ПРОЕКТ "ВРЕМЕНА ГОДА" (ТРИ СЕРИИ ХЕНДРИКА ГОЛЬЦИУСА)

Nov 08, 2013 16:14

Пять лет назад, когда я начал рубрику о временах года, я делал пост о голландце Гольциусе, представив всего лишь две картины из его цикла "Времена года". Как говорится, не прошло и три года (на самом деле, больше!), и я случайно попал на сайт Британского музея в Лондоне и открыл для себя Гольциуса во всем многообразии его графических работ и гравюр (на сайте музея представлено около тысячи (!) работ художника). Конечно, большинство из них - не оригиналы, выполненные гравером Гольциусом, а гравюры, сделанные другими мастерами гравирования после него. Но, в любом случае, они дают представление о творчестве художника. Так вот, о, чудо! на сайте я обнаружил не только третью картину к уже мною найденным двум (а "Лето" все-таки где-то затерялось!), но и полностью еще две серии рисунков "Времена года". Так что по праву помещаю Гольциуса вновь в этой рубрике, чтоб порадовать вас своими находками. По традиции напомню о самом художнике, хотя писал уже о нем не раз.

Хендрик Гольциус
Hendrick Goltzius

январь или февраль 1558, Лимбург - 1 января 1617, Харлем




Hendrick Goltzius Self-Portrait, detail from Bacchus, Venus and Ceres. 1606 г. The State Hermitage Museum, St. Petersburg

Нидерландский художник и гравер, представитель маньеризма.
Отец Хендрика, Ян Гольц II, был живописцем по стеклу, то есть витражистом, работал в основном в районах Нижнего Рейна. Сначала мальчик учился витражному искусству у отца, с 1575 года начал изучать гравировальное искусство. В 1574 году отец определил его в ученики к Дирку Волкертзону Корнхерту - не только известному граверу, но и выдающемуся философу, государственному деятелю и писателю. В то время Корнхерт жил близ Дуйсбурга в изгнании за выступления против испанского правления в Нидерландах. В 1577 году, после освобождения Харлема от испанцев, Гольциус вместе с учителем переехал в этот город. Свои ранние работы он подписывал именем Гольц или Голье, но позднее, следуя моде времени, выбрал латинский вариант - Гольциус.
В 21 год художник женился на богатой вдове, намного старшей его, и это дало Хендрику экономическую самостоятельность. Тем не менее, после десяти лет супружеской жизни, в 1590 году 32-летний Гольциус сбежал от нее и отправился путешествовать по Германии и Италии. Поводом для бегства стало стремление "поправить здоровье и излечиться от меланхолии, которую нагоняла болезнь". Друг художника и биограф Карел ван Мандер в своей книге пишет, что "по Италии он путешествовал инкогнито, дабы избежать бесконечных выражений восхищения со стороны друзей и поклонников".
В 1583 году вместе с коллегами и друзьями - Корнелисом Корнелиссеном ван Харлемом и Карелом ван Мандером, Гольциус организовывает Содружество, получившее название "Харлемская Академия живописи". В 1600 году художник возглавил эту Академию. С этого времени Гольциус практически перестал заниматься гравюрой, отдавая все силы работе у мольберта. Живописью художник стал заниматься очень поздно, но успел оставить ряд замечательных работ. Еще ребёнком он упал на горящие угли и изуродовал себе правую руку, впоследствии сделав блестящие графические этюды покалеченной руки. Поэтому в историю живописи Гольциус вошел, в первую очередь, как виртуозный мастер резцовой гравюры на меди, выполнивший не только собственные работы, но создавший гравюры с картин знаменитых в его время мастеров Бартоломеуса Спрангера, Корнелиса Харлемского и др. Всего художник создал более 350 работ в технике резцовой гравюры, около двух десятков цветных гравюр на дереве, живописные произведения и несколько сотен рисунков, по которым создавали гравюры мастера - его современники и гравёры следующего века. Только ученики Гольциуса - Я.Санредам, Я.Мюллер и др., выполнили около 500 гравюр по его рисункам.
С именем Гольциуса связано процветание искусства позднего маньеризма в Нидерландах. О его творчестве историки пишут: "Неистощимая фантазия в сочинении композиций, виртуозное владение резцом, напряженная отточенная линия, мастерская передача эффектов освещения, чувство декоративной игры драпировок, выразительные контрасты белого и черного - неизменные приметы лучших его работ". В Эрмитаже, например, хранится рисунок "Вакх, Венера и Церера", который выполнен кистью на загрунтованном холсте размером 2 х 1,7 м., причем штрихи, нанесенные кистью, имитируют линии резца. На втором плане художник написал автопортрет, который и представлен в начале материала.
Умер Хендрик Гольциус в предверии своего шестидесятилетия в новогоднюю ночь с 1616 на 1617 год.

Источники - Википедия и книга "Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год".



Недатированная серия
Вероятней всего, серия создана во времена учебы у Корнхерта и увлечения латынью, поскольку названия работ в каталоге Британского музея указаны на латинском языке.




Hendrick Goltzius The seasons: Ver (Весна).




Hendrick Goltzius The seasons: Aestas (Лето).




Hendrick Goltzius The seasons: Autumnus (Осень).




Hendrick Goltzius The seasons: Hyems (Зима).

1595 год
А в этой серии все же "Лето" где-то или еще найдено мной, или, увы, не сохранилось...




Hendrick Goltzius Four seasons: Spring. 1595 г. The British Museum, London




Hendrick Goltzius Four seasons: Autumn. 1595 г. The British Museum, London




Hendrick Goltzius Four seasons: Winter. 1595 г. The British Museum, London

1601 год




Hendrick Goltzius Four seasons. Plate 1: Spring. 1601 г. The British Museum, London




Hendrick Goltzius Four seasons. Plate 2: Summer. 1601 г. The British Museum, London




Hendrick Goltzius Four seasons. Plate 3: Autumn. 1601 г. The British Museum, London




Hendrick Goltzius Four seasons. Plate 4: Winter. 1601 г. The British Museum, London


времена года, Хендрик Гольциус, Голландия, тематические серии

Previous post Next post
Up