ЖЗЛ (ЙОХАННА ВАН ГОГ-БОНГЕР. ЧАСТЬ 1 - ЖЕНА ТЕО.)

Oct 13, 2015 20:46

Знаете, иногда узнаешь много новой и интересной информации, хочется ею поделиться, но мысли сбиваются в кучу - ой, вот это интересно! и об этом не забыть рассказать! и т.д., поэтому и рассказ получается как бы сбивчивый. Так и с сегодняшним материалом. Хочется рассказать всё, о чем узнал сам, но выстроить логически-завершенный рассказ как-то не получается в силу множества интересных фактов, ярких личностей, географии и сроков происходившего. Но, главное, что весь этот круговорот людей и событий вращается вокруг имени великого Ван Гога! В общем, постараюсь начать «плясать от печки». )))
На днях прочитал новый комментарий к своему давнишнему посту о голландском импрессионисте Исааке Исраэльсе и увидел, что материал находится в бедственном состоянии - почти все картины не отображаются… Нашел время - восстановил пост, еще раз посмотрел картины известного голландца и обратил внимание на одну серию его картин. А потом случилось, как в известной сказке, потянул за ниточку, и клубочек завел в лесную чащобу. Надеюсь, вам удастся проследить за ходом моих мыслей! ))
Итак. Известный голландский импрессионист Исаак Лазарь Исраэльс (Isaac Lazarus Israëls, 3 февраля 1865 - 7 октября 1934). Что его сближает с известным «сумасшедшим из Арля», великим художником-постимпрессионистом Винсентом Виллемом ван Гогом (Vincent Willem van Gogh, 30 марта 1853 - 29 июля 1890)?





Isaac Lazarus Israëls (Dutch, 1865-1934) Self-Portrait. 1905 г.
Vincent Willem van Gogh (Dutch, 1853-1890) Self-Portrait with Pipe. Paris, Spring, 1886 г. Amsterdam, Van Gogh Museum



Ну, во-первых, они соотечественники и современники, почти ровесники (разница всего в 12 лет).
Об Исраэльсе я писал здесь. Из биографии Исаака известно, что в 1885 году он, по примеру Ван Гога, уехал в глухую провинцию и провел целый год, путешествуя по бельгийским районам добычи угля и изучая жизнь простого народа. Уточню, что сам Ван Гог «сбежал» на север Нидерландов, в провинцию Дренте, чуть раньше - в начале 1880-х. И сбежал он из Гааги по причине неудавшейся попытки устроить личную жизнь и создать семью. Винсент познакомился прямо на улице с беременной уличной женщиной по имени Христина, и, движимый сочувствием к её положению, предложил переехать к нему вместе с детьми. Но вскоре «семейная жизнь» ван Гога превратилась в кошмар, и он, расставшись с Христиной, сбежал в Дренте, поселился в хижине, и целые дни проводил за рисованием.

Второе, что объединяет Исраэльса и Ван Гога - это Париж. Исраэльс часто бывал в столице Франции с самого детства вместе с родителями. Винсент впервые приехал в Париж в феврале 1886 года, приехал к брату Тео, занимавшемуся там торговлей произведениями искусства. Но! Парижский период жизни ван Гога был очень плодотворным, но коротким. Уже спустя два года, в феврале 1888 года, Винсент перебрался на юг Франции - в Арль, весной 1890 года переехал в местечко под Парижем - Овер-сюр-Уаз, где 29 июля 1890 года и оборвалась жизнь художника. Исраэльс же в конце 1880-х жил в Амстердаме, успел год проучиться в местной Академии художеств, активно творил на родине, продолжая регулярно ездить во Францию, как когда-то в детстве с отцом. В Париж Исаак перебрался в 1904 году и прожил там (с небольшими перерывами) практически последующие двадцать лет. Он периодически возвращался на родину, даже жил и творил там в течение длительных периодов, но только в 1923 году Исраэльс вернулся окончательно в дом своих родителей в Гааге и отказался от своей квартиры в Париже.

Поэтому я был очень удивлен, когда в одной из нидерландских статей об Исраэльсе я прочел, что Исаак был близким другом Ван Гога и даже (внимание!) его дальним родственником - племянником!!! Если был другом и даже родственником, почему об этом не упоминается ни в одной биографии Ван Гога? Ведь Исраэльс - значимая фигура в голландской живописи рубежа веков! И в самих биографиях Исраэльса об этом ни слова! В поисках «сенсации» я перелопатил не один десяток сайтов с информацией о жизни обоих художников, но не нашел ни одной зацепки. Разве что мать Исраэльса, о которой, кроме имени - Алейда, ничего неизвестно, была в какой-то родственной связи с кланом Ван Гогов. Но, думаю, сотни историков и искусствоведов, специализирующихся на творчестве Ван Гога, уже давно бы раскопали какую-нибудь информацию.

И, наконец, третье, что роднит Исраэльса и Ван Гога - это знаменитая картина последнего - «Подсолнухи», написанная в Арле в январе 1889 года и затем повторенная в нескольких авторских репликах. Поэтому и Новая Пинакотека в Мюнхене, и Национальная галерея в Лондоне, и Музей Ван Гога в Амстердаме, и Музей Сомпо в Токио могут похвастаться подлинниками «Подсолнухов» Ван Гога. Но для того, чтобы рассказать, каким боком картина Винсента относится к Исраэльсу и его творчеству, мне необходимо ввести в повествование еще одного персонажа, заодно и рассказать вам о ней. Да, это женщина, причем женщина, благодаря которой мир и познакомился широко с творчеством и жизнью Ван Гога. На мой взгляд, этой женщине уделено недостаточно внимание в библиографии Ван Гога. Но на это, предполагаю, есть кое-какие причины.
Итак! - произношу во второй раз, знакомьтесь, кто не знаком -

Йоханна Гезина ван Гог-Бонгер
Johanna Gezina van Gogh-Bonger

4 октября 1862 - 2 сентября 1925




Johanna van Gogh-Bonger 1889 г.

Жена родного брата Ван Гога - Тео.
Сразу оговорюсь, что информации о жизни супруги младшего брата Ван Гога совсем немного.
Йоханна родилась в семье страхового брокера Хендрика Кристиана Бонгера (Hendrik Christiaan Bonger, 5 июня 1828 - 1904) и Гермины Луизы Вайсманн (Hermina Louise Weissman, 19 февраля 1831- 18 июня 1905). Девочка была пятым ребенком из семи братьев и сестер. Семья была музыкальной, часто устраивала концерты семейного квартета, в котором девушка выступала в качестве одаренной пианистки. В отличие от своих старших сестер, в обязанности которых входила «помощь по домашнему хозяйству», Джо (как называли Йоханну дома), видимо, как младшенькая, росла «веселым и жизнерадостным ребенком», которому после окончания средней школы было разрешено продолжить свое образование. Девушка изучала английский язык, и даже ездила в Англию, чтобы защитить там степень бакалавра. После защиты она осталась на несколько месяцев в Лондоне, работая в библиотеке Британского музея.
В это же время Бонгер попала под влияние известного голландского писателя Эдуарда Доуса Декера (Eduard Douwes Dekker, 1820-1887), который писал под псевдонимом Мультатули и считался представителем нонконформизма.





Eduard Douwes Dekker, also known as Multatuli 1875 г.
Обложка романа «Макс Хавелар» (1860).

В своих романах «Макс Хавелар» (1860), «Любовные письма» (1861), «Царство миллионов» (1870) и др. писатель разоблачал преступления голландских капиталистов, правительства и чиновников в колониях, обрушивался с критикой на консерваторов и либералов. Мультатули, которого называли «одним из последних истинно-либеральных людей буржуазного века» сыграл огромную роль в истории общественной мысли в Голландии. Благодаря идеям Мультатули, Йоханна увлеклась феминистским движением, борьбой женщин за свои права - право голоса, право баллотироваться на должность, право вступать в брак в 18 лет без согласия родителей (до этого такое право давалось женщине только по достижении 30 лет!). Она считала, что женщина имеет право открыть свой собственный счет в банке, право наследовать имущество, право получать знания в государственных ВУЗах и т.д.
В возрасте двадцати двух лет Йоханна стала учительницей английского языка в школе-интернате для девочек в небольшом городке Элбург, неподалеку от города Зволле. А в середине 1880-х годов преподавала в средней школе для девочек в Утрехте.




Joanna Bonger 1888 г.

Вот практически и всё, что известно из биографических справок о жизни мадемуазель Бонгер до замужества.
Впрочем, существует еще роман американской писательницы и скульптора Клэр Куперштейн «Йоханна» (1995), посвященный жене Тео, но не знаю, переведен ли он на русский язык.




Обложка романа Клэр Куперштейн «Йоханна» (1995).

Критики пишут, что автор выстраивает структуру романа вокруг писем и дневниковых записей художника и его брата. Но, помимо переписки братьев, Куперштейн использует и сохранившиеся письма Йоханны, ее семьи и друзей, записи ее личного дневника, чтобы подробнее представить читателю жизнь Йоханны и ее размышления. В общем, роман представляет собой историю о том, как Йоханна ван Гог посвятила свою жизнь тому, чтобы Ван Гог был признан в мире, поскольку его брат Тео полагал, что Винсент этого заслуживает.

А теперь вернемся к брату Винсента - Тео.

Теодорус (Тео) ван Гог
Theodorus (Theo) van Gogh

1 мая 1857 - 25 января 1891




Theodorus (Theo) van Gogh

Известно, что Тео был голландским торговцем картинами, он работал в парижской арт-дилерской компании «Гупиль и Си» (Goupil & Cie) - сначала в ее бельгийском филиале в Брюселле (с 1 января 1873 года), затем в Гааге и, наконец, с 1884 года в головном офисе в Париже.




Theo van Gogh, the brother of Vincent

Историки пишут, что Тео был преуспевающим арт-дилером. Уже с зимы 1880-1881 года, он посылал своему старшему брату принадлежности для рисования и деньги. Все историки в один голос заявляют, что благодаря постоянной финансовой помощи брата, Винсент ван Гог смог полностью посвятить себя живописи. Историки уточняют также, что поначалу Тео отправлял Винсенту деньги якобы от отца. Но вскоре Винсент узнал правду. Он, конечно, поблагодарил брата, но всю оставшуюся жизнь мучился от этой зависимости, утешая себя тем, что когда его картины начнут продаваться, он половину денег с продаж будет отдавать брату.

Мучения Винсента были связаны, наверное, и с тем, что еще в 1884 году братья заключили между собой соглашение (!). Понятно, что младший брат старался помогать старшему и опекал его "по велению сердца". Но не забывайте, что Тео был успешным торговцем. Поэтому в соглашении братьев (интересно, сохранился ли этот документ и был ли он?) было определено: Тео в обмен на картины Винсента выплачивает ему 220 франков в месяц и обеспечивает его кистями, холстами и красками лучшего качества, поставляет брату "рабочую одежду" - блузы и шляпы для работы на пленэре (о, эти знаменитые соломенные шляпы!), необходимые книги и репродукции, а также, в случае необходимости, оплачивает лечение Винсента. Между прочим, сумма 220 франков составляла тогда четверть месячного заработка успешного врача или юриста (!). В общем, как оказывается, братская финансовая помощь не была чистой благотворительностью. Видимо, у Тео, как арт-дилера, был коммерческий план - создать рынок живописи художников "новых течений" и сделать брата лидером продаж, что соответственно будет финансово выгодно ему самому.




Vincent van Gogh (Dutch, 1853-1890) Head of a Man (Possibly Theo van Gogh). 1887 г.

Напомню, что в марте 1886 года Тео пригласил Винсента пожить вместе с ним в Париже, братья жили в квартире Тео на Монмартре, которая находилась прямо над галереей «Гупиль», где Тео работал арт-дилером. По совету брата Винсент поступил учиться в частную Школу Фернана Кормона, где познакомился и подружился с Анри Тулуз-Лотреком (Henri de Toulouse-Lautrec, 24 ноября 1864 - 9 сентября 1901) и Эмилем Бернаром (Émile Bernard, 28 апреля 1868 - 16 апреля 1941).





Charles Emile Carolus-Duran (French, 1838-1917) Portrait of Henri de Toulouse-Lautrec
Henri de Toulouse-Lautrec (French, 1864-1901) Portrait of Emile Bernard. 1885 г. Tate Britain




Henri de Toulouse-Lautrec (French, 1864-1901) Vincent van Gogh. Parijs, 1887 г. Van Gogh Museum, Amsterdam

Тео познакомил Винсента со многими известными художниками (Гогеном, Сезанном, Писсаро и Сёра), он помогал выставлять и продавать работы, например, Клоду Моне и Эдгару Дега, но вот ни одной картины Винсента Тео продать так и не удалось. А в 1888 году Винсент переехал в Арль.

Еще в 1887 году Тео в Амстердаме познакомился со своим коллегой Андрисом Бонгером, который познакомил 31-летнего холостяка со своей сестрой Йоханной. Тео увлекся девушкой, которую одна из сестер Ван Гога описала, как «умную и нежную».




Émile Bernard (French, 1868-1941) Portrait of Andries Bonger, his Wife and Emile Bernard. 1908 г. Van Gogh Museum, Amsterdam

В следующем, 1888 году (возможно, уже после отъезда Винсента в Арль), Тео совершил визит из Парижа в Амстердам, чтобы объявить Йоханне о своей любви и попросить ее руки.




Theo van Gogh

Но девушка была удивлена и даже раздосадована тем, что мужчина, которого она почти не знает, хочет жениться на ней. Поэтому Йоханна ответила отказом. Есть также версия, что отъезд Ван Гога-старшего в Арль и был связан с назревающим романом Тео и Йоханы. Но, тем не менее, в следующем году девушка почему-то передумала и приняла предложение Тео.

Недолгий брак

Их свадьба состоялась в Амстердаме 17 апреля 1889 года. Кстати, удивился, обнаружив, что нигде нет ни свадебных, ни просто семейных общих фотографий Тео и Йоханны...
Винсент не мог присутствовать на свадьбе брата, поскольку с 24 декабря 1888 года он находился в психиатрической лечебнице после ссоры с гостившим у него Гогеном и истории с отрезанием уха.




Paul Gauguin (French, 1848-1903) Vincent van Gogh zonnebloemen schilderend Arles. 1888 г. Van Gogh Museum, Amsterdam




Vincent van Gogh (Dutch, 1853-1890) Self-Portrait with Bandaged Ear. Arles, January 1889 г. Courtauld Institute Galleries, London

Молодая чета Ван Гогов после свадьбы вернулась в Париж, и 31 января 1890 года у них родился сын, которого Тео в честь брата назвал - Винсент Виллем. Об этом он сообщил в письме Винсенту, который в это время находился в поселении для душевнобольных Сен-Реми-де-Прованс, недалеко от Арля, куда прибыл еще 3 мая 1889 года. В качестве подарка Винсент послал брату картину «Цветы миндального дерева» (Amandelbloesem).




Vincent van Gogh (Dutch, 1853-1890) Almond blossom. February 1890 г. Van Gogh Museum, Amsterdam

В письме матери от 19 февраля 1890 года Винсент написал: «Я очень доволен, что он назвал своего сына так же, как Па (дед Винсента, в честь которого художника и назвали), о котором я думал так часто в эти дни, и потом в честь меня. Как только я узнал об этом, я сразу же начал делать картину для него, чтобы он смог ее повесить в спальне. Большие ветви с белыми цветами миндаля на фоне голубого неба».

8 июня 1890 года Тео с женой и малышом навестили Винсента, который к тому времени перебрался жить в городок Овер-сюр-Уаз под Парижем, и художник смог понянчиться со своим племянником - тёзкой. Винсент впервые за два года увиделся с братом и познакомился с его женой.




Theo van Gogh




Jo van Gogh-Bonger with son Vincent Willem at the studio of photographer Raoul Saisset, 4 Rue Frochot, Paris, 1890 г. Van Gogh Museum, Amsterdam

Впрочем, в архиве музея Ван Гога в Амстердаме хранятся два письма Йоханны к Винсенту, написанные из Парижа после свадьбы («мы сегодня уже женаты три недели») и еще до встречи в Овер-сюр-Уазе - 8 мая 1889 года и 5 июля 1889 года.
В этих письмах Йоханна пытается найти контакт с Винсентом, называет его «мой дорогой брат», пишет «Когда мы еще не были женаты, я всегда думала, что я еще не могу осмелиться написать обо всем Винсенту, но теперь , когда мы стали братом и сестрой, я бы очень хотела, чтобы вы узнали меня немного, и, если это возможно, хотя бы немного любили меня. Со своей стороны я так много слышала о вас от Тео и Вилл (сестра Винсента и Тео - Вильгельмина), и здесь, в доме, есть масса вещей, которые напоминают о вас. Когда я вижу красивый кувшин или вазу, то непременно слышу - это Винсент купил, это очень нравится Винсенту, не было дня, когда мы не говорим о тебе».

В первом письме молодая жена «щебечет» о том, что Тео красиво и уютно обустроил квартиру к ее переезду, что в постели по утрам она любуется прекрасной цветущей веткой персикового дерева, присланной Винсентом, что его картины висят и в гостиной над пианино, и в столовой. Йоханна пишет о том, что пытается полюбить Париж, но не может привыкнуть к его хаотичности, поэтому рада, что они живут в тихом квартале; пишет, каких гостей - Писсаро с сыном, земляков Харта Ниббрига (Hart Ferdinand Nibbrig, 1866-1915) и Йозефа Исааксона (Joseph Jacob Isaäcson, 1849-1939), они с Тео принимают по вечерам и т.д. Прощаясь, Йоханна пишет, что должна позаботиться об обеде, поскольку «Тео будет дома через несколько минут»: «Так что на сегодняшний день я буду прощаться с тобой - я надеюсь, что тебе было не скучно, и я написала не слишком много - в последнее время я настолько привыкла к письменной форме, поэтому и пишу обо всех мелочах…».
Второе письмо Йоханна написала по-французски, чтобы попрактиковаться в языке, и чтобы доставить приятное Винсенту («я знаю, что тебе это нравится больше»). Именно в этом письме невестка Винсента сообщает ему, что «этой зимой, примерно в феврале, вероятно, мы надеемся, что у нас родится ребенок, маленький мальчик, которого мы назовем Винсентом, если ты согласишься быть его крёстным отцом. Конечно, может родиться и девочка, но мы с Тео считаем, что у нас точно будет мальчик». Половина письма посвящена тому, что Йоханна была расстроена, узнав о своей беременности, не потому, что она не любит детей, а потому, что боится, что может родиться слабый ребенок, ибо у нее, и у Тео не очень хорошее здоровье. Но врачи успокоили ее по этому поводу, и она, помня портрет ребенка Рулена, написанный Винсентом и присланный Тео, надеется, что дядя их малыша согласится сделать и его портрет!




Vincent van Gogh (Dutch, 1853-1890) Portrait of the Baby Marcelle Roulin. 1888 г. Van Gogh Museum, Amsterdam

Я так подробно пишу об этих письмах и цитирую их, поскольку, повторюсь, Йоханна очень хотела наладить контакт с художником, своим новым родственником. Ведь она сама понимала, да и «злые языки» ей нашептывали, что выйдя замуж за Тео, она получила не только мужа, но также, по умолчанию, эмоционально несдержанного и постоянно материально нуждающегося брата мужа - Винсента: «Когда вы станете женой Тео ван Гога, вы скоро обнаружите, что его брат, которого он очень любит, живет в постоянном состоянии кризиса, и он будет не просто дополнением к вашей крошечной семье».

Тео продолжал популяризировать творчество брата, но безуспешно. Хотя в начале 1890 года шесть картин Винсента были представлены в Брюсселе на выставке Ассоциации бельгийских художников - группы «Двадцать» (Les Vingt). Тогда же была продана единственная при жизни художника картина «Красные виноградники, Арль» (The Red Vineyard, Arles) и появилась положительная рецензия искусствоведа Альберта Аурье.




Vincent van Gogh (Dutch, 1853-1890) The Red Vineyard, Arles. 1888 г. ГМИИ им. Пушкина, Москва

Впрочем, современные историки утверждают, что факт об одной проданной картине - всего лишь легенда. Григорий Козлов в большой статье о Ван Гоге, опубликованной в 2007 году в журнале «Вокруг света», пишет, что по сохранившимся документам известно - у художника было куплено при жизни около четырнадцати картин. «Первым это сделал друг семьи голландский арт-дилер Терстиг в феврале 1882 года, и Винсент тогда написал Тео: «Первая овечка прошла через мост». В реальности продаж было больше, об остальных просто не сохранилось точных свидетельств».

Художественный критик Анри Орье в парижской газете «Меркюр де Франс» опубликовал статью, посвященную Винсенту, в которой писал, что Ван Гог «удивительный голландец, наследник Рембрандта и Халса». Орье даже планировал написать монографию о Винсенте, но вскоре после смерти художника умер от туберкулеза.
С 1888 года Тео посылал картины брата на ежегодные выставки Салона Независимых в Париже, и штатные критики Салона - Гюстав Кан и Феликс Фенелон, в своих статьях отмечали яркие картины голландца. В марте 1890 года на выставке Салона, например, было представлено 10 работ Винсента, но кроме положительной реакции критики опять никакой «экономической выгоды». «Многие подходили ко мне, чтобы выразить свое уважение. Гоген сказал, что твои картины стали изюминкой выставки» - написал Тео Винсенту 19 марта 1890 года. Но при этом картины Ван Гога были в личных коллекциях Огюста Родена и Эдгара Дега.

Как ко всему этому относилась Йоханна - неизвестно, но в романе Клэр Куперштейн есть фраза, произнесенная ею: «Я знаю, что Тео поступает по-христиански, но сейчас я ненавижу, ненавижу, Винсента ван Гога».

«Нам не жить друг без друга…»

А 27 июля 1890 года, через полтора месяца после встречи с братом и его семьей, Винсент ван Гог застрелился в Овер-сюр-Уаз. История самоубийства художника - это отдельный рассказ, поскольку даже версий этого происшествия несколько. Официально историки считают, что Ван Гог выстрелил себе в область сердца из револьвера из-за того, что не хотел больше висеть на шее своего младшего брата, содержавшего не только его, но и жену с ребёнком и престарелую мать. Винсент понимал, что соглашение, которое они заключили шесть лет назад с братом постепенно превращается в финансовую кабалу для обоих.




Vincent van Gogh (Dutch, 1853-1890) Portret van Theo van Gogh. 1887 г.

В 2011 году американские историки-искусствоведы Стивен Найфех и Грегори Уайт Смит выдвинули версию, что это был вообще несчастный случай - Ван Гога подстрелили подростки, шалившие с оружием в поле, где Винсент работал на пленэре. Поэтому, мол, художник, чтоб не подставлять парней, самостоятельно добрался до номера гостиницы, где жил, и отказался от какой-либо медицинской помощи. Но владелец гостиницы все же вызвал врача, который и сообщил о случившемся Тео.
Брат приехал на следующий же день и провёл рядом с Винсентом время до самой его смерти. Ван Гог скончался от потери крови 29 июля 1890 года в 1:30 ночи, спустя 29 часов после ранения.




Louis van Ryssel (Paul-Ferdinand Gachet) Vincent van Gogh on his deathbed. 1890 г.

Портрет Ван Гога на смертном ложе написал Поль-Фердинанд Гаше (Paul-Ferdinand Gachet, 30 июля 1828 - 9 января 1909) - лечащий врач Винсента во время его пребывания в Овер-сюр-Уаз. Они были очень дружны, Гаше известен также, как большой ценитель импрессионистского искусства и художник-любитель. Свои работы он подписывал псевдонимом "Louis van Ryssel". Луи было одним из имен Гаше, а Рейссель - это фламандское название бельгийского города Лилля, где он родился.
Раз уж заговорил о докторе Гаше, то хочу отметить, что его портреты кисти Ван Гога знакомы всем и каждому.





Paul-Ferdinand Gachet
Vincent van Gogh (Dutch, 1853-1890) Portrait of Doctor Gachet. 1890 г.

А есть еще практически неизвестный портрет доктора Гаше, написанный французским импрессионистом Норбертом Гёнёттом (Norbert Gœneutte, 23 июля 1854 - 9 октября 1894). "Изюминка" этого портрета в том, что Гаше был и лечащим врачом Гёнётта. Норберт в 1891 году, в связи с обострением туберкулёза, вынужден был покинуть Париж, он переехал в Овер-сюр-Уаз, где и проходил курс лечения у Поля Гаше. Но через три года, в начале октября 1894 года, художник скончался...




Norbert Gœneutte (French, 1854-1894) Le Docteur Paul Gachet. 1891 г. Musée d'Orsay

Итак, 30 июля Винсента ван Гога похоронили в Овер-сюр-Уазе, в этот же день Тео написал об этом матери и семье и уехал в Голландию. Историки пишут, что после смерти брата Тео впал в глубокую депрессию, у него даже появились признаки серьёзного душевного расстройства.




Meijer Isaac de Haan (Dutch, 1852-1895) Sketch of Theo van Gogh. 1888 г.

Тем не менее, в сентябре того же года Тео вел переговоры с галереей Дюран-Рюэля о мемориальной выставке, но снова безуспешно. Хотя непонятно, почему хозяин галереи Поль Дюран-Рюэль (Paul Durand-Ruel, 31 октября 1831 - 5 февраля 1922) отказал Тео.




Pierre-Auguste Renoir (French, 1841-1919) Portrait des Paul Durand-Ruel. 1910 г.

Он был известным французским коллекционером, который одним из первых начал оказывать финансовую поддержку художникам-импрессионистам и организовывал их персональные выставки у себя в галерее. Одержимый идеей провести выставку Тео переехал в соседнюю со своей, но меньшую по площади, квартиру, а в своей бывшей квартире, при помощи общего друга - уже упомянутого художника-неоимпрессиониста, одного из теоретиков символизма в искусстве Эмиля Бернара, всё же провел выставку брата.

В октябре 1890 года, по просьбе брата Йоханны - Андри Бонгера, Тео согласился лечь на обследование в психиатрическую клинику Этуаля в Париже, там ему поставили диагноз «острая маниакальная возбудимость с манией величия и прогрессирующий общий паралич». Через месяц Йоханна организовала перевод мужа в Нидерланды, Тео был помещен в «Медицинский институт душевнобольных» в Утрехте. Здесь он и умер через два месяца - 25 января 1891 года, в возрасте 33 лет. Причем, причиной смерти называлось осложнение последней стадии сифилиса…
Похоронили Тео ван Гога на кладбище Сустберген в Утрехте. Он последовал за братом через шесть месяцев после смерти Винсента.




Theo van Gogh 1890 г.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...


Йоханна ван Гог-Бонгер, Тео ван Гог, семьи художников, Исаак Исраэльс, Винсент ван Гог, Голландия, ЖЗЛ

Previous post Next post
Up