Начало
здесь Жизнь без Тео
Йоханна в 29 лет осталась вдовой с годовалым сыном и без всякой материальной поддержки. В наследство от мужа ей досталась квартира в Париже, несколько предметов мебели, около 200 картин Винсента и большая коллекция его рисунков - всё, что Ван Гог в течение многих лет присылал брату в обмен «за оказанную ему финансовую помощь». В коллекции Тео также были и картины знакомых ему художников-импрессионистов и постимпрессионистов.
Jo van Gogh-Bonger met Vincent Willem van Gogh. 1892 г.
Jo van Gogh-Bonger with unknown woman and her son Vincent Willem van Gogh.
Йоханна продала квартиру и вернулась с сыном в Нидерланды. Она поселилась в городке Бюссюм (Bussum), в 25 км от Амстердама, и открыла там пансион. Чтобы как-то зарабатывать на жизнь бывшая учительница английского языка начала переводить тексты с французского и английского языков на голландский. Вместе с тем она решила продолжить начинания мужа по популяризации творчества брата и сохранению его коллекции. Со временем эти задачи превратились в "идею-фикс" для еще молодой женщины.
Впрочем, это похвально, поскольку, не устану повторять, что именно Йоханна сыграла ключевую роль в росте известности и репутации Винсента в художественном мире. Вдова Тео начала устанавливать художественные контакты в Голландии. Поставив перед собой цель - познакомить публику с работами Ван Гога, Йоханна занялась организацией его выставок, стала продавать некоторые картины в художественные салоны и коллекционерам.
В первую очередь она наладила связи с друзьями Тео и Винсента - бельгийским художником Эженом Бошем (Eugène Boch, 1 сентября 1855 - 3 января 1941), младшим братом известной бельгийской художницы Анны Бош, и упоминавшимся уже Эмилем Бернаром.
Друзья Винсента
Отвлекусь на минутку, чтобы рассказать о друзьях Винсента Ван Гога, которые также старались способствовать тому, чтобы имя их друга (увы, уже после его смерти) стало всемирно известно. Для этого нужно совершить зигзаг в моем рассказе и вернуться к учебе Ван Гога в Школе Кормона в Париже.
Photographie of Edmond Benard Portrait of Van Gogh in Academie Cormon (detail)
Нашел фотографию студентов курса, на котором учился Винсент, и обомлел от пестроты имен! Я упоминал уже Эмиля Бернара и Анри Тулуз-Лотрека, но кроме них с Ван Гогом делили одну студию Поль Серюзье (Paul Sérusier, 9 ноября 1864 - 7 октября 1927), Эдуар Вюйар (Edouard Vuillard, 11 ноября 1868 - 21 июня 1940), Кер-Ксавье Руссель (Ker-Xavier Roussel, 10 декабря 1867 - 5 июня 1944), Поль Гоген (Paul Gauguin, 7 июня 1848 - 8 мая 1903), Пьер Боннар (Pierre Bonnard, 3 октября 1867 - 23 января 1947), Поль Рансон (Paul Ranson, 29 марта 1864 - 20 февраля 1909), финны Аксели Галлен-Каллела (Akseli Gallen-Kallela, 26 апреля 1865 - 7 марта 1931), Альберт Эдельфельт (Albert Edelfelt, 21 июля 1854 - 18 августа 1905) и Эмиль Викстрём (Emil Wikström, 13 апреля 1864 - 26 сентября 1942). И все они на этом фото! Весь цвет ярких представителей постимпрессионизма и символизма! Группа символистов «Наби» почти в полном составе!
Students of Academie Cormon (Photographie of Edmond Benard).
Эжен Бош, как и его сестра, кроме живописи активно занимался меценатством, благодаря наследству отца - богатого фабриканта по производству фарфора и керамики. Сам Эжен также учился в знаменитой Школе Фернана Кормона в Париже. Там же он познакомился и подружился с австралийским художником Джоном Питером Расселлом (John Peter Russell, 16 июля 1858 - 22 апреля 1930).
John Peter Russell 1888 г.
John Peter Russell (Australian,1858-1930) Self-Portrait.
Благодаря Расселлу Эжен познакомился с его однокурсником - американским импрессионистом Доджем МакНайтом (Dodge MacKnight, 1860-1950), который жил в Фонвьее близ Арля, где обитал в то время Ван Гог. В апреле 1888 года Эжен Бош получил от Доджа Мак-Найта приглашение приехать в гости, и у него в доме Эжен познакомился с Винсентом ван Гогом.
John Peter Russell (Australian,1858-1930) Portrait of William Dodge MacKnight (American, 1860-1950). 1887 г.
Это знакомство переросло в дружбу, в сентябре 1888 года в «Желтом доме» Ван Гога в Арле Винсент написал известный портрет Боша, который назвал «Поэт».
Vincent van Gogh (Dutch, 1853-1890) Poet (Portrait of Eugène Boch). 1888 г. Musée d'Orsay, Parise
Джон Питер Расселл, в свою очередь, написал портреты и Мак-Найта, и Ван Гога. О последнем хочу сказать пару слов, поскольку этот портрет очень нравился самому Винсенту.
История одного портрета
John Peter Russell (Australian, 1858-1930) Vincent van Gogh. Parijs, 1886 г. Van Gogh Museum, Amsterdam
Расселл встретился с Ван Гогом в студии Кормона еще в 1886 году. 28-летний художник из Сиднея до этого уже успел поработать в скобяном семейном бизнесе, а после смерти отца, оставившего неплохое наследство, рвануть в Европу, поскольку с детства мечтал стать художником. Джон успел также поучиться в знаменитой Школе искусств Слейда в Лондоне, попутешествовать по Испании и приехать «завоевывать Париж».
Как пишут биографы Рассела, он был душой компании, спортивным и веселым в отличие от «мрачного, с волосами цвета моркови голландца». Как упоминают биографы самого Ван Гога, он в Школе был аутсайдером - «необщительным, в постоянном напряжении, с холодным взглядом лягушки». Но однажды он похвалил работу Рассела, и между сокурсниками возникло общение. Австралиец был очарован необычным и озабоченным лицом Ван Гога, и даже сделал несколько карандашных эскизов.
John Peter Russell (Australian,1858-1930) Five studies of Vincent van Gogh. 1886 г.
После лета, когда всех студентов «выгоняли» на пленэр, они, примерно в ноябре 1886 года, получили задание - написать портрет маслом. Рассел попросил попозировать Винсента. Никто никогда не просил его выступить в роли модели, и Ван Гог с удовольствием согласился. Сам-то он, не имея денег, чтобы заплатить модели, решил писать автопортрет - погрудный и на темном фоне. Наверное, вот этот.
Vincent van Gogh (Dutch, 1853-1890) Self-Portrait with Dark Felt Hat. Paris, Spring, 1886 г. Museum Van Gogh, Amsterdam
Для Рассела Винсент позировал в своем лучшем костюме, а позже был в восторге от готовой картины. Отмечу, что Джон написал этот портрет в реалистическом, а не привычном для него импрессионистском стиле (наверное, к этому стилю художник придет позже). Правда, первоначально портрет Винсента был не таким темным. Шотландский художник Арчибальд Стендиш Хартрик (Archibald Standish Hartrick, 7 августа 1864 - 1 февраля 1950) вспоминал позже об этом портрете: «Рассел просто написал его в синем полосатом костюме. А затем почему-то передумал. Этот портрет наиболее похож на реального Ван Гога, он более реалистичен, чем прижизненные портреты Винсента работы других художников, и даже чем его собственные автопортреты». Кстати, Хартрик тоже писал Ван Гога.
Archibald Standish Hartrick (Scottish, 1864-1950) Self-Portrait. 1913 г. National Portrait Gallery, London
Archibald Standish Hartrick (Scottish, 1864-1950) Portret van Vincent van Gogh.
Ван Гогу, действительно, очень нравился портрет Рассела, позже Винсент переслал этот портрет Тео и написал в письме: «Храните мой портрет Рассела, к которому я так привязан». А насчет самой картины исследователи замечают, что в нижней части картины можно увидеть несколько синих полос (это относительно цвета костюма), а над головой художника закрашена (непонятно кем) надпись красной краской: «Винсенту, дружески».
Австралийский иллюстратор и карикатурист Крис Гроц к статье о Расселе в иллюстрированном австралийском журнале "The Monthly" опубликовал вот такой рисунок, изображающий Ван Гога и Рассела, но, думаю, что таких близких отношений ни в человеческом, ни в творческом плане между художниками все же не было.
Chris Grosz (Australian) John Peter Russell & Vincent van Gogh. 2011 г.
Потом пути товарищей разошлись, не в смысле дружбы, конечно, - они просто разъехались в разные стороны. Рассел в 1888 году женился на модели Огюста Родена - итальянке Марианне Антуанетте Маттиоччо и уехал строить свой дом на острове Бель-Иль у побережья Бретани, а Ван Гог в это время активно писал подсолнухи и звездные ночи Прованса в Арле. О том, что его друг Винсент застрелился, Джон узнал случайно.
Ставя точку на истории Рассела, сообщу, что у него было 13 детей, жена-красавица умерла в 1907 году и убитый горем художник уничтожил 400 своих картин и рисунков. Коммерческо-творческие дела тоже шли не очень успешно, он предлагал свои работы даже австралийским галереям, но безуспешно. Художник переехал в Париж, во время первой мировой уехал в Лондон, женился еще раз, но завоевать, как мечтал, художественный мир ни Парижа, ни Лондона не смог... В результате, он продал дом на острове, вернулся в Сидней и в 1930 году внезапно скончался от сердечного приступа.
Популяризация творчества Ван Гога
Возвращаясь к Эжену Бошу, отмечу, что он много денег тратил на поощрение других художников, например, скупая их картины и, таким образом, собрав работы практически всех ведущих современников своего времени, большинство из которых были также его друзьями.
Зная о значимой роли Боша в нидерландском искусстве, Йоханна Ван Гог 23 июля 1891 написала Эжену письмо: «Я слышала, что Вы хотели бы иметь свой портрет, который Винсент написал с Вас в Арле в 1888 году. Для меня было бы удовольствием вручить его Вам в качестве подарка от братьев Ван Гог, поскольку я знаю, как они Вас любили». Таким образом, Бош получил в подарок от Йоханны свой портрет, уже позже он еще купил у нее две картины ван Гога. Замечу, что Йоханна, даже имея финансовые трудности и зная, что Бош был богат, не пыталась извлечь выгоду из ситуации и получить большие деньги за картины. Картины Ван Гога были проданы ею Бошу за сумму около 300 франков каждая. Интересный факт: картина «Красный виноградник» - та самая «единственная» работа Винсента, проданная при его жизни, была приобретена… сестрой Эжена - художницей Анной Розалией Бош (Anna Rosalie Boch, 10 февраля 1848 -25 февраля 1936) за 400 франков. Братья ван Гог тогда посчитали это очень хорошей ценой.
А насчет портрета Боша кисти Ван Гога есть сведения, что Эжен завещал ее после своей смерти передать в Лувр. С 1944 года он хранилась в Лувре, а сейчас находится в экспозиции парижского Музея д’Орсе.
Повторюсь, Йоханна поддерживала также тесную связь с близким другом Боша, своего покойного мужа и Винсента - художником Эмилем Бернаром, который активно помогал ей в предложениях галереям картин Винсента ван Гога, содействовал в организации выставок.
Émile Bernard (French, 1868-1941) Self-Portrait. 1897 г.
Emile Bernard & Vincent van Gogh.
Таким образом, в 1890-х годах Йоханна ван Гог активно занималась «раскруткой» творчества своего родственника и сыграла ключевую роль в том, что творческое наследие и слава Винсента Ван Гога начали распространяться не только в Голландии и Франции, но и по всей Европе, например, в Германии.
Йоханна познакомилась и начала сотрудничать с немецкими арт-дилерами, галеристами и издателями еврейского происхождения Паулем Кассирером (Paul Cassirer, 21 февраля 1871 - 7 января 1926) и его двоюродным братом Бруно, которые организовали выставки картин Ван Гога в Берлине.
Leopold Graf von Kalckreuth (German, 1855-1928) Portrait of Paul Cassirer. 1912 г. Märkisches Museum, Berlin
Популяризации творчества Ван Гога Йоханна отдавалась целеустремленно и с каким-то особым рвением. Историки упоминают ссору, которая произошла во время организации одной из выставок работ Винсента в 1892 году, с голландским художником, литографом, резчиком по дереву, витражистом и писателем Ричардом Роландом Холстом (Richard Nicolaüs (Rik) Roland Holst, 4 декабря 1868 - 31 декабря 1938).
Richard Nicolaüs Roland Holst 1910 г.
Не уточняется, по какому поводу возникла ссора (возможно, по поводу построения экспозиции выставки и месте картин Ван Гога на ней), но публикуются слова Холста, сказанные в адрес Йоханны: «Госпожа Ван Гог - очаровательная маленькая женщина, но меня раздражает, когда кто-то изливает чувства с сентиментальным восторгом по поводу того, в чем он ничего не понимает. Это институтская болтовня, и ничего больше. Миссис Ван Гог считает, что лучшие работы - это те которые заставляют проливать ее много слез, она забывает, что ее печаль превращает Винсент в Бога».
Но Йоханна, по-видимому, обладала удивительно неукротимым духом и упорно продолжала начатое дело. Кроме того, она возобновила личный дневник, который не писала в годы замужества. Как она говорила сама, «ее сын должен когда-нибудь прочесть о семьях своих родителей и их жизни».
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...