Сегодня расскажу о двух живописцах, которые были связаны с Россией и жили в Ливонии (нынешней Эстонии). Честно говоря, даже не знаю, относить их к эстонским художникам (по местожительству) или все же немецким (по происхождению)? Искусствоведы придумали хитрый ход, «обзывая» всех немцев, живших в Прибалтике - немецко-балтийскими художниками. Наверное, так придется написать и мне, но для начала предыстория возникновения этой темы.
Я не устаю повторять, что дневник мне порой дарит знакомства с очень интересными людьми, мало того потомками художников или тех людей, которые их знали. Два года назад я написал материал о художнике Иване Альбертовиче Пуни. И со мной на связь вышел Георгий Копытов - правнук адмирала Людвига Кербера и внук авиаконструктора Виктора Львовича (Людвиговича) Кербера (Корвина) (1894-1970), с которым Пуни дружил и учился в одной школе. Сообща мы сделали пост-продолжение о Пуни.
Уже в этом году я делал материал о немецком живописце Карле Августе Зенффе (во многих источниках он заявлен как Сенфф, хотя по немецкой транскрипции S перед гласными произносится, как З). Зенфф долгие годы жил и преподавал в Дерпте (ныне Тарту). Среди учеников Зенффа я назвал и художника Августа Маттиаса Хагена. Каково же было мое удивление, когда Георгий Артемьевич вышел вновь со мной на связь и сообщил, что ему есть что рассказать мне об этом самом Хагене, поскольку художник - его пра-пра-прадед!!! И заявление это не голословное.
В этом году Георгий Копытов издал в Санкт-Петербурге первую часть книги «Керберы. Фамильный код. XIV-XXI вв.», которую собирал много лет. Как понятно из названия, в ней Георгий Артемьевич описал историю своего рода русских немцев, начиная с тевтонцев средневековья. Целая глава книги посвящена тому, как породнились Хагены и Керберы. Замечу, книга вышла тиражом всего 120 экземпляров, поэтому уже является библиографической редкостью. К тому же поражает библиография издания. Сколько Георгий Артемьевич перелопатил фондов, архивов, библиотек, чтобы не только найти, но и выстроить стройный рассказ о своих предках!!! Замечу, что автор книги - не писатель и не журналист, он представитель профессии, которая кроме священников и военных тоже была популярна среди его предков. Георгий Копытов - врач, кандидат медицинских наук, в прошлом преподаватель Педиатрической академии. Георгий Артемьевич не только предоставил мне для цитирования электронную версию своей книги, но и прислал фотографии картин Хагенов, поэтому в данном материале я, как бы, выступаю лишь в роли редактора. Автор уточняет, что «много труда по исследованию творчества Хагена и его дочери положила эстонская писательница и искусствовед Эпп Прээм. Благодаря ей, жизненный путь художника сегодня известен в подробностях». К тому же в материале использованы репродукции, помещенные в книгах Э.Прээм.
А еще мне понравились слова Георгия Артемьевича, написанные в предисловии к книге: «Узнаем и полюбим своих предков, и наши потомки будут помнить и любить нас. Тогда цепь не прервется». Благодаря этой любви и появилась информация о двух интересных художниках - отце и дочери Хаген. Знакомьтесь!
Август Маттиас Хаген
August Mattias Hagen
12 февраля 1794, Вийциемс (ныне Латвия) - 20 ноября 1878, Дерпт
Джулия Хаген-Шварц Портрет отца Августа Матиаса Хагена. 1873 г.
Немецко-балтийский живописец-пейзажист, один из ярких представителей эстонской художественной школы.
Август родился в семье Эрнста Андреаса Хагена и Христины Доротеи Буш. О своем детстве и юности художник написал в 1857 году в автобиографии. Его отец занимался мукомольным бизнесом, а, проще говоря, был мельником, который арендовал мельницу, на которой и трудился с утра до вечера. У Августа был младший брат, умерший в детстве от дизентерии. Семья жила в небольшом доме, который охранял огромный английский мастифф. Необходимость такой охраны была вызвана обилием в округе волков. Любимая детьми собака добросовестно отрабатывала свой «хлеб» и позже погибла «на посту». Когда Августу было около шести лет, отец взял в дом плотника, в обязанности которого входило строительство помещений для расширяющегося производства и одновременно обучение плотницкому искусству подрастающего сына. Вскоре семья переехала в усадьбу Кегельн в Катверской волости, но через несколько месяцев переселилась на новое место, всего на 10-12 верст дальше, где отец взял в аренду новую мельницу.
Учеба
В 1802 году восьмилетнего Августа отдали в школу в лифляндском городке Вендау (или Венден) - сейчас это латвийский город Цесис. Еще с 1208 года немецкий замок Венден, который в 1577 году был взорван его защитниками при штурме войска Иоанна Грозного, служил резиденцией магистров Ливонского ордена. С 1703 года Венден был присоединен к России. Для оплаты учебы отец добился сыну специальной стипендии. В Вендене-Цесисе Август проучился несколько лет, именно в эти годы он впервые и обнаружил склонность к рисованию.
О годах учебы в Цесисе Хаген подробно рассказал в своих воспоминаниях. Например, о том, что в течение долгого времени брал у торговца сладостями сахар и конфеты в долг. Когда же мальчика приехал проведать отец, и торговец предъявил ему счет, то Август был жестоко наказан. Этот случай явился одним из поводов того, что нерадивого сладкоежку перевели в другое учебное заведение.
Учась в новой школе Август жил в школьном пансионате, где в каждой комнате ютилось по десять мальчиков. Однажды в пансионате произошла вспышка какой-то инфекции, которая даже унесла жизнь нескольких одноклассников Августа. Сам он выжил, но после болезни остались проблемы со зрением.
В некоторых источниках пишут, что Хаген в детстве после несчастного случая потерял один глаз. Но глаз мальчик не терял. Уже живя в Дерпте, 12-летний Август по ошибке вместо лекарства закапал в глаз раствор азотной кислоты. Результатом ожога стало помутнение роговицы и возникло бельмо, которое с годами только увеличивалось. Как отмечает Копытов, без бинокулярного зрения художником, тем более пейзажистом, Хаген навряд ли смог стать.
Дерпт и Зенфф
Все годы учебы Август продолжал увлекаться живописью, и в конце 1809 года отец решил отдать сына учиться художественному ремеслу. По рекомендации барона Будберга фон Кегельна, в одном из поместий которого все эти годы продолжала жить семья Хагенов, подросток в июне 1810 года был принят подмастерьем и учеником в малярную мастерскую Оберга в Дерпте.
Август Матиас Хаген Вид на Дерпт (Тарту) в начале 19 века.
Но вскоре Август понял, что учить его хозяин не собирается, а лишь использует в качестве бесплатной рабочей силы. После конфликта с Обергом Хаген покидает мастерскую и некоторое время перебивается случайными заработками.
Есть воспоминания о том, что Хаген решил окончательно посвятить себя искусству под впечатлением от посещения родового имения Раади (Ратсхоф) в окрестностях Дерпта. В этом имении проживало семейство Липхартов, которое являлось заядлыми коллекционерами произведений искусства. Начало коллекции положил в 1776 году Рейнголь Вильгельм фон Липхарт, а его дело продолжили сын Карл Готтхарт и внук Карл Эдуард фон Липхарт (1808-1891), который получив медицинское образование в Дерпте, Кенигсберге и Берлине, в результате стал известным искусствоведом. Так вот, Липхарты не скрывали от общественности свои сокровища, в определенные дни и часы публика могла насладиться великолепным собранием картин.
Но вернемся к Хагену. Неустроенность сына и его практически бедственное положение стали известны отцу, только когда он по традиции в январе 1811 года приехал в Дерпт навестить Августа. На этот раз всё обошлось без скандалов, мало того юношу определили в Рисовальную школу при Дерптском университете, которая была открыта в 1802 году.
August Matthias Hagen Tartu ülikooli kliinik ja raamatukogu (Клиника Тартуского университета и библиотека). 1827-28 гг.
Руководил школой и преподавал в ней живопись и графику один из первых национальных эстонских художников - Карл Август Зенфф (Karl August Senff, 12 марта 1770 - 2 января 1838). Этот художник и педагог, профессор живописи и гравюры (1818) и коллежский советник (1825) стал первым профессиональным учителем 17-летнего Хагена.
Карл Сенфф портрет Августа Маттиаса Хагена.
Зенфф разработал новую методику обучения живописи и иллюстрирования, составил для студентов университета семь учебников методики обучения рисунку. Он считал освоение «флористики» важным шагом для тех, кто хочет научиться рисовать, и требовал, чтобы его ученики освоили моделирование лепестков и листьев, прежде чем перейти к пейзажной живописи и изображению людей. Впоследствии Хаген считал годы учебы у Зенффа самыми счастливыми годами своей жизни.
Август Матиас Хаген Дерпт. Университет. Акварель. 1827 г.
Впрочем, через полтора года после начала учебы в Рисовальной школе, занятия пришлось прервать, поскольку началась война с Наполеоном. Август даже хотел записаться в ополчение, но когда французский корпус, двигающийся на Петербург, вступил в Ливонию и стал угрожать Риге, отец срочно вызвал сына домой. Путь в 150 верст из Дерпта до усадьбы Кегельн Август проделал пешком. По дороге он встречал множество беженцев, обозы с ранеными, колонны пленных. Оказавшись дома, он застал здесь семью друга отца, который был вынужден бежать от французов. В поместье барона Будберга фон Кегельна все жили в ожидании возможного появления наполеоновской армии, но кроме кратковременных набегов ничего страшного не произошло. Война на территории Российской империи закончилась в конце 1812 года, и уже в начале весны 1813 года Хаген получил письмо от своего учителя Зенффа с приглашением продолжить занятия с мая месяца. Последующие семь лет Август провел в Дерпте, продолжая учиться в Рисовальной школе Зенффа, который считал Хагена одним из самых талантливых своих учеников и даже написал его портрет.
По Европе
В 1820 году 26-летний Хаген по совету своего учителя решил отправиться в путешествие по Европе. Для молодых художников того времени такие путешествия были характерны, являясь неотъемлемой частью их обучения. Подробности четырехлетних странствий Хагена по Европе известны из его дневников, которые художник вёл все эти годы, и которые хранятся сейчас в семье потомков его старшей дочери.
Обложка книги Эпп Прээм с рисунком А.Хагена
30 июня 1820 года, почти без средств, лишь с небольшой котомкой за плечами, художник отплыл из Риги на небольшом торговом судне в Германию, и через две недели высадился в городке Травемюнде рядом с Любеком (сейчас это район города Любека). Отсюда Август решил добираться в Берлин, пройдя за несколько недель 500 километров пешком и посетив по пути Гамбург, Ганновер, Магдебург и Бранденбург. По пути Хаген делал множество зарисовок, посещал картинные галереи и лавки, знакомился с творчеством местных художников.
August Matthias Hagen Lübeck (Любек). 31 июля 1820 г.
Например, о Гамбурге он так написал в своем дневнике: «О Гамбурге могу сказать очень мало, потому что он слишком большой, чтобы я мог сразу его осмотреть. Большинство домов очень высокие, часто в семь этажей, так что на некоторых улицах практически никогда не видят солнца. Наречие, на котором говорят здесь, я понимаю очень плохо...». Поскольку путешествие проходило летом, художника выматывали не только пешие переходы, но и жара. Вот одна из записей: «Пот лился ручьем от усталости, пока я дошел сюда. Я больше не мог бы пройти и полмили и, вероятно, остался бы лежать на дороге». Добравшись до Берлина и прожив там некоторое время, Хаген отправился в Дрезден. Путь в 160 километров он вновь прошел пешком. В Дрездене художник посетил знаменитую галерею, и хоть копировать работы известных мастеров ему не разрешили, зато в городе он познакомился с двумя известнейшими людьми своего времени - датским художником и скульптором Бертелем Торвальдсеном (Bertel Thorvaldsen, 19 ноября 1770 - 24 марта 1844) и известным немецким поэтом, драматургом и переводчиком Иоганном Людвигом Тиком (Johann Ludwig Tieck, 31 мая 1773 - 28 апреля 1853).
Adolf Senff Bildnis des Bildhauers Bertel Thorvaldsen.
Robert Schneider Bildnis des Ludwig Tieck. 1833 г.
Проведя остаток лета в Дрездене, осенью Хаген отправился в Прагу, затем посетил Вену. Передвигался он снова пешком, изредка подъезжая на крестьянских повозках, тем не менее, расстояние в 600 километров художник преодолел достаточно быстро, хотя часто останавливался для очередных этюдов. В своем дневнике художник описывает приключения и опасности, возникавшие во время пути: то охранник виноградника скандалил из-за сорванной грозди, то пьяный солдат лез в драку, то обычный разбойник требовал - «кошелек или жизнь». К тому же рано похолодало, в горах появился снег, и передвигаться стало труднее. Август пишет, что часто его выручали местные жители, но бывали дни, когда он не имел и куска хлеба, а ночевал в конюшне или вообще под открытым небом. Вот одна из записей: «на обед сливы с сигарой на десерт».
August Matthias Hagen Talumaja Thusises. 9 июля 1821 г.
Добравшись до Вены и не найдя там работы, Хаген решил вернуться в Германию и перезимовать в городе Пассау, который расположен в Нижней Баварии и известен, как город, в котором три реки - Дунай, Инн и Ильц, сходятся в одном месте.
Панорама Пассау.
August Matthias Hagen Passau lahistel (Прогулка в Пассау).1820 г.
Добрался до Пассау художник совсем больной, от длинных переходов в непогоду (все-таки зима была на носу!) у Августа начались серьезные проблемы с ногой. В дневнике он записал: «Я благодарю Бога, что могу остаться здесь (в Пассау - Прим.мое), потому что моя левая нога находится в таком плохом состоянии, что я с трудом могу наступить на нее…».
В Пассау Хаген устроился подмастерьем к мастеру Бергеру и одновременно стал посещать местную художественную школу, где с удивлением обнаружил хорошую коллекцию живописи. В школе Август стал заниматься в классе профессора Эйхлера, с которым очень сдружился. Они проводили много часов в беседах об искусстве, профессор часто приглашал Хагена к себе домой, интересовался его работами и хвалил их.
August Matthias Hagen Moenchberg (Мёнхберг).
Видимо зима и чужбина способствовали тому, что в дневнике Август часто пишет о тоске по родному Дерпту.
Впрочем, вскоре эта тема исчезает, поскольку молодой человек знакомится и влюбляется в местную девушку Жаннетт фон Паумгартен (Jeanette von Paumgarten). Так называет имя невесты в своей книге Г.Копытов, но смею предположить, что звали девушку все же Иоганна, ведь она была немкой, а имя Жаннетт возникло из какого-нибудь французского источника о художнике.
August Matthias Hagen Arvatavasti Jeanette’i portree (Предположительно портрет Иоганны). 1821 г.
Итак, в жизни Августа появляется любимая девушка, но страсть к путешествиям и продолжению совершенствоваться в живописи не покидает художника. Как только наступает весна 1821 года, Хаген вновь собирается в дорогу, сказав любимой симоновские строки «Жди меня, и я вернусь!» и пообещав приехать в Пассау в октябре. Из дневника известно, что на этот раз художник отправился в путешествие в компании белого пуделя, приобретенного по случаю.
Август отправляется путешествовать по Австрии, где по-настоящему влюбляется в горы. В своих дневниках он сравнивает природу родной Ливонии с природой Альп, и признает, что горы просто очаровали его. Особенно привлекала художника яркость заснеженных горных склонов.
August Matthias Hagen Udu kõrgmäestikus (Туман высоких гор). 1820 г.
August Matthias Hagen Alpimaastik (Альпийский пейзаж). 1821-22 гг.
В июне 1821 года Август Матиас добрался до Зальцбурга. Уже по сложившейся традиции он сразу стал искать знакомства с местными художниками. Художник пишет, что для этого он сначала посещал художественные лавки, где узнавал адреса авторов понравившихся ему картин. Затем шел к ним знакомиться, хотя не всегда встречал радушный прием. Но если везло и удавалось найти контакт, Хаген всегда просил поделиться художника своими секретами мастерства.
Август Матиас Хаген Водопад под Зальцбургом. 1851 г.
Из Зальцбурга художник отправился в Инсбрук, затем в Женеву и далее в Южный Тироль. В дневнике он записал: «Раньше я никогда не видел так много церквей, как по дороге из Зальцбурга в Инсбрук. Каждые четверть часа я слышал бой часов новой церкви и все они были очень большими и красивыми с высокими башнями». Художник использовал любую возможность для работы.
August Matthias Hagen Kaljulõhe Suursaarel (Расщелина Большого острова). 1835 г.
Его день начинался в пять часов утра и продолжался до восьми вечера. Иногда он вставал еще раньше, чтобы закончить начатое накануне. Даже если погода не позволяла закончить картину, он старался нанести хотя бы очертания, чтобы закончить ее уже в помещении по памяти. Художник признается, что здесь в Альпах его палитра значительно обогатилась.
August Mattias Hagen Koknese maastik (Пейзаж в Кокенузене). 1833 г.
В начале июля Август Матиас добрался до Швейцарии. В дневнике об этом есть запись: «Цель моя достигнута, и теперь, наконец, я здесь». Правда, радость от знакомства с новой страной была омрачена больной ногой, да столкновениями с полицейскими и таможенниками, с которыми вспыльчивый Хаген часто вступал в бесполезные споры. Но даже это не помешало наслаждаться новыми видами и общением с отзывчивыми и дружелюбными швейцарцами. В Берне он записал: «...Здесь много богатства и роскоши, но главное для меня, что я дышу французским воздухом».
August Matthias Hagen Sveitsi piiri lähedal (Недалеко от швейцарской границы). 1 июля 1821 г.
В начале сентября Хаген вернулся в Баварию. На короткое время он остановился в Мюнхене, сменил порядком поистрепавшуюся одежду, познакомился с городом, посещая музеи и театры, и просто наслаждаясь бездельем. В дневнике он пишет: «С вином покончено. Теперь я вновь могу наслаждаться хорошим пивом!» Наконец, собрав свои пожитки, картины и эскизы, в начале октября, как и обещал, Хаген вернулся в Пассау. Последняя запись в дневнике датирована 7 октября 1821 года.
August Matthias Hagen Passau. 1822 г.
На родине
Точно не известно, когда он возвратился на родину. Скорей всего, именно в Пассау Хаген женился на Иоганне фон Паумгартен. А в Дерпт молодая семья вернулась в начале 1824 года, когда супруга родила первого сына и была беременна старшей дочерью. Иоганна впоследствии стала матерью десяти его детей.
Джулия Хаген-Шварц Портрет матери, Иоганны Хаген (урожденной фон Паумгартен) 1866 г.
Кроме первенца, судьба которого неизвестна, есть сведения о двух дочерях художника. Еще есть фото, на котором Иоганна Хаген находится в окружении четырех дочерей. Об остальных пяти - история умалчивает.
Иоганна Хаген с дочерьми.
Известно, что внизу, слева от матери - Готтон Берта, вверху слева - Джулия.
Итак, Август вернулся в Дерпт уже зрелым художником. Он продолжал много работать, и его пейзажи быстро расходились по частным коллекциям. С 1826 года Хаген стал преподавать живопись в городской гимназии, а в 1829-1832 годах вел уроки рисования в художественной школе для девочек (еще пишут, что это была просто женская гимназия).
August Matthias Hagen Vaade Võnnule lõunast (Вид на Вынну с юга). 1820-е гг.
Художник изъездил всю Ливонию, используя для рисования любую свободную минуту. Летние месяцы 1835 и 1836 годов он провел в Финляндии. Возможно, это был остров Прангли в Финском заливе, где в то время жили его родители.
August Matthias Hagen Põhja-Eesti rand V (Северная Эстония). 1834 г.
Художник совершил также поездки на Кавказ и в Армению, где совершил восхождение на Арарат. Любовь к горам он пронес через всю жизнь.
August Matthias Hagen Vaade Araratile põhjast (Вид на Арарат с севера). 1834 г.
В 1837 году состоялась выставка Хагена в Петербурге, после которой Императорская Академия художеств присвоила ему почетное звание «свободного художника». В Санкт-Петербурге Август Матиас познакомился с поэтом Василием Жуковским, который высоко ценил его творчество, и благодаря которому, многие пейзажи Хагена приобрели в свои частные коллекции столичные аристократы.
August Matthias Hagen Võnnu maastik. (Пейзаж в Вынну). 1843 г.
В 1838 году, после смерти своего учителя Зенффа, Хаген принял руководство Рисовальной школой при Дерптском университете. Его учениками были почитаемые сегодня в Эстонии художники - Фридрих Сигизмунд Стерн (Friedrich Sigismund Stern, 22 августа (3 сентября) 1812 - 10 (22) мая 1889), Вольдемар Фридрих Крюгер (Woldemar Friedrich Krüger, 1808-1894) и Герман Эдуард Гартман (Hermann Eduard Hartmann, 20 июля (1 августа) 1817 - 26 декабря 1880 (7 января 1881)).
Последние годы
В 1851 году Хаген вынужден был оставить Рисовальную школу. После 50 лет у художника стало катастрофически быстро падать зрение, бельмо на больном глазе стало распространяться на зрачок, он практически полностью ослеп сначала на больной глаз, затем зрение упало и на другом глазе. Недуг, заработанный в детстве, практически вынудил Августа Матиаса оставить любимую профессию.
Август Матиас Хаген
В том же 1851 году Хаген вместе со старшей дочерью Джулией, которая к тому времени уже стала художницей, отправился в Рим. Дочь поехала в Италию, получив стипендию для продолжения обучения, полуслепой отец отправился в надежде поправить здоровье и восстановить зрение. Вернулись они в Дерпт в 1854 году. Хаген пытался продолжать рисовать, но из-под его кисти все реже и реже появлялись новые картины.
Август Матиас Хаген Итальянский пейзаж. 1861 г.
Решив не сдаваться, Август увлекся фотографией. Школу, основанную Зенффом, которой сам Хаген посвятил 13 лет жизни, в 1856 году возглавил Вольдемар Фридрих Крюгер, в следующем году получивший звание академика. А Хаген со временем стал одним из самых популярных фотографов Дерпта. Он открыл небольшой салон и сумел заслужить признание и в этой профессии. В архиве Тартуского университета хранится немало снимков, сделанных старым художником.
Умер Август Матиас Хаген в Дерпте в 1878 году в возрасте 84 лет и был похоронен на старом городском кладбище Vana-Jaani (Вана-Яани) немецкого прихода церкви святого Иоанна.
Могила Августа Маттиаса Хагена.
После смерти художника оказалось, что большинство его работ находится в частных коллекциях по всей Европе. Несколько картин хранятся в музеях Эстонии. Два пейзажа Хагена находятся в Эрмитаже, поступили они туда в 1924 году из «неизвестной» частной коллекции, другими словами - были экспроприированы.
August Matthias Hagen Mountains (Горы). 1835 г. Эрмитаж
August Mattias Hagen Sea Bay (Морской залив). Эрмитаж
Основные источники - книга Г. Копытова, Википедия и электронные энциклопедии.
Использованы иллюстрации из книг Эпп Прээм об Августе и Джулии Хаген и книги Г. А. Копытова «Керберы. Фамильный код. XIV-XXI вв»