремление в Европу”.
В “Последнем министре” ситуация кардинально иная. Там все эти вопросы существуют в вакууме: верховная власть представлена Площадью и Набережной, авторитет этого двуединого колосса незыблем, а могущество безгранично. Раздав посты, он молчаливо наблюдает как ненавидящие друг друга люди, словно гадюки, сплетаются в тугой клубок у его ног, в котором сложно отличить шкурный интерес одного от компромата на другого. Примечательна также сама тема выборов, которая подаётся как максимально неудобная. То “народ в Москве на выборы не загнать”, то ролик рекламный внезапно слишком на предвыборную агитацию смахивает. А в некоторых странах, как известно, несанкционированная агитация страшнее коррупции. Тут никто не надеется на чудо - все стремятся приспособиться. Чего только стоит эпизод с хомяком. Да и главный герой, прошу заметить, не президент, не премьер, а “всего лишь” министр. Да ещё и последний. Впрочем, снят был только один сезон сериала и у Тихомирова есть все шансы пойти по стопам своего британского “коллеги” из 80-х. Региональный сепаратизм существует в сериале как чутко спящий дракон: вроде бы, он никого не трогает, но все знают, что ближайший город к Москве после Питера - Лондон, а до остальной России из столицы надо три дня лесами добираться и футбольный клуб “Тень империи” из сериального Екатеринбурга за сборную играть не будет, хоть там все игроки этих ваших Месси с Рональду шапками закидать могут. Потому что, по их мнению, в Москве Россия какая-то неправильная.
Конфликт
Этот обзор был бы неполным, если бы в нём не было драмы. Вернее, конфликта. И если в “Слуге народа” всё понятно: есть олигархи, коррупционеры и нечестная конкуренция со стороны “партнёров”, которые не хотят видеть страну процветающей, богатой и счастливой, то “Последний министр” вынужден хитро лавировать между особенно острыми темами, чтобы слишком сильно никого не обидеть. Кроме, конечно, самой идеи народа как источника власти. Вместо антагонистов тут “конкуренты” и “обстоятельства”. Зато ни с тем, ни с другим у Тихомирова недостатка не возникает: природная тюфячность и номенклатурная виктимность просто концентрируют вокруг него неприятности в лица то соперничающих министерств, то бандитов, то спецслужб. Список, кстати, неполный. Возможно, потому что цель у него куда более скромная - на посту продержаться, да “страну удивлять”. Не “менять”. Не “спасать”. Именно “удивить” и “продержаться”. Возможно, сериал только раскачивается и основной конфликт ещё впереди. Если его не закроют.
Выводы
По технической части “Последний министр” бодро укладывает “Слугу народа” на обе лопатки - сериал снят добротно, на постпродакшне тоже не экономили, да и музыкальную тему записали такую, что хоть на звонок ставь. По сравнению с ним “Слуга народа” выглядит заметно беднее, даже принимая во внимание тот факт, что второй и третий сезоны значительно отличаются от первого в лучшую сторону.
Несмотря на то, что “Слуга народа” изо всех сил хочет быть ближе к реальности, он остаётся сказкой, где добро побеждает зло, а хорошие люди способны преодолеть все преграды с помощью благих намерений и честного труда. Это плохо? Безусловно нет. “Левиафаны” настолько укоренились в сознании масс по всему бывшему СССР, что иной раз именно старая-добрая сказка с почти диснеевским хэппи-эндом - это именно то, что нужно. Вот только не надо воспринимать сказку буквально.
“Последний министр” - это сатира, которую мы заслужили, отличный способ не просто время от времени посмеяться над собой, но и задуматься, а много ли мы знаем о том, как делаются дела в нашей стране? Вернее, удивиться тому, насколько редко мы об этом вообще думаем. Приключения Тихомирова не претендуют на документальность, но они, возможно, и против своей воли, выступают в роли отличного зеркала. Глядя в него мы будем корчить рожи, смеяться и дурачиться, но рано или поздно поймём, что мы не в комнате смеха… а у себя дома.
Послесловие
Оба этих сериала интересны, прежде всего тем, как они раскрывают менталитет тех людей, которые их снимали. И тех, для кого. Не понимаете о чём я? Последняя серии в каждом из 3 сезонов “Слуги народа” ответят на все возникшие вопросы красочнее любых слов. Очень, кстати, рекомендую перед всем этим глянуть и сериал “Да, господин министр” (с повышением до премьера) и фильм “Человек года” с Робином Уильямсом, чтобы полюбоваться на годные рефренсы.