После того, как я написал о фильме, посвященном венгерскому художнику-примитивисту Чонтвари, я решил поближе познакомиться с творчеством и биографией художника, поскольку фильм - это полу вымышленный видеоряд «по мотивам» его жизни. Основываясь на замечательных путевых заметках Виктора Боченкова о его поездке по Венгрии, которые являются, по-моему, самым подробным рассказом о художнике, а также материалах из Википедии, Галереи венгерской живописи и электронных энциклопедий, и сложилась биография художника, который мечтал стать новым Рафаэлем, но долгие годы после смерти оставался в безызвестности. Итак, полку Пиросмани, Руссо, Никифора и т.д. прибыло!
Тивадар Костка (Чонтвари)
Tivadar Kosztka (Csontváry)
5 июля 1853, Кишсебен, Австрия, ныне Сабинов, Словакия - 20 июня 1919, Будапешт
Tivadar Kosztka (Csontváry) Önarckép (Автопортрет). 1900 г. Magyar Nemzeti Galéria, Budapest
Венгерский художник, представитель примитивизма.
Его отец Ласло Костка был врачом и аптекарем. Тивадар и пятеро его братьев с детства знали, что продолжат дело отца. Но прежде чем изучать фармакологию, Костка окончил гимназию в городе Унгваре (нынешний Ужгород), работал какое-то время торговым служащим, потом посещал лекции на факультете права, и только затем стал аптекарем. В течение четырнадцати лет он работал аптекарем, а начал изучать живопись в возрасте сорока одного года.
Однажды, когда Тивадару было 28 лет, и он работал в аптеке маленького селения Игло, молодой человек вдруг схватил карандаш и нарисовал на рецептурном бланке увиденную им из окна простую сцену - проезжающую мимо окон аптеки телегу, запряженную буйволами. Пишут, что 13 октября 1880 года аптекарь Костка пережил озарение, предвещавшее ему судьбу великого живописца. Якобы он услышал голос, исходящий из солнечного луча: «Ты будешь самым великим художником в мире и превзойдешь Рафаэля». Но, как утверждают историки, решение Чонтвари стать живописцем пришло под влиянием... шизофрении, которой он страдал впоследствии. Свою миссию художник видел в том, чтобы узаконить историческое существование венгерской нации через свое искусство.
3 февраля 1881 года Тивадар написал письмо известному венгерскому искусствоведу и художнику-пейзажисту Густаву Фридриху Келети (Gusztáv Frigyes Keleti, 13 декабря 1834 - 2 сентября 1902), который был основателем Королевско-венгерской школы рисования, а в 1880 году был назначен директором только что созданной Королевско-венгерской художественно-промышленной академии. В письме будущий художник писал: «Будь что будет, я не боюсь той великой задачи, которою преисполнен. Здоровье у меня отличное, воля стальная, что же до работы - бросаю вызов муравью. Настойчивость? - я хорошо себя знаю и не разочаруюсь. Я убежден, что Исконное и Поэтическое меня не оставят, ибо душа моя живет лишь Исконным и восторгается мельчайшей частичкой природы».
Для начала Тивадар ушел из семейного бизнеса отца и в 1884 году открыл собственную аптеку в городке Гач на севере Венгрии. Десять лет он продолжал трудиться в аптеке, чтобы добиться финансовой независимости и скопить необходимый для творчества капитал. Параллельно он начал срисовывать чучела животных, рисовать фигуры людей.
Tivadar Kosztka (Csontváry) Az ifjú festő (Юный художник). 1898 г. Magyar Nemzeti Galéria, Budapest
Уже весной 1881 года Костка насобирал денег, чтобы отправиться в Италию и увидеть картины Рафаэля. В своих записках после посещения музея Ватикана он написал: «Я не узрел там живой природы, у Рафаэля нет того солнца, к которому стремлюсь я…»
Tivadar Kosztka (Csontváry) Naplemente a nápolyi öbölben (Закат на Неаполитанском заливе). 1901 г
Чонтвари начал заниматься живописью только в середине 1890-х годов, в 1894 году он оставил братьям аптеку и в марте приехал в Мюнхен. Во многих источниках художника называют самоучкой, а он ведь учился живописи, и у неплохих учителей. В Мюнхене Костка поступает учиться в частную художественную школу своего соотечественника, известного венгерского художника Шимона Холлоши (Simon Hollósy, 2 февраля 1857 - 8 мая 1918), который был на десять лет моложе своего ученика. Их сближала идея, выдвинутая Холлоши, о том, что «венгерское искусство может стать истинно национальным только на родной почве, под венгерским небом, в общении с возрождающимся народом».
В Мюнхене Тивадар снимал квартиру у пожилой женщины, которую изобразил на картине «Старая женщина, чистящая яблоко».
Tivadar Kosztka (Csontváry) Almát hámozó öregasszony (Старая женщина, чистящая яблоко). 1894 г. Janus Pannonius Múzeum, Pécs
Историки отмечают, что в «мюнхенский период» Костка писал портреты, причем, отмечают, что в них видно «ощущение грусти, безысходности, они выбиваются из канвы его творчества». Рассказывают, что когда художник написал портрет известного мюнхенского натурщика Вертмюллера, тот, посмотрев на работу, воскликнул: «Я позирую почти семнадцать лет, но так нарисовать меня еще никому не удавалось!». Кстати, именно в период учебы художник написал несколько портретов, позже он перестал интересоваться этим жанром.
Tivadar Kosztka (Csontváry) Ablaknál ülő nő (Женщина, сидящая у окна). 1890-e г. Magyar Nemzeti Galéria, Budapest
После Мюнхена Тивадар продолжил учебу в Карлсруэ в студии художника Фридриха Каллморгена (1856-1924). Историки отмечают, что в тот период художник жил безбедно, поскольку для своих картин покупал дорогие бельгийские холсты. Единственное «неудобство», что из поездок художник привозил картины свернутыми в рулоны, краска, положенная толстым слоем, часто трескалась, и Тивадару приходилось периодически реставрировать свои работы.
Tivadar Kosztka (Csontváry) Pompeji Have (A Chirurgus háza a Vezúvval) - Помпеи (Дом цирюльника на фоне Везувия). 1897-98 гг.
Художник совершил поездки в Рим и Париж. Во Франции будущий художник встретился с известным венгерским живописцем Михаем Мункачи (Mihály Munkácsy, 20 февраля 1844 - 1 мая 1900), который, кстати, как и наш герой, тоже окончил свои дни в психиатрической больнице.
Историки пишут, что учёба не принесла Тивадару удовлетворения. Художник игнорировал все правила искусства, своими картинами он бросал вызов попыткам считать его, как наивного живописца. В 1895 году художник отправился путешествовать по Далмации и Италии, где писал пейзажи, на которых обязательно должны были присутствовать вода, огонь и земля. Это видно на примере одной из известных работ художника под названием «Кастелламаре ди Стабиа».
Tivadar Kosztka (Csontváry) Castellamare di Stabia. 1902 г. Janus Pannonius Múzeum, Pécs
Так называется город недалеко от Неаполя, возникший не месте древних Стабий, уничтоженных 24 августа 79 году извержением Везувия вместе с Помпеями и Геркуланумом. На месте древнего поселения и расположился итальянский городок Кастелламмаре ди Стабия, который с итальянского переводится, как «маленькая стабианская крепость у моря». Художник изобразил справа на картине - солнечную городскую улицу, по которой движется тележка, запряженная осликом, а вот слева - неспокойное море перед надвигающейся бурей и вдали дымящий Везувий. Позже психологи, изучающие творчество Чонтвари, отметили эту двойственность художника, как зачатки некоего скрытого психического заболевания.
Tivadar Kosztka (Csontváry) Hajótörés (Кораблекрушение). 1903 г.
Кроме Италии и Франции, художник побывал в Греции, Северной Африке и Ближнему Востоку. В Греции, например, были написаны большие картины «Руины греческого Театра в Таормине» (1904-1905) и «Храм Юпитера в Афинских развалинах» (1904).
Tivadar Kosztka (Csontváry) A Jupiter-templom romjai Athénban (Храм Юпитера в Афинских развалинах). 1904 г. Janus Pannonius Múzeum, Pécs
Tivadar Kosztka (Csontváry) Athéni utca (Афинская улица). 1904 г. Magyar Nemzeti Galéria, Budapest
В своих заметках художник позже написал: «Я, Тивадар Костка, во имя обновления мира отказался от своей юности. Когда я принял посвящение от невидимого духа, у меня было обеспеченное положение, я жил в достатке и удобстве. Но я покинул родину, потому так было надо, и надо единственно ради того, чтобы видеть ее на закате дней богатой и славной. Чтобы достичь сей цели, я много лет путешествовал по Европе, Африке и Азии, хотел найти предсказанную мне истину и претворить ее в живопись».
Tivadar Kosztka (Csontváry) Fohászkodó Üdvözítő (Молитва Спасителю). 1903 г. Janus Pannonius Múzeum, Pécs
В 1900 году Тивадар сменил свою фамилию Костка на псевдоним Чонтвари. Фамилия Костка имеет польские корни (по-польски кость - kość). Историки выдвигают версию, что псевдоним Чонтвари - это венгерская версия польско-славянской фамилии: Csont - по-венгерски «кость», а Város - «город».
В 1902 году была написана Одна из известных картин художника - «Старый рыбак».
Tivadar Kosztka (Csontváry) Öreg halász (Старый рыбак). 1902 г. Herman Ottó Múzeum, Miskolc
Не так давно историки совершенно случайно обнаружили тайный подтекст картины. Оказывается, на картине изображен не просто старый рыбак, а сам Господь в образе белобородого старика, за спиной которого возвышается гора и спокойное море, и одновременно Сатана-дьявол на фоне штормовых волн. Этих персонажей можно увидеть, если поставить по центру портрета вертикальное зеркало. В зависимости от того, в какую сторону обращено зеркало, и можно увидеть вместо простого рыбака два других образа.
Чонтвари написал свыше ста картин и больше двадцати рисунков. Основные из них, по стилистике близки к экспрессионизму и были созданы в 1903-1908 годах.
Tivadar Kosztka (Csontváry) Jajcei vízesés (Яйцеобразный водопад). 1903 г. Janus Pannonius Múzeum, Pécs
Tivadar Kosztka (Csontváry) Tengerparti város (Приморский город). около 1902 г. Magyar Nemzeti Galéria, Budapest
Tivadar Kosztka (Csontváry) Tavasz Mosztárban (Весна в Мостаре). 1903 г. Janus Pannonius Múzeum, Pécs
Например, в 1906 году была написана огромная картина «Баальбек» - 7 х 4 метра. Это одно из «программных» произведений художника, в котором он попытался изобразить свой «город солнца».
Искусствоведы пишут: «Прошлое и настоящее здесь воедино. Жизнь - была, остались развалины, осталась память. Жизнь - есть, она продолжается: куда-то шагают ленивые верблюды и идут люди».
Tivadar Kosztka (Csontváry) Baalbek. 1906 г Janus Pannonius Múzeum, Pécs
В 1907 году картины Чонтвари экспонировались на Международной выставке в Париже, в 1908 году - экспонировались в Галерее искусств в Будапеште. В Париже один известный американский искусствовед написал о картинах Чонтвари - «они оставили позади всё, что до сих пор существовало в живописи».
Tivadar Kosztka (Csontváry) A Panaszfal bejáratánál Jeruzsálemben (Стена Плача у входа в Иерусалим). 1904 г. Janus Pannonius Múzeum, Pécs
Но ни такая оценка творчества, ни последующая выставка на родине не принесли художнику ни известности, ни признания. В своих записках художник писал: «Почувствовав, что обладаю необходимым оружием, я в 1907 году направился в Париж и встал один на один с миллионами, один с плодами своего труда, которыми обязан Вседержителю. Я обратил в прах тщеславие всего мира, в один день принудил Париж капитулировать и превзошел всех, но десять миллионов человек - не уничтожал, я только воззвал к их рассудку. Не делая себе рекламы, ибо не заботился о прессе, принадлежащей торгашам и крохоборам, я удалился в высокогорья Ливана, чтобы рисовать там кедры».
Tivadar Kosztka (Csontváry) Marokkói tanító (Марокканский учитель). 1908 г. Janus Pannonius Múzeum, Pécs2
В 1907-1908 годах Чонтвари действительно побывал в Ливане, где были написаны символические картины - «Одинокий кедр», «Паломничество к ливанским кедрам» и «Колодец девы Марии в Назарете».
Tivadar Kosztka (Csontváry) Zarándoklás a cédrusokhoz Libanonban (Паломничество к ливанским кедрам). 1907 г. Magyar Nemzeti Galéria, Budapest
Tivadar Kosztka (Csontváry) Mária kútja Názáretben. 1908 г. Janus Pannonius Múzeum, Pécs
В последней из названных картин художник в человеке, наливающем воду из кувшина для ослика и коз, изобразил себя.
Tivadar Kosztka (Csontváry) Mária kútja Názáretben (detail). 1908 Г. Janus Pannonius Múzeum, Pécs
Полотна Чонтвари экспонировались и в других странах Европы в 1908 и 1910 годах, но они также не добавили ему известности и признания, на которое художник так искренне надеялся. Кроме того (и это было самым обидным!), творчество художника не признавали на родине.
Tivadar Kosztka (Csontváry) Templomtéri kilátás a Holt-tengerre Jeruzsálemben (Минареты с видом на Мертвое море, Иерусалим). 1905 г. Janus Pannonius Múzeum, Pécs
В Венгрии Чонтвари имел репутацию сумасшедшего из-за странностей поведения, аскетического образа жизни и склонности при общении впадать в пророческий тон.
Последняя картина художника - «Конная прогулка у моря» (ее часто переводят с венгерского как «Прогулка по берегу»), была написана в Неаполе в 1909 году. В этом же году картина была показана на Всемирной выставке в Париже, а спустя почти полвека, в 1958 году, эта работа была удостоена Главного приза на выставке «50 лет современного искусства» в Брюсселе.
Tivadar Kosztka (Csontváry) Lovasok a tengerparton (еще одна интерпретация названия - Всадники на пляже). 1909 г. Janus Pannonius Múzeum, Pécs
В 1910 году Чонтвари практически перестал писать картины, потому что приступы болезни становились все более тяжкими. Правда, историки отмечают, что попытки писать что-то новое были, но художник так и не довел ни одной работы до конца. Одиночество (художник так и не создал семью и лишь редко общался с сестрой (о судьбе его братьев ничего неизвестно)) и нехватка понимания позволяли художнику лишь рисовать эскизы своих сюрреалистических видений. Чонтвари занимался реставрацией старых работ и по-прежнему мечтал о большой выставке на родине, после которой его оценят по-настоящему.
Tivadar Kosztka (Csontváry) Selmecbánya látképe (részlet). 1902 г. Janus Pannonius Múzeum, Pécs
Художник собирался открыть собственную галерею, где он мог бы показывать картины, он даже нарисовал проект этой галереи. Художник вел аскетичный образ жизни, питался только овощами и фруктами. До конца жизни он оставался сторонником монархии и большим поклонником императора Австрии и с 1848 года короля Венгрии Франца Иосифа I (18 августа 1830 - 21 ноября 1916). Чонтвари даже написал портрет императора, а еще легенда гласит, что когда Франц-Иосиф простудился, художник послал ему телеграмму, в которой изложил свои аптечные рекомендации: что принимать, когда и как.
В последние годы жизни Чонтвари занялся также литературной деятельностью, он написал памфлет «Энергия и искусство, ошибки цивилизованного человека» и исследование «Гений. Кто может, и кто не может быть гением». Историки подчеркивают, что Чонтвари был человеком эгоцентричным, в общении трудным, он до конца жизни оставался убежденным в своем мессианском предназначении. Отмечу, что при жизни художник не продал ни одной своей картины.
Tivadar Kosztka (Csontváry) A Nagy Tarpatak völgye a Tátrában (részlet) Долина Большой Тарпатак в Татрах (деталь). 1904-05 г. Magyar Nemzeti Galéria, Budapest
Умер Чонтвари в 1919 году в Будапеште в возрасте шестидесяти лет и был похоронен на кладбище Керепеши. В некоторых исследованиях пишут, что причиной смерти стал хронический артрит.
После смерти Чонтвари его сестра хотела продать картины, она обратилась к музейным работникам, и те заверили ее в том, что полотна не представляют никакой ценности. Так и хочется воскликнуть, как стражник в «Трех мушкетерах: «Имя, сестра, имя!» этих искусствоведов! Но сестра решила, что хоть картины - «мазня», но холсты-то могут стоить денег. Поэтому она написала объявление о распродаже всех картин брата.
Во многих источниках пишется, что картины были скуплены оптом неизвестным коллекционером. Но Виктор Боченков рассказывает историю продажи картин, указывая, что эту информацию он нашел на французском сайте путешествий «Memo.fr».
Во-первых, известно имя человека, благодаря которому можно сегодня лицезреть картины Чонтвари в музеях Венгрии. Это архитектор Гедеон Герлоци. А история практически спасения картин просто фантастична.
Герлоци после окончания Академии искал, где бы снять жилье в Будапеште. Однажды он шел по улице, где находилась мастерская Чонтвари, увидел объявление о распродаже картин и одну из них, прислоненную к стене. Позже Герлоци вспоминал, что, когда он проходил мимо дома, картина упала от порыва ветра. Это был знаменитый «Одинокий кедр». На следующий день Герлоци скупил все картины, назначив цену чуть выше, чем присутствующий на распродаже сосед-старьевщик. Многие годы Герлоци хранил картины в сундуке в свернутом виде. Когда архитектор стал преподавать в Школе изящных искусств Будапешта, то перевез и разместил там самые большие полотна. В 1949 году Герлоци возил картины Чонтвари для участия в выставках в Париже и Брюсселе.
На могиле Чонтвари стоит памятник - бронзовый художник с кистью в левой руке. История его тоже интересна. По венгерским законам, если по истечении 50 лет после смерти родственники не платят за то, чтобы за могилой продолжали следить работники кладбища, то останки умершего перезахоранивают в общей могиле. Родственники Чонтвари и при жизни считали его «не от мира сего» чудаком, который и рисует непонятно что. Наследники могилой не занимались, историки и музейщики тоже не изучали его творчество, поэтому останки художника и попали в 1970 году в общую могилу. Но по стечению обстоятельств, именно с начала 1970-х стал расти интерес к наследию художника, и поэтому в 1979 году, к 60-летию со дня смерти художника, на кладбище Керепеши поставили этот бронзовый памятник, а его копию установили перед открытым шестью годами ранее в Пече музеем художника.
Памятник Чонтвари.
Хотя художник никак не был связан с этим городом. А за появление музея нужно благодарить его директора Золтана Фюлёпа, который являлся поклонником творчества Чонтвари и собирал его картины. Музей Чонтвари расположился в двухэтажном особняке, построенном в девятнадцатом веке.
Здание музея художника.
Герлоци передал Фюлёпу почти всю свою коллекцию картин Чонтвари, через два года после открытия музея Чонтвари архитектор умер. Историки отмечают, что он хоть и создал немало зданий в столице Венгрии, но в историю венгерского искусства вошел, как человек, спасший наследие Чонтвари. При этом в интернете не нашел хотя бы биографической справки об архитекторе.
Основные работы художника, конечно, экспонируются в Венгерской национальной галерее. Вместе с теми, что находятся в постоянной экспозиции музея художника в городе Печ, их почти 130 штук. Около 25 картин художника историки обнаружили в частных коллекциях. Многие работы исчезли во время Второй мировой войны, некоторые, наоборот, были найдены неожиданным образом. Рассказывают, что человек, купивший еще в конце XIX века аптеку Чонтвари, обнаружил там несколько оставленных рисунков и картин и все это убрал на чердак. Уже в середине ХХ века их обнаружили в Берлине, причем, только благодаря тому, что их хозяин забыл рулон с десятью холстами в автобусе и дал об этом объявление. К счастью, нашедший рулон откликнулся и вернул пропажу.
Вот такая полуторавековая история, связанная с одним из оригинальнейших венгерских живописцев. Конечно, о его творчестве можно спорить, можно критиковать или не принимать, но, мне кажется, что даже простой дилетант- обыватель, посмотрев картины Чонтвари, скажет: «В них что-то есть!»
Основные источники -
статья В.Боченкова,
Галерея венгерского искусства, Википедия и электронные энциклопедии.